МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет

Михеева Любовь
Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

I. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их финансовой социализации.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Гном финансист“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Финансовое просвещение и воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения финансового образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных финансовых отношениях, происходит их приобщение к миру финансовой действительности.

• современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей дошкольного возраста по освоению основных финансовых понятий занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с :

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) :

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность программы

Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.

Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе финансового воспитания. Обращение к финансовому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Вид программы : программа дополнительного образования

Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности, в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей. Финансовое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

Цель программы : заложить основы финансового образа мышления у ребенка – дошкольника.

Задачи программы

- дать дошкольникам первичные финансовые представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансовыми понятиями, соответствующими их возрасту;

-

способствовать формированию разумных финансовых потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- положить начало формированию финансового мышления;

- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.

Программа включает в себя четыре основных раздела:

1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях.

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

2 блок «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу

- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.

- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

Закрепляются представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги.

Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.

4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

В результате, ребё нок сможет объяснять структуру семейного бюджета:

- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

- понимает потребности и возможности семьи.

Тематическое планирование

Месяц № Тема Задачи Формы работы

Сентябрь 1 «История Гнома» Познакомить детей с семьей гнома. Развивать интерес к проблеме гнома. Создать доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу для совместного обучения. детей и воспитателя, 1. Чтение «Гном Вася».

2. Беседа с детьми на тему»

2 «Профессии

родителей» Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении.

Развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку. Воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.

1. Беседа «Что такое профессия?».

2. Рассказ гнома о своих родителях.

3. Профессия родителей.

4. Д / и «Профессии»

3 «Все профессии нужны и важны» Расширить представления детей о разнообразии профессий. Показать значение и важность каждой специальности для других людей. Сформировать обобщенное понятие “профессия”.

1. Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.

2. Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии».

3. Чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей

4 Д / и «Оборудования для профессии» Упражнять детей в назывании предметов для профессии, развивать умение называть людей по профессиям. Воспитывать уважение к людям любой профессии. 1. Наблюдение за людьми разных профессий (повар, продавец, врач в детском саду)

2. Рассматривание картин, отражающих их деятельность.

3. Знакомство с песнями и стихотворениями о труде.

Демонстрация игрушек – моделей трудового оборудования.

Знакомство с играми, отражающими труд людей разных профессий.

Октябрь 1 «Что такое труд» Обеспечить усвоение детьми понятий «труд», расширить представления детей о роли труда в жизни человека, побуждать детей развитию своих трудовых навыков. Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам труда людей.

1. Беседа с детьми о труде.

2. Рассказ гнома «Зачем нужен труд».

3. Рассматриваем картинки «Труд детей».

2 «Профессия- это труд» Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда. Развивать любознательность

Закреплять представления детей о том, что такое профессия.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

1. Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями.

2. Отгадывание загадок о профессиях, атрибутах разных профессий.

3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

4. Проведение сюжетно – ролевых игр: «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

3 «Домашний труд» Закрепить представления о домашнем труде (труд для себя и семьи); познакомить с некоторыми предметами помощниками в домашнем труде; формировать желание оказывать дома посильную помощь. Игровое упражнение «Домашние помощники".

Дети выбирают из картинок с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники, картинки предметов не связанных с домашним трудом. И обсуждают целевое назначение и функцию изображённых на них предметов-помощников.

4 «Как гном помогает взрослым» Приучать детей к труду.

Воспитывать уважение к труду родителей.

1. Рассматриваем картинки.

2. Игры с гномом.

Ноябрь 1 «Что такое деньги?» Познакомить с понятием «деньги», «монета»,, с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

1. Рассказ «История возникновения денег».

2. Беседа, рассматривание картин.

2 «Банкноты и их отличия» Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Научится различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

3 «Для чего нужны деньги?» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации. Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств. 1. Беседа»Деньги – оплата за труд.

2. Рассказ гнома «Как я заработал деньги»

3. Беседа «Какой труд оплачивается».

4 «Что такое банк?» Дать детям элементарные представления о работе банка. 1. Экскурсия в банк.

2. Д / и «“Сделай покупку”,

“Денежное лото”,

“Какие бывают деньги”

Декабрь 1 «Безналичный расчет» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег

Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации.

Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств.

1. Знакомить детей с пластиковой картой.

2. Беседа «Что такое банкомат»

3. Игра «Гном приглашает в кафе»

2 Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Салон красоты», «Мастерская для машин». Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Формирование представления о трате денег при совершении покупок, услуг.

Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)

Воспитывать уважение к труду взрослых.

1. Организационные мероприятия с участием детей.

3 1. Организационные мероприятия с участием детей.

4 «Экскурсия по детскому саду» Воспитывать уважение к труду взрослых.

1. Беседа о профессиях в детском саду. Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Январь 1 «Предметы необходимые для жизни» Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Беседа о предметах первой необходимости для человека.

2. Рассказ гнома «Мои игрушки».

3. Рассматриваем картинки

«Мой дом»

2 Сюжетно-ролевые игры «Больница»,

«Библиотека» Расширять у детей представления о труде работников больницы, библиотеки; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. «Полезные и нужные профессии».

Февраль 1 «Потребность в пищи, воздухе, воде, тепле.» Формировать у детей умение беречь хлеб, воду,тепло, свет. Воспитывать у детей бережное отношение к главным потребностям человека. 1. Беседа с детьми для чего нам необходима пища, воздух, вода, тепло.

2. Рассказ гнома, как беречь воздух.

3. Сказка о капли воды.

2 «Что не купишь за деньги?» Формирование у детей бережное отношение к здоровью, привычку к здоровому образу жизни. 1. Беседа «Что такое здоровье?»

2. Рассматриваем картинки «Здоровый образ жизни».

3. Д / и с гномом «Полезная пища»

3 «Полезные и вредны привычки» Объяснить детям какую пользу приносят привычки. Воспитывать у детей культуру общения, навыки личной гигиены. 1. Д / и «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Вежливые слова от гнома.

3. Чтение К. Чуйковского «Федорино горе».

4 «Забота человека о природе и польза природы для человека» Показать детям через сказку пользу природы для человека, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. 1. Просмотр мультфильма «Гном Вася».

2. Беседа с детьми, просмотр иллюстраций.

Март 1 «Доходы семьи». Раскрыть сущность понятий семья, семейный бюджет и его основные доходы (заработная плата, стипендия, пенсия).

1. Беседа на тему «Моя семья»Работа родителей»

2. «Семейный бюджет»

2 «Расходы семьи» Формировать представления о семейном бюджете, его планировании, экономии энергоресурсов; развивать умения применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия); воспитывать бережливость. 1. Рассматривание иллюстраций

2. Беседы «Семейный бюджет», «Расход семьи».

3 «Уроки Гнома финансиста» Закрепить понятия "семейный бюджет", расширять знания детей о доходах и расходах семьи. 1. Чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

2. Совместная работа : сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

4 «Мои расходы» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

2. Просмотр мультфильма «Простоквашино»

3. Беседа «Как делать покупки с умом?»

Апрель 1 «Где растут деньги?» Закрепить понятие понятия «деньги», «монета», «купюры» 1. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».

2. Беседа с детьми

2 Д / и «Магазин игрушек», «Вкусняшки», «Детская одежда» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Беседа на тему «Товары необходимые для жизни»

2. Уроки Гнома финансиста «Как вести себя в магазине»

3 «Игры с Гномом финансистом» Продолжать формировать представление о деньгах, как источнике дохода, что они имеют разную ценность, выглядят по-разному, что с их помощью можно делать: покупать продукты, одежду, игрушки. Где их можно хранить; закреплять названия денег: монета, купюра. 1. Просмотр мультфильма «Вини Пух»

2. Квест-игра «В гости к друзьям»

4 «Мы юные финансисты» 1. Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить.

2. Дать детям представление о рекламе, её видах и роли в торговле.

3. Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара.

4. Воспитывать интерес к рекламной деятельности, желание поучаствовать в рекламе, помочь персонажу продать товар.

1. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

2. Беседа с детьми «Что такое реклама»

3. Просмотр видео роликов рекламы.

Май Просмотр видео материала «Почта», «Супермаркет», «Библиотека» 1. Формировать у детей представление о труде работников почты, библиотеки, супермаркета о важности их труда. Расширять представление детей о профессиях, о необходимости и пользе их труда.

1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта»

2. Беседа «Зачем нам нужна библиотека»

3. Беседа «Что мне нужно в супермаркете»

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Михеева Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД