Елена Пилясова
Рабочая программа ГПД
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГПД
Направленность рабочей программы ГПД: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня; содержательное единство образовательной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательной организации; создание здоровье-сберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательной деятельности, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательной организации; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Публикация «Рабочая программа ГПД» размещена в разделах
Цель: воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие, путем рациональной организации образовательной деятельности во второй половине дня, привлечения обучающихся к дополнительному образованию; формирование у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
Задачи рабочей программы ГПД:
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся;
- оказание квалифицированной помощи обучающимся в подготовке к урокам и выполнении домашних заданий; организация самостоятельной работы обучающихся по закреплению и углублению ЗУН, приобретенных на уроках;
- создание благоприятных условий для формирования ученического коллектива;
- воспитание у учащихся организованности, собранности и дисциплинированности.
- осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, их психическое и физическое развитие, приобретение навыков здорового образа жизни;
- организация индивидуальной, групповой и коллективной работы обучающихся;
- организация досуга обучающихся; формирование творческого воображения, любознательности; развитие познавательного интереса.
- формирование у учащихся ценностных ориентиров; нравственных (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональных (через эстетические представления в творческой деятельности) компонентов мировоззрения детей;
- воспитание позитивного отношения к общественно-полезному труду; самостоятельности;
- формирование бережного отношения к школьному имуществу, учебникам;
- формирование потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью учащегося;
- осуществление эстетического, экологического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентационного, физического воспитания младших школьников.
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГПД (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Режим работы: 5 дней в неделю, всего 34 недели
План воспитательной работы включает несколько основных направлений:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое воспитание. Превентивное воспитание (формирование здорового образа жизни).
3. Познавательно-развлекательное (интеллектуальное) воспитание.
4. Художественно-эстетическое воспитание.
5. Нравственно-этическое воспитание.
6. Трудовое воспитание.
7. Экологическое воспитание.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию
Цели и задачи:
1. Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей. Осуществлять формирование у детей целостного мировоззрения, гражданской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию.
2. Создать условия для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности.
3. Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; воспитывать детей в духе уважения к человеческому достоинству, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
4. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
5. Развивать правовую и политическую культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
6. Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии; национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Развивать формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
7. Формировать гуманные отношения между обучающимися, чувство долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребность в труде, бережного отношения к природе.
Традиционные мероприятия:
1. Проведение бесед о культуре поведения, о Родине; о событиях в стране и за рубежом; реализация подпрограммы «Моя Родина».
2. Наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров патриотического, нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории и культуре, литературе и различных видах искусства, легендах и мифах.
3. Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.
Работа по физкультурно-оздоровительному и спортивно-массовому воспитанию.
Работа по превентивному воспитанию.
Цели и задачи:
1. Пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, формировать навыки здорового образа жизни, направленные на осознание значимости здоровья как ценности.
2. Формировать в детской среде систему мотивации к ведению активного и здорового образа жизни, занятиям спортом, развитию культуры здорового питания и трезвости; распространению позитивных моделей участия в массовых общественно- спортивных мероприятиях. Формировать установки на использование здорового питания.
3. Создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей.
4. Развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать режим дня.
5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся, мотивировать к систематическим занятиям физическими упражнениями. Научить детей позитивному отношению к себе и своему здоровью.
6. Проводить профилактику противоправного поведения обучающихся.
7. Формировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Прививать культуру безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек.
8. Создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования.
Традиционные мероприятия:
1. Ежедневная организация подвижных игр на воздухе, физкультминуток на самоподготовке.
2. Ежедневное проведение проверки чистоты рук, лица, одежды.
3. Проведение бесед о личной гигиене, о пользе спорта и физической подготовке; реализация подпрограммы «Расти здоровым».
Работа по познавательно-развлекательному (интеллектуальному) воспитанию.
Цели и задачи:
1. Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности.
2. Вырабатывать коммуникативные навыки, культуру общения, потребность и умения в самопознании и самовоспитании.
4. Развивать познавательные интересы и любознательность.
5. Воспитывать культуру быта и досуга, направленную на формирование у детей ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
6. Воспитывать психологическую культуру, направленную на развитие и саморазвитие личности, формирование психологической устойчивости.
7. Воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности, направленную на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
Традиционные мероприятия:
1. Проведение познавательно-развлекательных игр, викторин, направленных на освоение учащимися информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников и т. п.); реализация подпрограммы «Хочу всё знать!»
2. Детские исследовательские проекты; познавательные акции (марафоны, конференции, викторины, экскурсии, организуемые педагогом для детей; ежедневное чтение художественной литературы.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию.
Цели и задачи:
1. Приобщение детей к культурному наследию: создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства.
2. Развитие художественных потребностей и способностей обучающихся, освоение детьми культурных форм общения с искусством; развитие чувства прекрасного.
3. Создавать условия для развития художественного и эстетического вкуса у детей.
4. Формировать умения обучающихся создавать художественный образ в собственной творческой деятельности, (индивидуально и коллективно); формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
5. Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура.
6. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Традиционные мероприятия:
1. Организация изобразительного творчества у детей (тематические конкурсы рисунков); реализация подпрограммы «В творческой мастерской».
2. Проведение просмотра видеофильмов.
3. Для закрепления культурных навыков проведение сюжетно-ролевых игр.
4. Проведение культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных культурных, нравственных ценностей; этнических культурных традиций, народного творчества.
Работа по нравственно-этическому воспитанию.
Цели и задачи:
1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, нравственных чувств и этического сознания.
2. Воспитывать у учащихся чувства достоинства, чести и честности, совести, уважения к отцу, матери, педагогам, старшему поколению, сверстникам, другим людям.
3. Расширить кругозор.
4. Развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности; формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями, и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Проводить поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.
6. Ознакомить с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями нашей Республики и народов других стран.
Традиционные мероприятия:
1. Проведение еженедельных бесед о ценностях мировой культуры, о нравственно-этических ценностях; реализация подпрограммы «Правила поведения».
2. Стимулирование (с помощью бесед) здорового образа жизни как основы духовно- нравственного воспитания.
3. Чтение литературных произведений на тему нравственно-этического воспитания.
Работа по трудовому воспитанию.
Цели и задачи:
1. Формировать учащимся ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; социальной активности.
3. Формировать учащимся умения и навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
3. Через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности
- уважение к представителям разных профессий; трудовым достижениям и подвигам;
- бережное отношение к своему и чужому имуществу; воспитание культуры труда;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
4. Развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Традиционные мероприятия:
1. Проводить беседы о людях разных профессий; реализация подпрограммы «В творческой мастерской».
2. Проводить занятия по технологии (лепка, аппликация, конструктор).
3. Проводить проверку сохранности школьного имущества.
Работа по экологическому воспитанию
Цели и задачи:
1. Развивать интерес и любовь к природе, к изучению растительного и животного мира, формировать экологическое мышление.
2. Развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле.
3. Формировать подрастающему поколению экологическую картину мира, развивать у него стремления беречь и охранять природу.
4. Воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Традиционные мероприятия:
1. Беседы о природе и бережном отношении к ней.
2. Проведение познавательно-развлекательных игр, викторин; связанных с природой и экологией.
Работа над культурой поведения в школе
Цели и задачи:
1. Ознакомить учащихся с основными правилами поведения в школе.
2. Проводить беседы о травмоопасных ситуациях в школе с целью профилактики.
3. Реализация подпрограммы «Беседы по ОБЖ И ПДД».
Традиционные мероприятия:
1. Беседы о правилах поведения в общественных местах.
2. Организация досуга в правильной форме.
Работа над самоподготовкой учащихся.
Цели и задачи:
1. Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
2. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.
3. Повышать мотивацию и заинтересованность.
4. Организовывать, совместно с учителем консультационную работу с детьми.
Традиционные мероприятия:
1. Проводить проверку уроков.
2. Проводить беседы, познавательные игры.
. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ.
Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации, литературное чтение, практические занятия, дидактические игры, презентации, инсценировка сказок.
V. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Система оценки результативности реализации программы ГПД является комплексной и предусматривает:
- оценку достижений обучающихся (портфолио);
- создание и презентацию собственных проектов;
- участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня представления;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Формы подведения итогов реализации программы ГПД:
тематические выставки, открытые мероприятия, посвященные памятным датам, знаковым событиям.
Методическая литература:
1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Авт. -сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 3-е изд. - М. : ВАКО, 2017. -288с. – (Мастерская учителя).
2. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт. -сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 3-е изд. - М. : ВАКО, 2018. -304с. – (Мастерская учителя).
3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. – М. : ВАКО, 2005.
4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005.
5. М. Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
6. Дружинина М. Умные задачки!; Умникам и умницам! (игры, кроссворды, головоломки).
7. Лободина Н. В, Киселева Ю. А. Занятия в группе продленного дня 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно- игровая деятельность. -Волгоград, издательство "Учитель", 2013.
8. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М. : издательство «АРКТИ», 2005.
9. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД. -М. : ВАКО, 2014.
10. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня» Н. А. Касаткина.
11. «Подвижные игры» 1-4 классы А. Ю. Патрикеев.
12. Досуг и занятия в группе продленного дня» А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.
13. «Правила безопасного поведения на дороге» Г. Н. Элькин.
14. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Т. А. Шорыгина.
15. «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина.
16. «Беседы об этикете» Т. А. Шорыгина.
17. «Беседы об основах безопасности» Т. А. Шорыгина.
18. «Беседы о правах ребенка» Т. А. Шорыгина.
19. «Беседа о хорошем и плохом поведении» Т. А. Шорыгина.
20. «Новые занимательные материалы» И. Г. Сухин.
21. «Развлечения со значением» Е. Н. Арсенина.
22. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т. А. Соловьева, Е. И. Рогалева.
23. Что можно сделать из природного материала. Э. К. Гульянс.
24. Хрестоматия для чтения 1,2,3,4 классы.
. ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ.
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения)
Работа ГПД, как и весь обучающий процесс в начальной школе, направлен на достижение планируемых результатов основной образовательной программы.
Результаты освоения программы ГПД
Образовательные эффекты реализации программы:
Формирование коммуникативной, этической, социальной, (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в группе) и в открытой общественной среде); социокультурной, этнической, культурной, гендерной идентичности; привычки к здоровому образу жизни.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов будут сформированы: внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности; познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в образовательной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина Донецкой Народной Республики, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у обучающегося будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).