Ольга Хаматьянова
Литературная гостиная «Пушкинский вечер» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
СОД с участием детей и родителей подготовительной к школе группы №12.
Литературная гостиная "Пушкинский вечер».
Воспитатель высшей квалификационной категории: Хаматьянова О. В.
Публикация «Литературная гостиная „Пушкинский вечер“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Темочки
Цель: приобщение родителей к традициям семейного чтения литературных произведений и создание единого образовательного пространства по использованию лучших образцов художественной литературы в социально-нравственном, познавательном и речевом развитии детей.
Задачи:
Помочь семье организовать чтение ребенка в домашних условиях, воспитывать культуру чтения и любовь к книгам.
Вызвать интерес у детей и взрослых к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством.
Помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую
роль в воспитании ребенка.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, беседа о поэте; выставка рисунков, оформление выставки книг в групповой библиотеке, заучивание стихотворений и отрывков из сказок, бальный танец.
Материал и оборудование: камин, зажженные свечи, музыка П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, Глинки, романс Г. Вишневской «Я помню чудное мгновенье», сказочная музыка, звон колоколов, стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Подруга дней моих суровых», «Загорелась зорька красная», костюмы для инсценировки сказки А. С. Пушкина (солнца, месяц, ветер, презентация.
Звучит музыка «Экосеза» П. И. Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»). На проекторе портрет А. С. Пушкина. (слайд№1)
Мальчики одеты в строгие костюмы, девочки в бальных платьях с веерами.
Мальчики и девочки расходятся по разные стороны зала и рассаживаются.
-Мы открываем Пушкинский вечер
«Когда мы том заветный открываем
Волшебных, вечных пушкинских стихов,
Когда мы вновь и вновь переживаем
Великий смысл неугасимых слов.
Когда мы слышим в каждой песне милой
И гнев поэта, и любовь его -
С какой непостижимо ясной силой
Мы ощущаем с ним своё родство».
Сегодня мы отправимся в пушкинское время. И побываем на балу.
Бал — это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века.
Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду дворца.
Где у входа всех встречала хозяйка бала. (слайд№2- Екатерининский дворец)
В вестибюле снимали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал. (слайд №3)
В зале проходили балы. (слайд№4)
Давайте и мы свами побываем на балу.
«Я свечи зажигаю и молчу
И смотрит мне в глаза волшебный вечер
Рукою тьмы, притронувшись к плечу,
Впервые бала зажигаю свечи»
(Загораются свечи)
Дев. 1:
Вы были вчера на балу у графини?
Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.
Дев. 2:
Везде только о Пушкине и говорят.
Посмотрите, в этом альбоме я записала его стихотворения.
Читает стихотворение «Зимнее утро» (элемент полихудожественного подхода стихи А. С. Пушкина, музыка Г. Свиридова) (слайд№4)
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
Выходят мальчик и девочка.
Мал. : Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша?
Дев. : да, сударь, погода нынче удивительно хороша, как никогда.
Мал. : Скажите, сударыня, можно ли мне рассчитывать на танец с Вами?
Дев. : Мне будет приятно принять Ваше приглашение.
Приглашаем на бал господа! (Бальный танец)
Маэстро музыку.
Музыкальный мир Пушкина разнообразен и прекрасен.
А литературное творчество поэта заставляют нас восхищаться еще сильнее.
«Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.
Как мимолетное виденье. Как гений чистой красоты». Так написал Пушкин о своей юной красавице.
Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит опера «Я помню чудное мгновенье», романс Г. Вишневской.)
Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.
(Дефиле участниц бала.)
Звучит музыка. Девочки проходят круг, демонстрируя свои наряды.
Две дамы (светские львицы) затевают игру.
1 дама: Господа, давайте поиграем!
2: Литературные фанты, господа.
«Литературные фанты» (игра с родителями и детьми).
В пушкинские времена во время проведения домашних балов, встреч, музыкальных вечеров допускались некоторые вольности. Молодёжь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию, и я предлагаю поиграть в фанты. (выходят в круг)
Из сказок Пушкина лежат тут фанты! Вам, господа надобно назвать, кому сей фант принадлежит и как названье сказки! А зеркало волшебное ответ покажет нам! (экран- слайды)
(Дети и родители под музыку передают друг другу Пушкинское перо, вынимают предмет из сказок А. С. Пушкина, называют сказку,а на проекторе появляется иллюстрация сказки А. С. Пушкина и отрывок из сказки)
• золотой орешек (Белка, сказка «О царе Салтане»,
• яблоко (Мачеха, сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»,
• золотая рыбка (Старик, старуха, сказка «О рыбаке и рыбке»,
• золотой петушок (Мудрец, сказка «О золотом петушке»).
Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да)
Поэта окружал богатый мир русской народной сказки.
Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и замечательно их рассказывала. (читает ребенок). (Слайд)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Маленький Саша любил длинные певучие сказки. У меня в руках волшебный сундучок, в котором находятся любимые сказки А. С.
Пушкина
Откроем сундучок. (Звучит сказочная музыка)
Выходит, девочка с зеркалом. Ребенок и ее мама.
Дев. : посмотрите, какое чудесное зеркальце я купила в сказочном городе!
Свойство зеркальце имеет,
Говорить оно умеет.
Свет мой, зеркальце, скажи, -
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркало. (взрослый с места)
Ты прекрасно! Спору нет!
Но живет без всякой славы
Средь зеленые дубравы
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей.
Выходят Царевна и Чернявка. (ребенок и родитель)
Царевна: Постой, бабушка, постой немножко,
Я кое-что тебе снесу (выносит хлеб).
На ж, возьми!
Чернявка:(взрослый) Благодарствую! Бог тебя благослови!
Вот за то тебе – бери!
Ради скуки – кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед!
Чернявка уходит.
Царевна: (любуется)
Ах, какое яблочко!
Соку спелого полно!
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь.
Так и хочется скорее
К алым губкам поднести,
Потихоньку откусить
И кусочек проглотить. (уходит)
Девочка: Постой, царевна!
Не ешь его,
Ведь ядом отравлено оно.
Эх, убежала, не послушала меня,
Теперь поможет ей королевич
Девочка: к красному солнцу, наконец,
Обратись, ты, молодец!
(трое детей читают отрывок из стихотворения) (слайд)
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Елисей: Свет наш солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу,
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль, где на свете
Ты царевны молодой?
Солнце: Свет ты мой!
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил.
Выходит месяц…
Елисей: Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Месяц: Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою
Без меня царевна видно
Пробежала!
Елисей: как обидно!
Месяц: погоди! О ней быть может
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай!
Появляется ветер (шум ветра)
Елисей: Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Ветер: Постой!
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе твоя невеста.
Ветер уходит, Елисей подходит к царевне, становится перед ней на колено.
Царевна: как же долго я спала (поднимается).
Девочка: за руку её берёт
И на свет из тьмы ведет,
И трубит уже молва
Звон колоколов, все кланяются.
Все: Дочка царская жива!
Реб: Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет
- «Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами». (слайд)