Агуткина Вера
Рабочая программа «Адаптация к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Ромашка» комбинированного вида
Рабочая программа
по курсу
в рамках дополнительных платных образовательных услуг
с детьми подготовительной группы
Преподаватель: Агуткина В. Н.
Мытищи 2021
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Адаптация к школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Рабочая программа «Адаптация к школе» детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями работы : первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий : Колесниковой Е. В. «От звука к букве», «От А до Я», Игнатьевой Л. В. «Читаю и пишу» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий : Игнатьевой Л. В. «Счёт от 0 до 10» и «Счет от 0 до 20».
Программа «Адаптация к школе» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы : формирование социальной и психологической готовности детей к школьному обучению, успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Перед педагогом ставятся следующие задачи:
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Обучающие задачи:
1.1. Формирование слухового внимания и фонематического восприятия.
1.2. Формирование умений звукобуквенного анализа слова.
1.3. Формирование элементарных навыков чтения.
1.4. Формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости;
1.5. Формирование элементарных графических умений.
1.6. Формировать общее представление о множестве и числе.
1.7. Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
1.8. Знакомить с составом числа.
1.9. Учить детей решать простейшие арифметические задачи.
1.10. Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
1.11. Учить сравнивать множества.
1.12. Знакомить с математическими знаками
1.13. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
2. Развивающие задачи:
2.1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
2.2. Развитие произвольности психических процессов.
2.3. Развитие образного и вариативного мышления, памяти, внимания, воображения.
2.4. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
2.5. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе
решения математических задач.
2.6. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий на основе математических понятий.
2.7. Развитие мотивации учения.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать организованность и дисциплинированность.
3.2. Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
3.3. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
1. соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
1. свободно считать в пределах 20; сравнивать числа в пределах 20;
2. знать «соседей» числа;
3. решать простые задачи (в одно действие);
4. на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный -согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
5. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
6. пересказывать небольшие тексты;
7. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
8. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
9. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
10. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
11. решать логические задачи;
12. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы : 6 – 7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 1 год.
Формы работы : занятия проводятся с группой детей в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала.
Режим занятий: занятия проводятся с группой 2 раза в неделю:
• 30 мин. – Подготовка к обучению грамоте (от слова к звуку; от А до Я)
• 10 мин. – перерыв, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения;
• 30 мин. – «Весёлая математика» (математическое развитие).
Ожидаемые результаты
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу обучения по программе ребёнок должен :
- Знать буквы русского алфавита
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные –
зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Печатать буквы русского алфавита
- Печатать слоги и слова по образцу
- Схематично изображать слоги, слова, предложения
- Правильно захватывать орудие письма
По направлению «Математическое развитие» к концу обучения по программе ребёнок должен :
- Уметь объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счёт до 20);
- Называть числа в прямом и обратном порядке до 20
- Соотносить цифру и количество предметов
- Знать состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц)
- Уметь называть предшествующее число, последующее число, соседей числа
- Знать, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб
- Находить части целого множества и целое по известным частям
- Составлять и решать задачу на сложение и вычитание
- Пользоваться цифрами и математическими знаками
- Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу
- Измерять длину предметов
- Ориентироваться в окружающем пространстве.
Тематическое планирование занятий по обучению грамоте
№ темы тема Кол-во часов
1. Развитие фонематического слуха «От слова к звуку» 24 часа
2. Развитие звуко-буквенного анализа «От А до Я» 38 часов
Итого 62 часа
№ Тема Стр. Дата
Развитие фонематического слуха «От слова к звуку» (24 часа)
Сентябрь
1. 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий, нахождение различий в двух похожих рисунках. (2-5
2. 2. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие, моделированием, рисование иголок ёжикам, звучание слов: звонко, громко, тихо; рисование солнышка. 6-9
3. 3. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках; нахождение различий в двух похожих рисунках. 10-13
4. 4. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках; деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловского. 14-17
5. 5. Звук «С-Сь» (песенки большого и маленького насоса, знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира. 18-19
6. 6. Звуки «З-Зь», знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, рисование ушей зайчикам, заучивание стихотворения Б. Заходера 20-21
7. 7. Звуки «С-Сь», «З-Зь», твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. 22-23
8. 8. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира. 24-25
Октябрь
9. 9. Звук «Ш» (песенка ветра, рисование шариков, заучивание потешки. 26-27
10. 10. Звук «Ж» (песенка жука, моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко. 28-29
11. 11. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. 30-31
12. 12. Звук «Щ», моделирование, рисование щетек, разучивание стихотворения С. Михалкова. 32-33
13. 13. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов. 34-35
14. 14. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки. 36-37
15. 15. Звуки «Р-Рь», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской. 38-39
16. 16. Звуки «Л-Ль», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой. 40-41
Ноябрь
17. 17. Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. 42-43
18. 18. Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус. 44-45
19. 19. Звуки «К-Кь», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса. 46-47
20. 20. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира. 48-51
21. 21. Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой. 52-53
22. 22. Звуки «Т-Ть», моделировании, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова. 54-57
23. 23. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-Зь», «Ж», «С-Сь», «Р-Рь», «Ш», повторение стихотворений, штриховка. 58-61
24. 24. Закрепление пройденного материала, моделирование, раскрашивание предметов. 62-64
Развитие звуко-буквенного анализа «От А до Я» (38 часов)
Декабрь
25. 1. Звук и буква А 2-3
26. 2. Звук и буква О 4-5
27. 3. Звук и буква У 6-7
28. 4. Звук и буква Ы 8-9
29. 5. Звук и буква Э 10-11
30. 6. Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала. 12-13
31. 7. Звук и буква Л, чтение слогов. 14-15
32. 8. Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение. 16-17
Январь
33. 9. Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов. 18-19
34. 10. Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. 20-21
35. 11. Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов. 22-23
36. 12. Буква Я, чтение слогов, слов, предложений. 24-25
37. 13. Буква Ю, чтение слогов и слов. 26-27
38. 14. Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений. 28-29
Февраль
39. 15. Буква Ё, чтение слогов, слов. 30-31
40. 16. Звук и буква И, чтение слогов, слов. 32-35
41. 17. Звуки Г-К, Гь-Кь, буквы Г, К, чтение слогов, составление и условная запись предложения. 36-37
42. 18. Звуки Д-Т, Дь-Ть, буквы Д, Т, чтение предложений. 38-39
43. 19. Звуки В-Ф, Вь-Фь, буквы В, Ф, чтение слогов, предложений. 40-41
44. 20. Звуки З-С, Зь-Сь, буквы З, С, чтение слогов, слов. 42-43
45. 21. Звуки Б-П, Бь-Пь, буквы Б, П, чтение слогов, слов, предложений. 44-45
46. 22. Звуки Х-Хь, буква Х, чтение слогов, слов, предложений. 46-47
Март
47. 23. Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, слов. 48-49
48. 24. Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, предложений. 50-51
49. 25. Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов. 52-53
50. 26. Звук и буква Й, чтение слов, стихотворных текстов. 54-55
51. 27. Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов. 56-57
52. 28. Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов. 58-59
53. 29. Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений. 60-61
54. 30. Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений, алфавит. 62-64
Апрель
55. 31. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
56. 32. Обобщение знаний об изученных буквах и звуках. Чтение слогов. Разучивание стихотворений. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху).
57. 33. Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
58. 34. Составление рассказа по картинке «В саду». Цепочки из слов. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
59. 35. Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
60. 36. Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
61. 37. Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Кто-кто в теремочке живет?». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу).
62. 38. Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений, алфавит.
Распределение программного материала по математике на учебный год
№ темы тема Кол-во часов
1. Счет от 0 до 10 24 часа
2. Счет от 0 до 20 38 часов
Итого 62 часа
№ Тема Стр. Дата
Счет от 0 до 10
Сентябрь
1. Задания на выявление знаний и навыков; знакомство с названием месяца – сентябрь 2-3
2. Один - много 4-5
3. Число и цифра 0 6-7
4. Число и цифра 1 8-9
5. Число и цифра 2; знаки +,-, = 10-13
6. Решение задач 14-15
7. Число и цифра 3 16-19
8. Математические знаки: больше, меньше, равно 20-21
Октябрь
9. Сравнение предметов; знакомство с названием месяца – октябрь 22-23
10. Число и цифра 4 24-27
11. Число и цифра 5 28-29
12. Цифра, число, количество 30-31
13. Число и цифра 6 32-35
14. Число и цифра 7 36-37
15. Решение задач 38-39
16. Число и цифра 8 40-41
Ноябрь
17. Решение задач; знакомство с названием месяца – ноябрь 42-43
18. Число и цифра 9 44-45
19. Геометрические тела 46-47
20. Число и цифра 10 48-49
21. Закрепление пройденного материала 50-53
22. Закрепление пройденного материала 54-57
23. Закрепление пройденного материала 58-61
24. Закрепление пройденного материала 62-64
Счет от 0 до 20
Декабрь
25. Цифры от 0 до 10 4-5
26. Геометрические фигуры; знакомство с названием месяца – декабрь. 6-7
27. Геометрические тела и фигуры, сравнение 8-9
28. Математические знаки 10-11
29. Число 11. Сравнение чисел. Решение задач 12-13
30. Число 11. Решение примеров. Величина. Римские цифры. Логические задачи 14-15
31. Число 12. Линейка. Измерение длины предмета. Деление предмета на две, четыре равные части. 16-17
32. Число 12. Ориентировка на листе бумаги. Цвет. Решение примеров 18-19
Январь
33. Число 13. Соседи чисел. Логические задачи. Знакомство с названием месяца – январь. 20-21
34. Число 13. Решение задач. Логические задачи 22-23
35. Число 14. Решение примеров. Логические задачи 24-25
36. Число 14. Решение примеров. Логические задачи 26-27
37. Число 15. Решение примеров и задач. Логические задачи 28-29
38. Число 15. Решение примеров. Углы. Логические задачи 30-31
Февраль
39. Число 16. Решение задач. Форма. Цифры. Логические задачи. Знакомство с названием месяца – февраль. 32-33
40. Число 16. Ориентировка в пространстве. Решение примеров. Логические задачи 34-35
41. Число 17. Сравнение чисел. Решение примеров. Графический диктант. Логические задачи 36-37
42. Число 17. Решение примеров. Геометрические фигуры. Углы. Вершины. Стороны. Логические задачи 38-39
43. Число 18. Сравнение отрезков. Решение примеров. Графические навыки. Логические задачи 40-41
44. Число 18. Решение примеров и задач. Графические навыки. Логические задачи 42-43
45. Число 19. Порядковый номер. Часы. Решение примеров. Логические задачи 44-45
46. Число 19. Решение примеров. Единица измерения - литр. Логические задачи 46-47
Март
47. Число 20. Решение примеров и задач. Четные и нечетные числа. Логические задачи 48-49
48. Число 20. Решение примеров. Логические задачи. Знакомство с названием месяца – март. 50-51
49. Решение и запись примеров. Четные и нечетные числа. Календари. Логические задачи 52-53
50. Предметы для счета. Десятизначные числа. Решение задач. Логические задачи 54-55
51. Цифры. Решение примеров. Четные и нечетные числа. Деньги. Логические задачи 56-57
52. Числа. Деньги. Ориентировка на листе бумаги. Геометрические тела. 58-59
53. Решение примеров и задач. Форма предметов. Единицы измерения. 60-61
54. Закрепление пройденного материала 62-64
Апрель
55. Обобщение представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Графические работы (рисование узоров по клеточкам). Знакомство с названием месяца - апрель.
56. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Моделирование фигур. Графические работы (рисование узоров по клеточкам).
57. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Моделирование фигур. Графические работы (рисование узоров по клеточкам).
58. Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки).
59. Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (рисование узоров по клеточкам).
60. Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (рисование узоров по клеточкам).
61. Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам). Знакомство с названием месяца – май.
62. Счет от 1 до 20. Решение задач. Выделение из группы фигур «лишней» фигуры. Логические задачи (ребусы, головоломки). Графические работы (диктант по клеточкам).