Елена Некрасова
Рабочая программа «Диатонические колокольчики — моя первая партитура»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Актуальность…4
Практическая значимость…5
Цели и задачи программы…6
Отличительные особенности программы…. 8
Методика обучения игры на колокольчиках по цветным партитурам…. 10
Заключение
Пояснительная записка
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста - важнейшее средство формирования духовного облика человека. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.
Публикация «Рабочая программа „Диатонические колокольчики — моя первая партитура“» размещена в разделах
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.
В рамках проекта «Музыка для всех», стартовавшего по инициативе Первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева с 2014года музыкальным руководителям представилась возможность расширить образовательный процесс, но и увеличить материально-техническую базу детских садов для расширения сети кружков, студий, клубов эстетической направленности.
В соответствии с современной научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и невербального общения, готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Обучение игре на диатонических колокольчиках развивают ещё и чувство ритма, музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух. Также способствуют развитию музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам.
Я считаю, что игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам, что приводит к развитию целого комплекса музыкальных способностей.
Актуальность.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Практическая значимость
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
При создании данной программы был обобщен, как опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, так и личный опыт автора.
Цели и задачи программы
Цель- помочь детям понять особенности музыкального языка, научить владеть игрой на ДК, развить слух, чувство ритма и творческие способности
Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаю следующие задачи:
Обучающие:
1. Расширение кругозора детей через знакомство с муз. Культурой и музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
3. Воспитание творческой инициативы.
4. Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Отличительные особенности программы
Данная рабочая программа составлена на основе пособий:
- Е. А Карнишова «Игра на диатонических колокольчиках»
- В. В Ковалива «Нотка за ноткой» сборник включает 13 песен, которые используются на музыкальных занятиях.
- С. И. Гусева «Путешествие в музыкальную страну»- Цель данного пособия понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности детей.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Занятия проводятся в сформированных группах (по 8-18 детей) два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Возраст дошкольников 6 – 7 лет (старшие, подготовительные группы).
Режим занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность 30 минут.
Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала, практическая работа и ИКТ при обучении игре на детских музыкальных инструментах: музыкально-ритмические упражнения, игра на металлофоне и др. музыкальных инструментах (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации, музыкальные дидактические игры, интерактивные музыкальные игры. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
-Формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- Формированию эмоциональной сферы ребенка
- Развитию интеллектуальных, творческих и музыкальных способностей.
- Развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- Воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- Формированию положительного эмоционально- оценочного отношения к шедеврам искусства, заложение основ личностной культуры
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
• познакомиться с названиями музыкальных инструментов
• овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (клавесы, диатонические колокольчики)
• овладеть навыками ансамблевого исполнения
• понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
• Научится изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений, хлопков, щелчков, притопов
• Научиться вырабатывать скорость реакции, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движения
• Совершенствует ранее приобретенные навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Научиться взаимодействовать между собой
• Научиться различать тембровое звучание инструментов.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т. д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
Методика обучения игры на колокольчиках по цветным партитурам
Цветная партитура — это доступный способ знакомства детей с миром музыки. Цветные ноты соответствуют цвету диатонических колокольчиков. Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты до I октавы до ноты до II октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные партитуры предназначены для музыкальных занятий с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков, тогда один звук будут играть несколько детей.
Обучение игре на диатонических колокольчиках рассчитано на 1 учебный год с сентября по май. НОД проводится 1 раз в неделю по 10 минут.
Программные задачи
– Развивать музыкальные способности детей.
– Познакомить с нотной грамотой.
– Познакомить с новыми музыкальными терминами.
– Обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру.
– Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться играть на них.
– Научить правильным приемам звукоизвлечения. – Научить читать по цветным партитурам.
Цвет нот может быть разным: красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы; оранжевый цвет — РЕ I октавы;
жёлтый цвет — МИ I октавы; светло-зелёный цвет — ФА I октавы; тёмно-зелёный цвет — СОЛЬ I октавы; голубой цвет — ЛЯ I октавы; синий цвет — СИ I октавы; розовый цвет — ДО II октавы.
Как работать с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками
В партитурах нарисованы цветные ноты. Цвета нот совпадают с цветами колокольчиков. Ноты различного размера указывают на их длительность: маленькая — восьмая, средняя — четверть, большая — половинная, очень большая — целая. В партитурах нотки располагаются друг над другом, когда встречается двух- и трехголосие.
На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда — так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.
Исходная позиция: дети берут колокольчик правой рукой за ручку, зажимают его в кулаке и прижимают его к плечу. Музыкальный руководитель показывает ноты указкой. Дети начинают играть в тот момент, когда музыкальный руководитель указкой показывает ноту, совпадающую с цветом их колокольчика, и играют до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то дети произносят их по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует разделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки.
Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту, можно соединять произведение целиком.
Партитуры
В партитурах № 1, 2 и 3 представлены упражнения со словами. Дети поют и играют одновременно. Цели упражнений:
• развивать чистоту интонирования детей;
• улучшать музыкальный слух, чувство ритма и реакции;
• развивать кратковременную память и умение наблюдать;
• улучшать дикцию и укреплять артикуляционный аппарат за счёт чёткого проговаривания согласных.
Руководство к упражнению
Сначала необходимо проговорить все слова отдельно. Затем проиграть инструментальную партию в медленном темпе, соединить слова и игру. На начальном этапе разучивания перед каждой строчкой необходимо задать тон, с которой начинается попевка, чтобы услышать ноту, на которой нужно петь. Для этого необходимо сыграть один раз на колокольчике нужного цвета. Если строчка начинается с красной ноты, необходимо сыграть на красном колокольчике. В дальнейшем, когда дети запомнят мелодию, давать тон уже не нужно. Поют по партитуре все дети, а играет лишь та группа детей, чью ноту показывает педагог.
Весёлые нотки — Озорные нотки
В партитурах № 4 и 5 представлены упражнения со словами — это название нот, которые нужно пропевать одновременно с игрой.
Цели упражнений:
• изучить нотную грамоту;
• развивать у детей память, звуковысотность, тембровое восприятие и способность концентрировать своё внимание.
Руководство к упражнению
Сначала следует проговорить название нот и запомнить их последовательность. Затем сыграть партитуру на колокольчиках a капелла без голоса.
Когда у детей будет получаться и то и другое, соединить вместе, добавив аккомпанемент на фортепиано. А ноты может показывать воспитатель или способный ребёнок. При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.
Когда дети будут знать партитуру, их можно разделить на группы и усложнить задачу:
девочки играют, а мальчики поют, и наоборот.
Лесенка-чудесенка
В партитуре № 6 представлено упражнение со словами — это стихотворение с «говорящим текстом». Когда мелодия идёт вверх, дети поют: «Вверх идём по лесенке», а когда мелодия движется вниз, то поют: «Вниз идём по лесенке». Цели упражнения:
• развить умения детей слушать и концентрировать внимание;
• научить различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз и на месте. Руководство к упражнению
Работу над упражнением следует начать с отработки слов. Затем проучить инструментальную партию сначала a капелла в очень медленном темпе, обращая внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии, а после соединить её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая и не опережая друг друга.
Маленькой ёлочке
В партитуре № 7 прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке». Слова З. Александровой, музыка М. Красева.
Цели упражнения:
• обогащать впечатления;
• побуждать внимательно вслушиваться в музыку.
Руководство к упражнению
Сначала следует прослушать песню и поговорить о содержании. Затем выучить слова, а после проработать инструментальную партию на колокольчиках. Заключительный этап — соединить игру, слова и аккомпанемент.
Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:
• можно одновременно играть и петь a капелла по партитуре;
• играть одну лишь мелодию под песню в записи (в тональности до мажор);
• играть и петь под аранжировку песни только лишь мелодию, а можно играть и петь одновременно.
Каравай
В партитуре № 8 прописана мелодия русской народной песни «Каравай». Цели упражнения:
• познакомить с фольклорным произведением;
• привить эстетический вкус к культурному наследию.
Руководство к упражнению
Сначала следует прослушать песню и поговорить о происхождении и содержании. Отрабатывать мелодию нужно в медленном темпе, пропевая ритмический рисунок на тити-та. Далее можно соединять с аккомпанементом. Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:
• найти песню в записи (в тональности до мажор) и исполнять эту мелодию под неё. При этом мелодию по цветной партитуре детям показывает музыкальный руководитель;
• подобрать аккомпанемент на фортепиано, тогда мелодию будет показывать воспитатель. Партитуры № 7 и 8 можно использовать для концертных номеров на праздниках и досугах для детей с участием родителей.
Чарльстон
В партитуре № 10 прописана мелодия музыкального произведения. Цели упражнения: познакомить с танцевальным стилем чарльстон; прививать интерес к культуре народов мира.
Руководство к упражнению
Сначала следует прослушать произведение. Отрабатывать мелодию нужно в медленном темпе, пропевать ритмический рисунок на ти-ти-та (восьмые на «ти», четверти на «та») a капелла. Далее можно соединять с аккомпанементом.
Партитуру можно использовать для концертного номера на праздниках и досугах для детей с участием родителей
Пробуждение ёлочки
В партитуре № 11 прописана мелодия музыкального произведения.
Цели упражнения: развивать музыкальность у детей; прививать эстетический вкус.
Руководство к упражнению
Сначала следует прослушать произведение. Отрабатывать мелодию нужно в медленном темпе, пропевать ритмический рисунок на ти-ти-та a капелла. Далее можно соединять с аккомпанементом. Мелодию по цветной партитуре детям показывает музыкальный руководитель или воспитатель.
Цветную партитуру можно использовать для концертного номера на новогоднем утреннике и с помощью колокольчиков зажечь ёлку.
Весёлые нотки
Для игры потребуется партитура № 4.
Цели игры:
• способствовать развитию внимания, быстроты реакции;
• совершенствовать контроль движения руки, в которой находится колокольчик; • повторять с детьми название нот.
Руководство к игре
Диатонические колокольчики раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты, в разном порядке постепенно прибавляя темп. Длительность при этом не имеет значения. Ребёнок должен играть до тех пор, пока педагог держит указку на ноте его цвета. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.
Зоркий глаз
Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.
Цели игры:
• формировать зрительный контроль и повышать скорость реакции; • активизировать самоконтроль и веру в свои силы.
Руководство к игре
Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна.
Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. А при этом темп меняется по желанию педагога несколько раз за игру. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Игра продолжается до последнего игрока. Игрок, который дошёл до конца, встаёт, а все дети хлопают победителю.
Ритмическое эхо
Дети садятся полукругом, лицом к педагогу. Цели игры:
• развивать чувство ритма и выдержки, умение слушать и слышать;
• концентрировать внимание детей
Руководство к игре
Диатонические колокольчики раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определённый ритмический рисунок на своём колокольчике. Здесь действует золотое правило: идти нужно от простого к сложному.
Педагог просит повторить ритмический рисунок любого ребёнка. Задача воспитанника — повторить услышанный ритм на своём колокольчике. Высота ноты при этом не имеет значения.
Имена
Играть в эту игру нужно группой детей. Дети садятся в круг. Цели игры:
• развивать чистоту интонирования и самоконтроля; • прививать детям умение действовать по очереди.
Руководство к игре
Диатонические колокольчики раздать в порядке звукоряда, так детям будет удобнее пропевать свои имена. Начинаем с до I октавы, заканчиваем на до II октавы. Первым вступает в игру музыкальный руководитель, проигрывает своё имя на колокольчике, разделяя его на слоги, и просит детей друг за другом проиграть свои имена. Варианты игры:
• одно и то же имя пропеть в самых разных ритмах, как в быстром темпе, так и в медленном;
• разделить задачи: мальчики играют своё краткое имя (Саша, а девочки утешительноласкательное (Машенька).
Импровизация
В эту игру нужно играть группами детей. Заранее разделите детей на тройки. Цели игры:
• развивать у детей воображение и музыкальную фантазию;
• побуждать к сотрудничеству в группе;
• формировать умение уверенно солировать;
• выявлять индивидуальность, инициативу и уверенность.
Руководство к игре
Порядок раздачи колокольчиков не имеет значения. Группы детей должны по очереди показать свою мини-зарисовку, предварительно обговорив порядок выступления и ритмический рисунок каждого участника мини-группы. После выступления музыкальному руководителю можно поговорить с детьми на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки, дать название, поговорить об ассоциациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников. А совместное музицирование активизирует внимательность, развивает дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей. Это способствует психологической раскованности и помогает детям справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формирует дружелюбную атмосферу в группе.
С помощью диатонических колокольчиков дети чище интонируют, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят становится любимым делом. Дети чувствуют себя артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!