Получи документы

Консультация «Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества»

Нина Александровна Кудряшова
Консультация «Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества»
▼ Скачать + Заказать документы

Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка через создание ситуаций сотрудничества в старшем дошкольном возрасте

Автор: Кудряшова Н. А.

МБДОУ «ЦРР - детский сад «Золушка»

город Абакан РХ

Великая идея Пестталоции – естественным путем развить ребенка, способного к самостоятельной разумной жизни и деятельности – для нашей педагоки проблема номер один. Только в естественной обстановке можно сохранить психическое здоровье детей, и это должно быть основной задачей детского сада. Дать детям жить по своим силам, доверительно отнестись к их желаниям, возможностям и привязанностям, установить естественный, нормальный стиль общения воспитателя с детьми и детей друг с другом - это поможет решить проблему эмоциональной и физической усталости детей.

Публикация «Консультация „Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества“» размещена в разделах

В основе представлений о жизни детей дошкольного возраста лежит разработанная Е. Е. Шулешко идея ровестничества, которая охватывает жизнь детей от 5 до 10 лет и которая может быть обозначена фразой «мы сами». Это известное детское выражение, изчезающее в общении со взрослым, навязчиво обучающим детей; с педагогом, которому ясно, что эффект обучения достигается лишь при «активной обучающей деятельности учителя».

Особенности поведения взрослых – все сразу объяснить и показать, исключить все отрицательное. Это то, что называется неумением разыгрывать, получать удовольствие от доигрывания, от самой игры.

Необходимо отказаться от практики навязчивого обучения, не жаждать казаться всеведущим и способным все оценить. Чем больше педагог создает благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем выше их активность общения (желание высказать одному, группе, тем глубже развивающее влияние совместных действий, ибо тогда речь и действие тесно увязаны в поисковой работе. Вместо того, чтобы навявывать ребенку интересные идеи взрослых, нужно создавать условия, при которых у него появляется возможность свободно выразить себя в любой области знаний. Именно такая позиция взрослого помогает ребенку в учебном процессе решить ещё одну задачу – успешность в обучении. Взрослый должен выйти за пределы такой формы детской соорганизации. Но он не превращается в «постороннего», он становиться приобщенным наблюдателем, он должен взять на себя функцию режиссера. Такая позиция меняет и цель обучения - идет не просто усвоение знаний, а познание самого себя: что я умею, могу, доверяю ли я своему знанию и умению.

Способы такого общения детей со взрослыми ищет социоигровой стиль обучения. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами, когда обучение сочетается с двигательной активностью детей и когда присутствует вариативность - смена мизансцен, ролей и видов деятельности.

Основными принципами социоигрового стиля обучения являются:

- позиция взрослого: педагог – равноправный умный интересный партнер, выдумщик, организатор, ведущий интересных игор и общения между детьми.

- «А судьи кто?» : роль судей отдается детям.

- снятие шор. Свобода в выборе детьми ЗУН.

- принцип полифонии – «погоня за 133 зайцами».

- жизнь детей в микрогруппах.

В организации жизни детей по таким принципам таяться корни успеха реализации собственных возможностей каждого ребенка. В ходе занятий педагог направляет действие детей на установление общего темпа и ритма, уточняет действия взглядом, обращает к другому лицу. Все это требует от каждого ребенка самостоятельно приноравливаться к темпу и ритму действий тех, кто в данный момент является объектом общего внимания. Ребенок выполняет «учебное задание» уже не для взрослого, а от желания совместно действовать со свими товарищами. В это время он напряженно внимателен к другим и к качеству своей работы. В этом и состоит переход знаний и умений от одного ребенка к другому.

Работая с детьми в соцоигровом стиле, я всегда обращаю внимание на то, что поведение детей – «шулешковцев» отличается от поведения детей, не живущих в этом стиле. Особенно это заметно на занятиях. Дети, обучающиеся по другим методикам, отвечая на вопросы, смотрят на воспитателя, а «шулешковцы» - на ровесников. И самое прекрасно разработанное занятие, на мой взгляд, проигрывает, если на нем дети не общаются друг с другом, не смотрят друг другу в глаза; если результат их работы не зависит от работы каждого; если они не являются главными и самыми справедливыми судьями и учителями друг друга, когда они сообща справляются с трудностями; когда слабые тянутся за сильными и при общем положительном результате чувствуют себя тоже умными и умелыми, вырастая в собственных глазах.

Все это возможно только только при социоигровом стиле построения занятия, при организации занятий как игры – жизни между микрогруппами и одновременно в каждой из них.

Игровые задания – упражнения для творческого самоутверждения, требующие ситуаций сотрудничества.

1. «Животные». Играющие выбирают, в каких животных (домашних, диких) они «превратятся». Последовательно совершают определенные действия, характерные для выбранного животного.

Зрители отгадывают, что было задумано.

Вариант: группа играющих детей (5-6 человек) выбирают животных и место их «обитания» (двор, лес, зоопарк и др.)

2. «Загадки». Группы детей по 4-6 человек. Ведущий загадывает загадку (в предметах, животных, птицах, рыбах, отгадавшие без слов изображают отгадку.

Вариант: группы детей загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (при помощи слова, действия или рисунка)

3. «Тень». Играющие парами двигаются по комнате. Один – человек, другой – его «тень». Задание: как можно точнее повторять действия партнера.

4. «Изобрази профессию». Играющие изображают действие, соответствующее определенной профессии (например, шофер садиться за руль, включает двигатель, едет по дороге). Зрители определяют какую профессию они изображают.

Варианты: а) назвать ряд действий, показанных задумщиком или группой играющих; б) нарисовать предметы, узнанные в показе и соответствующие представленной профессии (врач – градусник, таблетки; шофер – автомобиль, руль).

5. Упражнение на закрашивание «Рукавички»

Цель: Помочь детям чувствовать других, действовать согласованно, договариваться с целью достижения общего результата (одинаковое закрашивание орнамента).

Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковыми орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по залу. Отыскивают свою «пару» и с помощью трех карандащей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Литература:

1. Букатов В., Ершова А. «Возвращение к таланту» (педагогам о социоигровом стиле работы, г. Красноярск – 1999 г.

2. Букатов В. «Не нужно зарывать в землю талант управленца». Газета «Детский сад. Управление» июнь 2006 г.

3. Букатов В. «Социоигровая педагогика в детском саду» (из опыта работы воспитателей). Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное воспитание», выпуск 4 (10) г. Москва – 2006 г.

4. Кравцов Г. Г. «Психологические проблемы начального образования», издательство Красноярского университета, 1994 г.

5. Погодина Г. А. «Дошкольное детство: о новом подходе к обучению и воспитанию», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 1991 г.

Публикации по теме:

Музыкотерапия и ее роль в снижении стрессовых ситуаций для ребенка Охрана и укрепление здоровья очень важна и заявлена в Законе об образовании, и в Типовом положении, и других нормативно правовых документах.

Поход-заветная мечта каждого ребенкаПоход-заветная мечта каждого ребенка В моей группе есть очень хорошая традиция. В конце мая каждый год мы ходим с детьми в поход в лес или стадион. С каждым годом дети взрослеют.

Реализация принципа интеграции обр. областей в соответствии с ФГОС до через создание книг с использованием детских рисунков Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – принцип интеграции.

Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» ТЕМА: "Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения" Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете,.

Создание специальных зон по реализации экспериментального курса «Растения и человек» I. Зона коллекций. Цель знакомство детей с природными объектами для развития навыков классификации по различным признакам и.

Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути 20 лет работы с незрячими детьми научили меня видеть их глазами, слышать и чувствовать их боль, понимать их психологию, особенности развития.

Создание условий для развития основных видов движения и качеств через использование нестандартного физкультурного оборудСоздание условий для развития основных видов движения и качеств через использование нестандартного физкультурного оборуд В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось.

Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений,.

Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа Творческий проект – это самостоятельная итоговая творческая работа, выполненная под руководством педагога. Качество выполнения зависит от.

Выступление на педагогическом совете «Создание проблемных ситуаций для логического мышления детей на сборах» Рубинштейн говорил,что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 12:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД