Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей 4–6 лет разновозрастной группы

Михеева Любовь
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей 4–6 лет разновозрастной группы

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. МКДОУ Усть-Сертинский детский сад «Теремок» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Актуальность и научность. Проблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

• формирование элементов экологического сознания;

• формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;

• воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения повышения экологической грамотности и культуры.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Суть противоречий в следующем:

Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и методов производятся на основе старой парадигмы – антропоцентрической.

Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы, способным изменить её для удовлетворений своих потребностей.

Целью новой программы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать, что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в городе, детском саду, в уголке природы.

Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что то дать, а потому, что она самоценна.

Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности.

Село Усть-Серта расположено в смешанном лесу, где обитают разные животные, птицы и растут многочисленные растения. Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования Экологический кружок «Юный эколог». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Цель и задачи программы

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

• познавательно-исследовательскую;

• чтение художественной литературы;

• коммуникативную;

• экспериментальную;

• продуктивную;

• трудовую; - игровую.

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 3-5 лет. Программа рассчитана на год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми 3-5 лет. На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-5 лет.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

• Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

• Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

• Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым

существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети 3-5 лет должны знать:

• 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

• части тела животных и их особенности

• виды растений

• основные части растений

• правила ухода.

• Должны уметь:

• устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

• устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

• Иметь представление:

• о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Формы контроля достижений воспитанников кружка

• тесты-задания;

• диагностика;

• анкетирование родителей;

• опрос;

• открытое занятие по экологии, - выставка работ детей.

Учебный план.

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составлено единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии с возрастом.

Основные принципы работы:

• Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.

• Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;

• В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и

самостоятельная продуктивная деятельность детей;

• Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

Тематическое планирование

Месяц

Тема Задачи

Формы работы

Сентябрь

1. «Земля-наш дом родной» Создать условия для закрепления знаний детей о о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые;

Уточнить знания детей о том из чего состоит наша планета и без чего не может быть жизни на Земле

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней.

1. Изучения макета Земли.

2. Знакомство с глобусом.

2. «Мы живем в Кузбассе» Развивать познавательный интерес к истории области;

закрепить знания о Кузбасском флаге;

познакомить с гербом Кемеровской области.

1. Рассматриваем карту России.

2. История, символика Кузбасса.

3. Семь чудес Кузбасса

3. «Истории Чебулинского района» Познакомить с названием района, его историей и современной жизнью. 1. Земля - хлеборобов.

2. Родина динозавров

4. «Село мое родное – Усть-Серта» Познакомить с понятием «Родина», «малая Родина», с названием села. Формировать начальные представления о родном селе (улицы, жилые дома, больница, школа, магазин, аптека). 1. История села.

2. Фотоальбом «Мое село»

3. Улицы села.

Октябрь

1. «Вот на какая,осень золотая». Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира; расширить представление детей о поведение диких животных осенью; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту. 1. Признаки осени.

2. Что изменилось в нашем селе.

3. Д / и «Времена года», «Где что растет?»

2. «Что такое природа; живая и неживая природа» Расширить первоначальное представление о живой и неживой природе; познакомить с признаками живой природы; развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор обучающихся; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

1. Просмотр картин живая и неживая природа.

2. Наблюдение на прогулке.

3. Разгадывание загадок о природе.

3. «Что такое воздух?» Продолжать знакомить со свойствами воздуха.

Формировать представления о природно-климатических особенностях и расширять представления детей о многообразии природных явлений.

1. Беседа о воздухе.

2. Наблюдение за воздухом.

3. Д / и «Ветерок»

4. «Вода и ее особенности» Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. Формировать экологическую культуру.

1. Чтение экологических сказок о воде.

2. Беседы «Для чего нужна вода?», «Круговорот воды в природе».

Ноябрь

1. «Сезонные изменения на участке» Закреплять знания об изменениях в осенней природе;

- знакомить детей с явлением осени – листопадом;

- развивать наблюдательность, речь, внимание;

- развивать двигательную акивность;

- развивать желание участвовать в совместной деятельности;

- формировать начало экологической культуры у детей;

1. Наблюдение на участке.

2. Беседа о изменениях в природе.

3. Игра «Найди такой же листочек»

2. «Воздух» Продолжать знакомить со свойствами воздуха. Формировать представления о природно-климатических особенностях и расширять представления детей о многообразии природных явлений 1. Эксперимент «Что в пакете?»

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

3. «Путешествие по временам года». Закрепить знания о временах года, развивать умение определять по признакам время года. 1. Путешествие по временам года.

2. Д. И. «Какое время года?»

4. «Водичка-водичка». Продолжать формировать представления о ее роли и значении в природе и жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. Формировать экологическую культуру 1. Круговорот воды в природе.

2. Беседа «Что было бы, если не было воды?»

Декабрь

1. «Зимушка-зима». Закреплять знания детей о зимних природных явлениях;

развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;

закреплять знания детей о правилах безопасности зимой.

1. Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».

2. Беседы с детьми о зиме, о правилах безопасности зимой. 3. Разучивание стихов о зиме, поделки на тему «Зимние забавы».

2. «Зимующие птицы» Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Учить правильно подкармливать птиц.

1. Беседы о птицах, наблюдение за птицами.

2. Чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах.

3. Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

3. «Домашние животные» Расширять представления о домашних животных (особенности внешнего вида, поведения, передвижения, питания и ухода);

воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

1. Чтение: К. Ушинский «Слепая лошадь», «Бодливая корова»,

В. Сутеев «Петушок», Л. Воронкова «Бедовая курица»;

К. Паустовский «Кот-ворюга»; В. Левин «Лошадь»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»;

Р. Н. С. «Зимовье зверей»;

заучивание: С. Городецкий «Котенок»;

4. «Лесные жители в зимнем лесу» Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима - трудное время года для всех, звери по-разному приспосабливаются к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. 1. Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, диких животных. 2. Беседы, чтение художественной литературы

Январь

1. «Комнатные растения» Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок,используя модели.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью. 1. Наблюдение 2. Рассматривание комнатных растений в группе 3. Беседы о значении комнатных растений.

2. «Зимние явления в неживой природе» 1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову. 1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

Эксперименты со снегом.

3. «Посадка лука» 1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука. 3. Д. И. «Сложи картинку». 3.

Февраль

1 «Кто, где живет и почему?» Создать условия для обобщения представлений детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которая проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питании, движении и т. д.) 1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

2. Д / и «Домашнее или дикое животное»

2 «Два царства и их обитатели». Дать детям представления об экологическом единстве в окружающем нас мире. Обобщить представления о мире растений и животных. Познакомить с местом человека в окружающем мире. 1. Беседа «Растения и животные – одно целое».

2. Д / и «Кто чем питается?».

3. Чтение рассказов о животных и растениях.

3. «Чем богаты недра Земли» Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы. 1. Беседы с детьми об истории появления и использования глобуса и географических карт.

2. Знакомство с полезными ископаемыми.

4. «Как зима встречает весну» Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе; Закрепить у детей знания о проведении русских праздников в народных традициях. Развивать образную, выразительную речь детей, обогащать и активизировать словарь; Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

1. Чтение РНС»Как весна зиму поборола»

2. Беседа «Необычные дни»

3. Наблюдение за снегом, солнцем.

Март

1. «Весна идет!» Обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна". Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. 1. Ежедневные наблюдения. 2. Рассматривание иллюстраций о весне, 3. Разучивание стихотворений.

2. «Водоемы родного села» Развивать познавательный интерес к рекам и озерам села Усть-Серты. Воспитывать интерес к родному селу, экологическую грамотность детей. 1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. «Перелетные птицы возвращаются в село» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения - греются на солнышке, на деревьях, чирикают, вьют гнезда, и др. Воспитывать желание заботиться о птицах. 1. Рассказ о птицах.

2. Наблюдение на прогулке за поведением птиц, рассмотреть с детьми как выглядят птицы, чем они похожи, чем отличаются, какое оперение, покормить с детьми птиц, насыпать в кормушку корм.

4. «Что растет в нашем лесу?» Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях; закрепить обобщающее понятие "деревья"; уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес; воспитывать бережное отношение к природе. 1. Рассказ Лесовичка о растениях в нашем лесу.

2. Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Апрель

1. «Весна гуляет по селу» Продолжать знакомить детей с изменениями в природе. Учить наблюдать за насекомыми, птицами, растениями. 1. Беседа о весенних признаках.

2. Разгадывать загадки о весне.

3. Чтение лит. произведений.

2. «Растения на территории детского сада» Закрепить знания детей о березе: строением, особенности цветения, развития. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать умения строить причинно- следственные связи;

Воспитывать бережное отношение к природе

1. Наблюдение за растениями.

2. Д. И. «Угадай растение».

3. Чтение стихотворений

3 «Кто живет и что растет в озере?» Познакомить детей с обитателями озера. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах озёр. 1. Беседа «Жизнь водоема».

2. Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми т др., а также растениями).

4 «Обитатели весеннего леса» Формировать представления о признаках весны, о сезонных изменениях живой и неживой природы, многообразии растительного и животного мира природы весной. 1. Путешествие в весенний лес.

2. Д / и «Назови растение»

3. Д / и «Чей дом?»

Май 1 «Зеленая аптека» Развивать интерес и бережное отношение к объектам природы. Наблюдать за растениями весной. Познакомить с лекарственными растениями, рассказать о их пользе, как когда и для каких целей их принимают. 1. Беседа о пользе растений.

2. Чтение худ. литературы.

3. Игра «Юный аптекарь»

2. «Человек и природа» Закреплять знания детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек). Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию. Воспитывать в детях уважение к природе; подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы.

1. Чтение художественной литературы о природе.

2. Беседы с детьми о нашей планете и ее жителях.

3. Рассматривание глобуса, какие цвета имеет наша земля. 4. Дидактическая игра «Кто где живет».

3. «Берегите природу» Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Рразвивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь Воспитывать заботливое отношение к природе. 1. Наблюдения в уголке природы и на участке.

2. Чтение рассказов о природе,.

3. Рассматривание альбомов «Растения», «Животные», «Птицы».

Методическое обеспечение программы

На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них формируется осознанное отношение к природе родного края, закрепляется желание продолжить кружковую работу.

Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Целесообразно использование методов:

• создание проблемных ситуаций;

• воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;

• индивидуальный подход;

• исследовательская деятельность;

• различные виды занятий;

• создание развивающей среды;

• привлечение родителей к работе над данной проблемой.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей 4–6 лет разновозрастной группы
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 09:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей 4–6 лет разновозрастной группы» (включая файлы) размещена пользователем Михеева Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

29 сентября. Ленд-арт фестиваль. Передвижка «Осеннее творчество»

 Игры с детьми на прогулке важны в любое время года, но можно не просто гулять, а заниматься творчеством. Все, что нужно для занятий в стиле «лэнд-арт», можно найти буквально у себя под ногами....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД