МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет

Михеева Любовь
Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет

I. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их финансовой социализации.

Финансовое просвещение и воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения финансового образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных финансовых отношениях, происходит их приобщение к миру финансовой действительности.

• современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей дошкольного возраста по освоению основных финансовых понятий занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность программы

Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.

Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе финансового воспитания. Обращение к финансовому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Вид программы: программа дополнительного образования

Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности, в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей. Финансовое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

Цель программы: заложить основы финансового образа мышления у ребенка – дошкольника.

Задачи программы

- дать дошкольникам первичные финансовые представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансовыми понятиями, соответствующими их возрасту;

-

способствовать формированию разумных финансовых потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- положить начало формированию финансового мышления;

- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.

Программа включает в себя четыре основных раздела:

1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях.

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

2 блок «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу

- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.

- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

Закрепляются представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги.

Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.

4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:

- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

- понимает потребности и возможности семьи.

Тематическое планирование

Месяц № Тема Задачи Формы работы

Сентябрь 1 «История Гнома» Познакомить детей с семьей гнома. Развивать интерес к проблеме гнома. Создать доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу для совместного обучения. детей и воспитателя, 1. Чтение «Гном Вася».

2. Беседа с детьми на тему»

2 «Профессии

родителей» Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении.

Развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку. Воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.

1. Беседа «Что такое профессия?».

2. Рассказ гнома о своих родителях.

3. Профессия родителей.

4. Д / и «Профессии»

3 «Все профессии нужны и важны» Расширить представления детей о разнообразии профессий. Показать значение и важность каждой специальности для других людей. Сформировать обобщенное понятие “профессия”.

1. Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.

2. Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии».

3. Чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей

4 Д / и «Оборудования для профессии» Упражнять детей в назывании предметов для профессии, развивать умение называть людей по профессиям. Воспитывать уважение к людям любой профессии. 1. Наблюдение за людьми разных профессий (повар, продавец, врач в детском саду)

2. Рассматривание картин, отражающих их деятельность.

3. Знакомство с песнями и стихотворениями о труде.

Демонстрация игрушек – моделей трудового оборудования.

Знакомство с играми, отражающими труд людей разных профессий.

Октябрь 1 «Что такое труд» Обеспечить усвоение детьми понятий «труд», расширить представления детей о роли труда в жизни человека, побуждать детей развитию своих трудовых навыков. Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам труда людей.

1. Беседа с детьми о труде.

2. Рассказ гнома «Зачем нужен труд».

3. Рассматриваем картинки «Труд детей».

2 «Профессия- это труд» Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда. Развивать любознательность

Закреплять представления детей о том, что такое профессия.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

1. Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями.

2. Отгадывание загадок о профессиях, атрибутах разных профессий.

3. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

4. Проведение сюжетно – ролевых игр: «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

3 «Домашний труд» Закрепить представления о домашнем труде (труд для себя и семьи); познакомить с некоторыми предметами помощниками в домашнем труде; формировать желание оказывать дома посильную помощь. Игровое упражнение «Домашние помощники".

Дети выбирают из картинок с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники, картинки предметов не связанных с домашним трудом. И обсуждают целевое назначение и функцию изображённых на них предметов-помощников.

4 «Как гном помогает взрослым» Приучать детей к труду.

Воспитывать уважение к труду родителей.

1. Рассматриваем картинки.

2. Игры с гномом.

Ноябрь 1 «Что такое деньги?» Познакомить с понятием «деньги», «монета»,, с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.

1. Рассказ «История возникновения денег».

2. Беседа, рассматривание картин.

2 «Банкноты и их отличия» Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Научится различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

3 «Для чего нужны деньги?» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации. Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств. 1. Беседа»Деньги – оплата за труд.

2. Рассказ гнома «Как я заработал деньги»

3. Беседа «Какой труд оплачивается».

4 «Что такое банк?» Дать детям элементарные представления о работе банка. 1. Экскурсия в банк.

2. Д / и «“Сделай покупку”,

“Денежное лото”,

“Какие бывают деньги”

Декабрь 1 «Безналичный расчет» Продолжать знакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег

Продолжать формировать у детей представление о понятиях ««покупка», «дорого», «дешево», учить соотносить стоимость товара и имеющуюся сумму, возможности и желания в условиях игровой ситуации.

Воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств.

1. Знакомить детей с пластиковой картой.

2. Беседа «Что такое банкомат»

3. Игра «Гном приглашает в кафе»

2 Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Салон красоты», «Мастерская для машин». Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Формирование представления о трате денег при совершении покупок, услуг.

Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)

Воспитывать уважение к труду взрослых.

1. Организационные мероприятия с участием детей.

3 1. Организационные мероприятия с участием детей.

4 «Экскурсия по детскому саду» Воспитывать уважение к труду взрослых.

1. Беседа о профессиях в детском саду. Выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов Обогащать социально-игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре)

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Январь 1 «Предметы необходимые для жизни» Учить детей выбирать предметы, необходимые для жизни. Воспитывать бережное отношение к вещам. 1. Беседа о предметах первой необходимости для человека.

2. Рассказ гнома «Мои игрушки».

3. Рассматриваем картинки

«Мой дом»

2 Сюжетно-ролевые игры «Больница»,

«Библиотека» Расширять у детей представления о труде работников больницы, библиотеки; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. «Полезные и нужные профессии».

Февраль 1 «Потребность в пищи, воздухе, воде, тепле.» Формировать у детей умение беречь хлеб, воду,тепло, свет. Воспитывать у детей бережное отношение к главным потребностям человека. 1. Беседа с детьми для чего нам необходима пища, воздух, вода, тепло.

2. Рассказ гнома, как беречь воздух.

3. Сказка о капли воды.

2 «Что не купишь за деньги?» Формирование у детей бережное отношение к здоровью, привычку к здоровому образу жизни. 1. Беседа «Что такое здоровье?»

2. Рассматриваем картинки «Здоровый образ жизни».

3. Д / и с гномом «Полезная пища»

3 «Полезные и вредны привычки» Объяснить детям какую пользу приносят привычки. Воспитывать у детей культуру общения, навыки личной гигиены. 1. Д / и «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Вежливые слова от гнома.

3. Чтение К. Чуйковского «Федорино горе».

4 «Забота человека о природе и польза природы для человека» Показать детям через сказку пользу природы для человека, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. 1. Просмотр мультфильма «Гном Вася».

2. Беседа с детьми, просмотр иллюстраций.

Март 1 «Доходы семьи». Раскрыть сущность понятий семья, семейный бюджет и его основные доходы (заработная плата, стипендия, пенсия).

1. Беседа на тему «Моя семья»,» Работа родителей»

2. «Семейный бюджет»

2 «Расходы семьи» Формировать представления о семейном бюджете, его планировании, экономии энергоресурсов; развивать умения применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия); воспитывать бережливость. 1. Рассматривание иллюстраций

2. Беседы «Семейный бюджет», «Расход семьи».

3 «Уроки Гнома финансиста» Закрепить понятия "семейный бюджет", расширять знания детей о доходах и расходах семьи. 1. Чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

2. Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

4 «Мои расходы» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

2. Просмотр мультфильма «Простоквашино»

3. Беседа «Как делать покупки с умом?»

Апрель 1 «Где растут деньги?» Закрепить понятие понятия «деньги», «монета», «купюры» 1. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».

2. Беседа с детьми

2 Д / и «Магазин игрушек», «Вкусняшки», «Детская одежда» Учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п. ; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 1. Беседа на тему «Товары необходимые для жизни»

2. Уроки Гнома финансиста «Как вести себя в магазине»

3 «Игры с Гномом финансистом» Продолжать формировать представление о деньгах, как источнике дохода, что они имеют разную ценность, выглядят по-разному, что с их помощью можно делать: покупать продукты, одежду, игрушки. Где их можно хранить; закреплять названия денег: монета, купюра. 1. Просмотр мультфильма «Вини Пух»

2. Квест-игра «В гости к друзьям»

4 «Мы юные финансисты» 1. Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить.

2. Дать детям представление о рекламе, её видах и роли в торговле.

3. Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара.

4. Воспитывать интерес к рекламной деятельности, желание поучаствовать в рекламе, помочь персонажу продать товар.

1. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

2. Беседа с детьми «Что такое реклама»

3. Просмотр видео роликов рекламы.

Май Просмотр видео материала «Почта», «Супермаркет», «Библиотека» 1. Формировать у детей представление о труде работников почты, библиотеки, супермаркета о важности их труда. Расширять представление детей о профессиях, о необходимости и пользе их труда.

1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта»

2. Беседа «Зачем нам нужна библиотека»

3. Беседа «Что мне нужно в супермаркете»

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 13:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования «Гном финансист» для детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Михеева Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...

30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД