Ирина Узденова
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Волшебные узелки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Публикация «Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества „Волшебные узелки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Что же понимается под творческими способностями?
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т. е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т. д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 2 часа в неделю.
Цель программы – формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по программе «Кудесники» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
развитие коммуникативных способностей;
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура занятия:
Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы :
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок.
План
работы по созданию условий для работы кружка.
1. Вести накопление теоретического и практического материала.
2. Подбор и изучение методических пособий.
3. Сделать подборку детской литературы.
4. Создать предметную среду.
5. Изготовить образцы с узлами (рисунки).
6. Создание уголка.
7. Составить сетку занятий, список детей.
8. Изготовить образцы изделий.
9. Составить перспективный план работы на два года.
Режим работы :
Занятия проводятся 2 раза в месяц во вторую половину дня по 30 мин. В кружке занимается 5-7 детей.
Цели занятий по макраме для детей 6 – го года жизни.
1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности - макраме.
2. Научить работать с оборудованием (подушка английская булавка веревка).
3. Научить технике работы по макраме.
4. Дать детям понятие о разных узлах: первый и второй плоский узел квадратный узел горизонтальный и диагональный репсовый узел.
5. Обучать умению составлять из узлов узоры, изображения предметов: брелок, подставка под горячие блюда.
6. Ознакомить детей с правилами по т/б при работе с англ. Булавкой.
Перспективный план работы кружка
для детей 6 – го года жизни.
Сентябрь
1. Цели: Познакомить детей с новым видом художественной деятельности – макраме. Рассмотреть образцы узлов (схемы) и готовые изделия. Познакомить с оборудованием для занятий по макраме. Познакомить с правилами по технике безопасности при работе с английской булавкой.
2. Цели: Научить детей крепить нити на основе:
а) крепление нити замочком налицо
б) крепление нити замочком на изнанку <рис1>
Познакомить и научить плести первый плоский узел и левостороннюю витую цепочку <рис2>
Октябрь
1. Цель: познакомить и научить плести второй плоский узел и правостороннюю витую цепочку <рис3>
2. Тема: Подставка под горячие блюда <фото1>
.
Цель: начать выполнять изделие на основе узла “правосторонняя витая цепочка”.
Число нитей и их длина: 2 нитки по 9 м 60 см.
Ноябрь
1 и 2 занятие.
Тема: Подставка под горячие блюда.
Цель: продолжать плести изделие.
Декабрь
1 и 2 занятие.
Тема: Подставка под горячие блюда.
Цель: продолжать и заканчивать плести изделие.
Помочь детям сшить изделия.
Январь
1. Цель: познакомить и научить плести квадратный узел и цепочку из квадратных узлов <рис 4>
2. Цель: познакомить и научить плести квадратные узлы в шахматном порядке и узор “Шахматка” <рис 5 >.
Февраль
1. Тема: Игрушка” Веселый человечек” <фото2>.
Цели: Начать плести изделие на основе квадратного узла. Закрепить правила по т/б при работе с англ. булавкой.
Число нитей и их длина: 8 нитей по 1 м складываем пополам.
2. Тема: Игрушка” Веселый человечек”.
Цели: Продолжаем плести изделие. Закрепить правила по т/б при работе с англ. булавкой.
Март
1. Тема: Игрушка “Веселый человечек”.
Цели: Заканчиваем плести изделие. Оформляем его: если девочка - волосы длинные можно покрасить сделать из цветных ниток бантик. Если мальчик - волосы короткие галстук на шею. Развивать фантазию у детей.
2. Цель: познакомить и научить плести репсовый узел (брида) и горизонтальный и диагональный репсовый узлы <рис6>.
Апрель
1. Цель: научить плести узор” Листочки” на основе репсового узла.
2. Тема: Брелок (сувенир на память) <фото3>.
Цели: Начать плести изделие на основе диагонального репсового узла. Закрепить правила по т/б при работе с анг. булавкой.
Число нитей и их длина: 3 нити цвета А и 3 нити цвета Б каждая по 1 м 20 см.
Май
1 и 2 занятие.
Тема: Брелок.
Цели: Продолжать и заканчивать плести изделие. Закрепить правила по т/б при работе с англ. булавкой.
Цели занятий по макраме для детей 7 – го года жизни.
1. Продолжать знакомить детей с новым видом художественной деятельности – макраме.
2. Учить технике работы по макраме.
3. Закреплять навыки работы с оборудованием.
4. Закрепить навыки плетения узлов.
5. Закрепить правила по т/б при работе с англ. Булавкой
6. Продолжать обучать умению составлять из узлов изображения предметов: коврик, салфетка.