Бабанина Светлана
«Путешествие в типографию». Конспект ООД для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
Организованной образовательной деятельности
по социально – коммуникативному развитию
для детей 6-7 лет
с использованием ИКТ технологий
Тема: «Путешествие в типографию»
Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии.
Задачи: Познакомить детей с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какие книги бывают. Вспомнить с детьми детских авторов и иллюстраторов. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека.
Словарная работа: каллиграфия, типография, наборщик, резчик бумаги, редактор, корреспондент, корректор, переплетчик (фальцовщик, печатник.
Материал. Предметные картинки, различные книги, журналы, газеты.
Компьютерная презентация по теме ООД, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход ОД
Мотивация
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете о чем пойдет речь.
Загадка
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться
Воспитатель: Правильно это книга. Как вы догадались, что речь идет о книге.
Дети: В книгах написано обо всем на свете, чтобы прочитать книгу нужно уметь читать.
Воспитатель: Перед вами выставка. Что вы здесь видите?
Дети: Книги, журналы, газеты.
Воспитатель: Для чего нужны книги, журналы, газеты.
Дети: Чтобы узнать много нового, интересного.
Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития: из газет и журналов мы с вами узнаем о разных событиях, которые происходят в мире.
Воспитатель: Что вы можете сказать о книгах? Какие бывают книги?
Дети: Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии, учебники для взрослых, книжки-малышки, большие и маленькие, тонкие и толстые, мягкие и твердые.
Воспитатель: Верно, книги бывают разные по содержанию, размеру и оформлению.
Основная часть.
Воспитатель:
Слайды
С древности люди сочиняли сказки, песни, пословицы. Эти произведения, чтобы не забыть, надо было записывать. Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк.
Такой почерк назывался каллиграфическим.
Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.
Воспитатель: Вы знаете, кто создает материалы для книг?
Дети: Поэты, писатели, художники.
Поэты и писатели — очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы?
Педагог по одной показывает предметные картинки (конфета, карета котлеты и т. д., дети подбирают рифму к каждому слову.
Воспитатель: Так же над книгой кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте – это редакторы и корректоры.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Заблудился звук»
Воспитатель читает детям стихотворные строки. Дети называют слово которое звучит неправильно, и определяют «заблудившийся» звук, произнося слово правильно.
1. На виду у детворы
крысу (крышу) красят маляры
2. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами!”
3. Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело.
4. Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил
5. Сели в ложку (лодку) -и айда!
По реке туда-сюда!
6. На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) - скок да скок!
7. Закричал охотник: Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
8. Посмотрите-ка, ребятки,
Баки (маки) выросли на грядке.
Воспитатель:
А теперь мы немного отдохнём!
Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут (плавные движения руками)
Прогнулись над водой, качают головой (наклон вперед)
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся (приседания)
Воспитатель: Сначала люди писали на глиняных табличках
слайд
на каменных табличках
слайд
на бересте
слайд
на папирусе.
Воспитатель: Конечно написать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой?
Ответы детей
Воспитатель: когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок.
В России первым книгопечатником стал Иван Федоров, который выпустил
первый русский печатный букварь — «Азбука»
слайд
по его словам — «для пользы русского народа и ради скорого младенческого научения».
Воспитатель:
А вы знаете, где в настоящее время печатают книги?
Дети: В типографии
Воспитатель: Правильно, в типографии.
слайд
Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет, журналов и других изделий.
Воспитатель:
А кто работает в типографии, я вам сейчас расскажу.
Слайд
Наборщик набирает текст на компьютере, они очень быстрые, аккуратные и внимательные в своей работе.
Слайд
Корректировщик и редактор находят и исправляют ошибки в тексте
Слайд
Далее книга попадает к нарезчику (оператор резальной машины, он нарезает книгу.
Слайд
Потом переплетчик книге делает красивый переплет.
Слайд
А помогает машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом „одевает" в красивый переплет. И вот, красивая книга готова». Показывает и предлагает детям рассмотреть книгу в нарядном переплете.
Воспитатель подводит итог: книга — результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.
Слайд (готовая книга)
Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтоб взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир.
Воспитатель: А у вас дома есть книги? Где они хранятся?
Дети: На полке.
Воспитатель: Где еще могут храниться книги?
Дети: В шкафу, в библиотеке.
Воспитатель: А сколько живет книга?
Дети. Книга живет долго, если ее беречь.
Воспитатель: Что будет, если книги исчезнут?
Дети: Из книги мы узнаем много нового, интересного. Там красивые картинки, и тд. Тогда мы ничего не будем знать.
Воспитатель: Вам дома читают книги? Вам нравится, когда вам читают?
Ответы детей
Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Доскажи словечко»
Нет конца у строчки
Где стоят три точки,
Кто придумает конец
Тот и будет молодец
Книгу не ищи в аптеке
Книжный дом (библиотека)
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и (картона)
Книжкина одежка
Что это (обложка)
И картинок много тут
Как их правильно зовут (иллюстрации)
Их рисует не сапожник
Ну, а кто, друзья (художник)
Ну а кто же пишет книжки
Для девчонок и мальчишек?
На обложке, вот он, тут.
Как, друзья, его зовут? (Писатель, поэт)
Наши книги не просты
По порядку в них (листы)
А что это за сестрицы
Да ведь это же (страницы)
Страницы все наперечет
Их скрепляет (переплет)
Рефлексия
Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что вам было интересно?
Дети: Узнали, как создаются книги, оформляются, кто над ними работает.
Воспитатель: Люди каких профессий создают книги.
Дети: Наборщик, нарезчик бумаги, редактор, корректор, переплетчик (фальцовщик, печатник.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо живется у нас книгам?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Мы их не бережем. За книгами нужно ухаживать, беречь, не рвать, не пачкать.
Воспитатель: Верно, у нас в книжном уголке много книг, а старые книги нуждаются в вашей помощи, хотите полечить их? Вечером мы пересмотрим все книги, старые подклеим и они еще долго, будут жить на книжной полке.
Воспитатель: Спасибо, ребята, пришло время возвращаться в группу. Встаньте около стуликов.
-Вокруг себя ты повернись,-в группу снова возвратись.
- Вы хотите рассказать младшим ребятам о нашей беседе?
Воспитатель: Я была бы рада, что бы вы их тоже научили беречь книги.