Галина Никитина
Рабочая программа кружка по художественно-творческой деятельности «Детские ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по художественно-творческой деятельности
Старшая группа «А»
5—6 лет
на 2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей-
на кончиках пальцев. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок.
В. А. Сухомлинский
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Публикация «Рабочая программа кружка по художественно-творческой деятельности „Детские ладошки“» размещена в разделах
Творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.
Что представляет собой художественно – творческая деятельность ребёнка дошкольного возраста? Результатом является субъективная новизна. Выполняя художественно – творческие действия, ребёнок дошкольного возраста создаёт субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная значимость его велика.
Художественно – творческая деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно – исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребёнок не может. Именно взрослый является носителем и звеном, передающим опыт. Усваивая этот опыт, ребёнок развивается.
Создание существующих педагогических условий является гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придаётся здесь усвоению детьми художественно – творческого опыта, обучению их приёмам художественно – творческих действий.
Лепка, рисование, аппликация, конструирование - очень интересны для ребёнка – дошкольника, так как удовлетворяют его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребё нка данного возраста: наглядно – действенному и наглядно – образному его характеру.
На основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный №30384) «Об учреждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04 12 2013 №100-1241 «О введении ФГОС ДО в образовательных организациях РХ».
Настоящая программа разработана на основе программно-методического пособия Л. В. Куцакова С. И. Мерзлякова «Росинка»
В программе предоставлены разные виды художественно - творческой деятельности : лепка, рисование, аппликация. Программа раскрывает задачи и содержание работы с детьми старшей группы. Количество детей -
Актуальность - создание предлагаемой программы обусловлена необходимостью развития творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе художественно-творческой деятельности.
1. Цель и задачи рабочей программы :
Цель программы : Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически - развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка через различные виды изобразительной деятельности.
Задачи программы :
1. Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
2. Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
3. Развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
4. Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Педагогические - предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребёнка, развитие его индивидуальности.
Познавательные - реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путём соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие - это те задачи, которые требуют от ребёнка комбинирования известных приёмов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
2. Требование к содержанию рабочей программы :
Поддержка стремления создавать в различных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принимать тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Распределение материала на учебный год.
Виды НОД Количество НОД в год
1. Рисование 13
2. Лепка 7
3. Аппликация 8
Всего занятий 28
Программа предполагает проведение одной развивающей ситуации в неделю в форме кружковой деятельности, во второй половине дня, продолжительностью 25 минут. Общее количество развивающих ситуаций в год: 28.
Способы проверки знаний, умений и навыков.
Для того чтобы проверить в какой степени ребёнок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить педагогический анализ 2 раза в год. Диагностика проводится методом наблюдения.
3. Планируемые результаты освоения программы
Достижения ребенка (Что нас радует)
Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.
Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.
Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.
Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.
Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.
Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен.
Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов.
Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы.
Создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами.
4. Описание образовательной деятельности
Изобразительное искусство.
Интерес к проявлениям красоты в окружающем мире, желание задавать вопросы
и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства,
привлекательные предметы быта и природные объекты.
Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного
искусства, разных видов архитектурных объектов: о специфике видов искусства
(скульптуры, живописи, графики, архитектуры, используемых изобразительных и
строительных материалах и инструментах.
Представления и опыт восприятия произведений искусства
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере
промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности,
связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в
них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного
искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие
декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления
поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.
Профессиональное прикладное искусство.
Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного
образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование
умений художественного восприятия : внимательно рассматривать произведение,
выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых
средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между
образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения,
отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного
суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает
средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение
творческой манеры некоторых художников и скульпторов.
Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к
промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных
промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам.
Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной
деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования,
увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом. Освоение новых, более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Изобразительно-выразительные умения Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности. Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма, красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в декоративном изображении создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы. Технические умения:
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому, способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.
В аппликации: использование разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового материала. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи.
В лепке: использование разнообразных и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.
5. Описание методического обеспечения:
1. ТСО (магнитофон)
2. Учебно – наглядные пособия по темам (муляжи, образцы, предметы народно – декоративно – прикладного искусства, игрушки для игрового момента).
3. Оборудование: тесто солёное или глина – цветное, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки, проволока, мелкие предметы и подручные материалы – крупы, семена, камешки, ракушки, пуговицы, бусинки, крышки от бутылок, палочки и пр., влажные салфетки, восковые мелки, краски пальчиковые, краска-гуашь, фломастеры, кисти, цветная бумага, клей, банки-непроливайки, бумажные салфетки, влажные салфетки.
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В старшем возрасте используется тематическое планирование содержания образовательного процесса. Темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта : предметный мир, социальный мир, мир природы и пр.
Для работы с детьми 5-7 лет эффективно сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса.
В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.
В содержании планирования учитываются также доступные пониманию детей праздники, такие как Новый год, 8 марта, день рождения и т. п.
На музыкальных и физкультурных занятиях предусматривается включение игровых образов, связанных с предстоящим праздником (музыкальные игры, песенки, хороводы, подвижные игры и т. п.). Естественно, что в этот период происходит и знакомство детей с соответствующими новогодними стихами и сказками.
Содержание образовательного процесса способствует развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду. Дети и родители участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.
Традиционные события, праздники и мероприятия празднуются в соответствии с годовым планом МБДОУ д/с № 10 «Щелкунчик», в соответствии с возрастными особенностями детей.
7. Организация предметно – развивающей среды для реализации программы
В группе создана предметно – развивающая среда для реализации кружка.
Насыщенность предметно–развивающей среды соответствует содержанию образовательной программы. В группе создан «Центр творчества», который обеспечивает решение задач по художественно-эстетическому развитию (театрализованные, музыкальные игры, импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). В центре находится оборудование для творчества (кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветные карандаши, гуашь, фломастеры, пластилин, магнитная доска, ширма, волшебный мешочек, волшебный сундучок, альбомы).
8. Список литературы
1.«Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт – Петербург «Детство - пресс» 2011г.
2. План программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт – Петербург «Детство - пресс» 2000г.
3. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. Санкт – Петербург «Детство - пресс».
4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Москва – центр «Сфера» 2007г.
5. А. Фирсова «Чудеса из солёного теста», АЙРИС ПРЕСС-Москва 2010г.
6. И. Степанова «Весёлый пластилин», Харьков клуб, клуб семейного досуга 2014г.
7. Хобби клуб «Солёное тесто», ООО АСТ-ПРЕСС книга 2011г.
8. И. Хананова «Солёное тесто», - Москва АСТ-ПРЕСС 2012г
9. А. Г. Красичкова «Мои первые поделки» изд. АСТРЕЛЬ, Москва 2011г.
10. Н. Волкова «Разноцветный пластилин» изд. ЭКСМО 2012г.
11. Рони Орен «Секреты пластилина» МАХАОН, Москва 2013г.
12. Н. Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет-Волгоград: Учитель.
13. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» конспекты занятий и методические рекомендации Изд. дом «Цветной мир» Москва2011