Баева Светлана
Рабочая программа по аппликации для средней группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования
по художественно-эстетическому развитию
по аппликации
(«Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова)
для детей 4-5 лет, средняя группа № 15
Разработчик программы :
Баева С. В.
г. Ростов-на-Дону
2021-2022 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по аппликации для средней группы» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Рабочая программа разработана в соответствии с :
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от29.12.2012г. ;
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. № 1155;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на реализацию основной образовательной программы в части художественно-эстетического развития. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
ЦЕЛИ:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
- Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно – прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
- формировать представления дошкольников о народном декоративно – прикладным искусстве (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись, о керамических изделиях, народных игрушках.
-Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения.
- Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
- Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек.
- Развивать эстетическое чувства, эмоции, переживания, умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
ЗАДАЧИ:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызвать положительный отклик на предложение апплицировать.
Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображ6ение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об образовательном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в аппликации.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы убирать всё со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Аппликация.
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.)
Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путём закругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг- на полукруги, четверти; квадрат- на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
Принципы
Реализации рабочей программы по аппликации основываются на основных принципах общеобразовательных программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержания программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
Принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
Соответствие критериям полноты необходимости и достаточности (поставляя решать поставленные цены и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируется ключевые качества в развитии дошкольников;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольными и ведущим видом их деятельности является игра;
Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
Принцип преемственности между семи возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы : 1 занятие 1 раз в неделю, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.
Формы реализации программы :
непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
дидактические игры;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: __ человека.
Пол: __ мальчиков, __ девочек.
Дата комплектования группы : 2 сентября 2019 года.
Условия реализации программы :
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
Для реализации программы используются технические средства : инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети должны уметь:
Правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Разрезать по прямой короткие и длинные полосы.
Составлять из полос изображения разных предметов.
Вырезать круглые формы из квадрата путем закругления углов.
Использовать приём закругления для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов.
Изображать предметы из готовых форм.
Преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части.
Аккуратно вырезать и наклеивать.
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272
на 2021-2022 учебный год)
Дата
№ зан.
Вид и тема
Кол-во часов
Примечание
Сентябрь
14.09.2021
1
Красивые флажки.
1 час
28.09.2021
2
Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы.
1 час
Октябрь
12.10.2021
3
Украшение платочка.
1 час
26.10.2021
4
Лодки плывут по реке.
1час
Ноябрь
09.11.2021
5
Лодки плывут по реке, закрепление темы.
1 час
23.11.2021
6
В нашем селе построен большой дом.
1 час
Декабрь
07.12.2021
7
Как мы все вместе набрали полную корзину грибов.
1 час
21.12.2021
8
Бусы на елку.
1 час
Январь
18.01.2022
9
В магазин привезли красивые пирамидки.
1 час
Февраль
01.02.2022
10
Тележка с игрушками (шариками, кубиками и кирпичиками).
1 час
15.02.2022
11
Вырежи и наклей какую хочешь постройку.
1 час
Март
01.03.2022
12
Летящие самолеты.
1 час
15.03.2022
13
Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное.
1 час
29.03.2022
14
Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду.
1час
Апрель
12.04.2022
15
Загадки.
26.04.2022
16
Вырежи и наклей что хочешь.
1 час
Май
10.05.2022
17
Красная Шапочка.
1 час
В связи с гос. праздниками перенос занятия в нерегламентированную деятельность с
10.05.2022г. на 11.05.2022г
24.05.2022
18
Волшебный сад.
1 час
ИТОГО:
18
18
часов
3. МЕТОДИЧЕСКое ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» - М. : Мозаика-Синтез, 2015
Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Занятия с детьми 2-7 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2015