Агишева Рушания
Рабочая программа «Береги здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Береги здоровье» (далее - Программа) составлена на основе:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. ;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С (К)ШИ г. Сорочинска;
Общая характеристика учебного предмета
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Береги здоровье» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Береги здоровье» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, открытый внешнему миру.
Курс «Береги здоровье» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:
Формировать представления о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; навыков конструктивного общения;
Обучать: правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Воспитывать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Программа «Береги здоровье» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: чтение, окружающий мир, ручной труд, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Береги здоровье» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 7 до 12 лет. В соответствии с учебным планом ГКОУ С (К)ШИ г. Сорочинска Оренбургской области общий объем учебного времени в 1-4 классах для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости составляет 135 часов, при нагрузке 1 час в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2 – 4 классы – 34 часа в год. Продолжительность урока составляет 25 минут.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются базовые учебные действия.
Личностные:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья».
Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Освоить социальную роль ученика.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Иметь начальные представления о здоровом и безопасном образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка, подвижные игры).
Предметные результаты:
Базовый уровень:
Уметь составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Минимальный уровень:
знать основные вопросы гигиены
знать особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека
знать правила оказания первой помощи; знать способы сохранения и укрепление здоровья; свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Основное содержание учебного предмета
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Вот мы и в школе
Питание и здоровье
Мое здоровье в моих руках
Я в школе и дома
Чтоб забыть про докторов
Я и мое ближайшее окружение
Вот и стали мы на год взрослей
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Береги здоровье», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В мире здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы
Основными целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно
опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, представляют обобщенные
характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания
АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений
обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки
качества образования.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько
обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе
обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под
прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной
долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную
деятельность обучающихся с умственной отсталостью, осуществляется на основе
интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития
обучающегося («было» «стало») или в сложных случаях сохранении его психо – эмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Для оценки предметных результатов в образовательной организации разработана и используется диагностическая карта, в которой отражается динамика обучаемости школьников в течение учебного года и планируется коррекционная работа над пробелами в знаниях учащихся. Все параметры оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:
- если учащийся свободно и активно владеет навыком в различных ситуациях, то клеточка закрашивается красным цветом;
- если учащийся хорошо владеет навыком, то клеточка закрашивается зеленым цветом;
- если учащийся освоил навык на элементарном уровне, то клеточка закрашивается, синим цветом;
- если учащийся не освоил навык, то клеточка закрашивается коричневым цветом.
Межпредметные связи
1. Мир природы и человека:
Знакомство с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание упражнений.
2. Физкультура:
-Тренировка группы мышц для выполнения различных движений.
-Создание и укрепление мышечного корсета, улучшение работу сердца, нервной системы, укрепление психику.
3. Математика:
-Закрепление понятий "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.).
-Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления.
Материально-техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция
1. Антропова, М. В., Кузнецова, Л. М. Режим дня школьника. М. : изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М. : ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М. : ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З. И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред. -сост. З. И. Невдахина. - Вып. 3.- М. : Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А. Ю. Подвижные игры. 1-4 класса. М. : Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова. – М. : Владос, 2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М. : АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О. А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с. 57.
14. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение. – М. : 1991. – 120 с.
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др. ;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др. ;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Компьютер
мультимедийный проектор
DVD