Михеева Любовь
Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их финансовой социализации.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Гном финансист“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения финансового образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных финансовых отношениях, происходит их приобщение к миру финансовой действительности.
• современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей дошкольного возраста по освоению основных финансовых понятий занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с :
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);
– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) :
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
– приобщение детей к социокультурным нормам;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Актуальность программы
Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.
Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе финансового воспитания. Обращение к финансовому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Вид программы : программа дополнительного образования
Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности, в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей. Финансовое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Цель программы : заложить основы финансового образа мышления у ребенка – дошкольника.
Задачи программы
- дать дошкольникам первичные финансовые представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансовыми понятиями, соответствующими их возрасту;
-
способствовать формированию разумных финансовых потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансового мышления;
- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях.
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
2 блок «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу
- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.
- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
Закрепляются представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.
Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги.
Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.
4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
В результате, ребё нок сможет объяснять структуру семейного бюджета:
- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
- понимает потребности и возможности семьи.
Тематическое планирование
Месяц № Тема Задачи Формы работы
Сентябрь 1 «История Гнома» Познакомить детей с семьей гнома. Развивать интерес к проблеме гнома. Создать доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу для совместного обучения. детей и воспитателя, 1. Чтение «Гном Вася».
2. Беседа с детьми на тему»
2 «Профессии
родителей» Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении.
Развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку. Воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.
1. Беседа «Что такое профессия?».
2. Рассказ гнома о своих родителях.
3. Профессия родителей.
4. Д / и «Профессии»
3 «Все профессии нужны и важны» Расширить представления детей о разнообразии профессий. Показать значение и важность каждой специальности для других людей. Сформировать обобщенное понятие “профессия”.
1. Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.
2. Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии».
3. Чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей
4 Д / и «Оборудования для профессии» Упражнять детей в назывании предметов для профессии, развивать умение называть людей по профессиям. Воспитывать уважение к людям любой профессии. 1. Наблюдение за людьми разных профессий (повар, продавец, врач в детском саду)
2. Рассматривание картин, отражающих их деятельность.
3. Знакомство с песнями и стихотворениями о труде.
Демонстрация игрушек – моделей трудового оборудования.
Знакомство с играми, отражающими труд людей разных профессий.
Октябрь 1 «Что такое труд» Обеспечить усвоение детьми понятий «труд», расширить представления детей о роли труда в жизни человека, побуждать детей развитию своих трудовых навыков. Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам труда людей.
1. Беседа с детьми о труде.
2. Рассказ гнома «Зачем нужен труд».
3. Рассматриваем картинки «Труд детей».
2 «Профессия- это труд» Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда. Развивать любознательность
Закреплять представления детей о том, что такое профессия.
Воспитывать уважение к людям разных профессий.
1. Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями.
2. Отгадывание загадок о профессиях, атрибутах разных профессий.
3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
4. Проведение сюжетно – ролевых игр: «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».
3 «Домашний труд» Закрепить представления о домашнем труде (труд для себя и семьи); познакомить с некоторыми предметами помощниками в домашнем труде; формировать желание оказывать дома посильную помощь. Игровое упражнение «Домашние помощники".
Дети выбирают из картинок с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники, картинки предметов не связанных с домашним трудом. И обсуждают целевое назначение и функцию изображённых на них предметов-помощников.
4 «Как гном помогает взрослым» Приучать детей к труду.
Воспитывать уважение к труду родителей.
1. Рассматриваем картинки.
2. Игры с гномом.
Ноябрь 1 «Что такое деньги?» Познакомить с понятием «деньги», «монета»,, с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
1. Рассказ «История возникновения денег».
2. Беседа, рассматривание картин.
2 «Банкноты и их отличия» Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Научится различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.
Следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.
3 «Для чего нужны деньги?» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации. Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств. 1. Беседа»Деньги – оплата за труд.
2. Рассказ гнома «Как я заработал деньги»
3. Беседа «Какой труд оплачивается».
4 «Что такое банк?» Дать детям элементарные представления о работе банка. 1. Экскурсия в банк.
2. Д / и «“Сделай покупку”,
“Денежное лото”,
“Какие бывают деньги”
Декабрь 1 «Безналичный расчет» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег
Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации.
Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств.
1. Знакомить детей с пластиковой картой.
2. Беседа «Что такое банкомат»
3. Игра «Гном приглашает в кафе»
2 Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Салон красоты», «Мастерская для машин». Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Формирование представления о трате денег при совершении покупок, услуг.
Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)
Воспитывать уважение к труду взрослых.
1. Организационные мероприятия с участием детей.
3 1. Организационные мероприятия с участием детей.
4 «Экскурсия по детскому саду» Воспитывать уважение к труду взрослых.
1. Беседа о профессиях в детском саду. Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Январь 1 «Предметы необходимые для жизни» Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Беседа о предметах первой необходимости для человека.
2. Рассказ гнома «Мои игрушки».
3. Рассматриваем картинки
«Мой дом»
2 Сюжетно-ролевые игры «Больница»,
«Библиотека» Расширять у детей представления о труде работников больницы, библиотеки; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. «Полезные и нужные профессии».
Февраль 1 «Потребность в пищи, воздухе, воде, тепле.» Формировать у детей умение беречь хлеб, воду,тепло, свет. Воспитывать у детей бережное отношение к главным потребностям человека. 1. Беседа с детьми для чего нам необходима пища, воздух, вода, тепло.
2. Рассказ гнома, как беречь воздух.
3. Сказка о капли воды.
2 «Что не купишь за деньги?» Формирование у детей бережное отношение к здоровью, привычку к здоровому образу жизни. 1. Беседа «Что такое здоровье?»
2. Рассматриваем картинки «Здоровый образ жизни».
3. Д / и с гномом «Полезная пища»
3 «Полезные и вредны привычки» Объяснить детям какую пользу приносят привычки. Воспитывать у детей культуру общения, навыки личной гигиены. 1. Д / и «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Вежливые слова от гнома.
3. Чтение К. Чуйковского «Федорино горе».
4 «Забота человека о природе и польза природы для человека» Показать детям через сказку пользу природы для человека, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. 1. Просмотр мультфильма «Гном Вася».
2. Беседа с детьми, просмотр иллюстраций.
Март 1 «Доходы семьи». Раскрыть сущность понятий семья, семейный бюджет и его основные доходы (заработная плата, стипендия, пенсия).
1. Беседа на тему «Моя семья»,» Работа родителей»
2. «Семейный бюджет»
2 «Расходы семьи» Формировать представления о семейном бюджете, его планировании, экономии энергоресурсов; развивать умения применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия); воспитывать бережливость. 1. Рассматривание иллюстраций
2. Беседы «Семейный бюджет», «Расход семьи».
3 «Уроки Гнома финансиста» Закрепить понятия "семейный бюджет", расширять знания детей о доходах и расходах семьи. 1. Чтение художественной литературы: К. Чуковский
«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
2. Совместная работа : сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
4 «Мои расходы» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»
2. Просмотр мультфильма «Простоквашино»
3. Беседа «Как делать покупки с умом?»
Апрель 1 «Где растут деньги?» Закрепить понятие понятия «деньги», «монета», «купюры» 1. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».
2. Беседа с детьми
2 Д / и «Магазин игрушек», «Вкусняшки», «Детская одежда» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Беседа на тему «Товары необходимые для жизни»
2. Уроки Гнома финансиста «Как вести себя в магазине»
3 «Игры с Гномом финансистом» Продолжать формировать представление о деньгах, как источнике дохода, что они имеют разную ценность, выглядят по-разному, что с их помощью можно делать: покупать продукты, одежду, игрушки. Где их можно хранить; закреплять названия денег: монета, купюра. 1. Просмотр мультфильма «Вини Пух»
2. Квест-игра «В гости к друзьям»
4 «Мы юные финансисты» 1. Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить.
2. Дать детям представление о рекламе, её видах и роли в торговле.
3. Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара.
4. Воспитывать интерес к рекламной деятельности, желание поучаствовать в рекламе, помочь персонажу продать товар.
1. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
2. Беседа с детьми «Что такое реклама»
3. Просмотр видео роликов рекламы.
Май Просмотр видео материала «Почта», «Супермаркет», «Библиотека» 1. Формировать у детей представление о труде работников почты, библиотеки, супермаркета о важности их труда. Расширять представление детей о профессиях, о необходимости и пользе их труда.
1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта»
2. Беседа «Зачем нам нужна библиотека»
3. Беседа «Что мне нужно в супермаркете»