Резеда Рафисовна
Рабочая программа кружка по конструированию в второй «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №42
Рассмотрено и принято
На педагогическом совете №
Протокол №
«» августа 201 г.
. Утверждаю:
Заведующий МАДОУ д/с №42
___ .И. Булгакова
Приказом №
от «» 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Темочки:
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
Руководители кружка :
воспитатель первой категории
Векшенкова Н. П.
воспитатель первой категории
Шмидт Р. Р.
2018-2019 учебный год
р. п. Калининец
Пояснительная записка
Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность. Благодаря большей подвижности ребенок, направляемый взрослыми к восприятию окружающего, знакомится с новыми предметами и явлениями, значительно обогащаются его представления о них, расширяется круг его интересов.
Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.
Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует создания условий для удовлетворения этой потребности детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что благодаря конструированию быстро совершенствуются навыки и умения ребенка, его умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Основной материал для конструирования - строительный. Дети знакомятся с ним, выясняется отличие деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски. Также дети знакомятся со свойствами бумаги, ткани, учатся делать из них различные поделки. Использование в работе природного материала развивает умение увидеть в привычных вещах необычное.
Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте : раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.
Цель:
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной и художественной деятельности, знакомство с различными видами материалов.
Образовательные задачи:
1. Установление ассоциативных связей между реальными предметами и отображающими их конструкциями (стол, стул и т. д.); целенаправленное рассмотрение и создание простейших построек (дорожка, заборчик)
2. Ознакомление с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное название, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств.
3. Создание условий для конструирования и обыгрывания построек:
- из одинаковых деталей
- линейных
- горизонтальных
4. Содействие освоению базовых способов конструирования из строительных материалов: соединение, приставление, наложение полное, наложение частичное, наложение деталей впритык или на некотором расстоянии друг от друга.
5. Обогащение опыта обследования материалов и деталей, сравнения друг с другом и экспериментирования с ними для выявления характер изображения.
6. Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссоздающего и творческого воображения.
7. поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.
Методы и приемы, используемые в работе кружка :
1. По источнику познания:
- вербальные,
- наглядные,
- практические методы обучения.
2. По типу обучения:
- объяснительно-иллюстративные,
- проблемно-развивающие методы обучения.
3. По уровню познавательной самостоятельности:
- репродуктивные,
- продуктивные.
4. По дидактическим целям и функциям:
- методы стимулирования,
- организации и контроля.
5. По виду деятельности педагога:
- методы изложения;
- методы организации самостоятельной учебной деятельности.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, в том числе уголка конструктивной деятельности, что дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- конкурсы по тематике конструирования из различных материалов;
- праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, конкурсы совместных работ родителей и детей.
Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
- конструктор – строитель (крупный)
- конструктор – строитель (средний)
Планируемые результаты:
- Знать, называть, использовать детали строительного материала.
- Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Различать части постройки по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).
- Уметь создавать работы из бумаги, используя готовые фигуры.
- Уметь создавать работы из природного материала.
Педагогическая диагностика.
Для текущей диагностики воспитатель анализирует не только полученный результат, но также процесс конструирования и отношение детей к этой деятельности. При этом ориентируется на то, что к четырем годам ребенок уже:
- осмысленно создает и свободно обыгрывает несложные постройки, понимает связь между постройками и реальными сооружениями или бытовыми предметами;
- владеет базовыми способами конструирования : размещает детали в пространстве таким образом, чтобы при их соединении получалась задуманная конструкция;
- различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма, полукуб, брусок;
- понимает зависимость формы, величины, красоты и устойчивости конструкции от особенностей деталей;
Продолжительность реализации программы.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 15 минут.
Период реализации с января 2019 года по май 2019 год
Количество занятий В неделю В месяц В год
1 4 21
Продолжительность занятий 15 минут 1 час 5 часов 15 минут
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». – М. : ИД «Цветной мир», 2016. – 200с.
2. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». – М. : ИД «Цветной мир», 2015. – 144с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 64.
4. Интернет - источники
Приложение 1.
Перспективный план работы кружка на 2018-2019 учебный год
Месяц Занятие Тема Задачи
Литература
Январь 1 «Как снеговик превратился в неваляшку» Показать возможность создания различных образов на основе базовой конструкции, состоящей из двух шаров разной величины (туловище и голова) 2, 75
2 «Как лесенка превратилась в горку» Расширить способы создания вертикальных построек 2, 76
3 «Как короткий заборчик стал длинным» Уточнить и обобщить представления о заборчике как сооружении, созданном людьми для защиты своего дома и двора 2, 48
4 «Как заборчик превратился в загородку» Познакомить новым способом конструирования заборчика – от середины в обе стороны, т. е. синхронно двумя руками 2, 54
Февраль 1 «Как лесенка превратилась в железную дорогу» Уточнить представления о лесенке и железной дороге как сооружениях, специально созданных для удобства перемещения в пространстве. 2, 86
2 «Вот какие разные машинки» Вызвать интерес к конструированию машинок из строительного материала. 2, 88
3 «Как мы построили гараж для машины» Уточнить представления о назначении и строении гаража 2, 90
4 «Как лодка превратилась в кораблик» Расширить опыт конструирования транспорта 2, 110
Март 1 «Как лодка превратилась в ракету» Вызывать интерес к повторному конструированию лодки (по представлению) и ее преобразованию в ракету (по описанию или показу) 2, 112
2 «Как опасный мостик стал безопасным» Уточнить и обобщить представление о мостике как сооружении, созданном людьми для преодоления преград. 2, 108
3 Как низкая башня стала высокой Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек 2, 58
4 Как башня превратилась в пирамиду Предложить сравнить пирамиду с башней, найти сходство и различия. 2, 64
Апрель 1 Вот какие красивые домики у нас в деревне Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительных материалов 2, 120
2 «Как опасный мостик стал безопасным» Уточнить и обобщить представление о мостике как сооружении, созданном людьми для преодоления преград. 2, 108
3 Как мы построили стол на четырех ножках Уточнить и обобщить представление о столе как о предмете мебели, его строении и назначении. 2, 98
4 «Как неудобная кроватка стала удобной» Учить выбирать нужное количество деталей и создавать постройку по заказу педагога 2, 80
5 «Как кресло стало раскладным диваном» Инициировать поиск способов изменения постройки – преобразовать кресло в диван, затем собранный диван – в раскладной. 2, 84
Май 1 «Домик и забор». Учить строить домик, забор вокруг него; обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами; 3, 29
2 «Теремок для матрёшки». Закреплять представление о знакомых предметах. 3, 28
3 «Построй, что хочешь». Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. 3, 29
4 «Теремок для матрёшки». Закреплять представление о знакомых предметах; умение правильно называть детали строительного набора. 3, 28