Павлович Марина Ильинична
Психопрофилактическое занятие «Символы дружбы»
▼ Скачать
Цель:
формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения, положительных эмоций при взаимодействии с людьми.
Задачи:
• создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы;
• помочь детям приобрести представления о дружбе через использование метафорических образов;
• стимулировать творческое самовыражение.
Публикация «Психопрофилактическое занятие „Символы дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал и оборудование:
«волшебная» палочка; пиктограммы «грусть» и «радость»; сказка для чтения «Фло» П. Дидык; клеёнки; солёное тесто; трафареты; гуашь; кисти; ножи для пластилина.
Музыкальное сопровождение:
релаксационная музыка, музыка П. И. Чайковского
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный этап. Упражнение «Доброе утро»
Дети стоят кругом.
Психолог: Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня поприветствуем друг друга при помощи волшебной палочки, каких частей тело я ею коснусь, той частью тела вы и поздороваетесь.
Мы поприветствовали друг друга. Ребята, у всех вас есть прекрасные имена, есть два глаза. По два глаза у всех? У всех – рот, зубы, по две руки, ни у кого нет трёх? Дети, так вы все одинаковые? («Мы разные!») Да в чём вы разные? (Ответы детей.) А волосы разные? Характер разный? Хорошо вы меня убедили, сегодня разберёмся, чем вы отличаетесь.
Внешний мир – это природа, небо, солнце. А знаете ли вы, что такое внутренний мир человека? (Ответы детей.) На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. И если на солнышко находят тучи – наше настроение портится, идёт дождь – бегут слёзы, светит солнышко – и настроение улучшается, хочется петь песенки. От того, какое у нас настроение зависит очень многое. Когда у нас плохое настроение, мы грустим, у нас надуваются губы, появляются слезинки, уже не хочется играть.
2. Психогимнастика «Грусть - радость»
Психолог: Как выглядит грустный человек? (Ответы детей: брови нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты).
А как выглядит весёлый человек? (Ответы детей: он улыбается, ему хочется играть, петь, веселиться). Покажем, какие мы, когда весёлые. Когда мы радуемся, нам хочется обнять всё небо, раскинув руки.
3. Игра «Пирамида радости»
Психолог: Мы с вами сейчас радуемся тому, что мы все вместе, у нас хорошее настроение. А когда ещё может радоваться человек? Я радуюсь, когда вижу улыбки близких людей. (Далее продолжают дети, и с каждым ответом накладывают ладошки друг на друга, образуя пирамиду. Завершает игру психолог). Я радуюсь, когда рядом есть друзья. Теперь мы можем частичку этой пирамиды поместить себе в сердце и помнить о нашей радости всегда.
Дружба встречается не только среди людей, но и в сказках. Давайте присядем на полянку и послушаем сказку.
4. Чтение сказки П. Дидык «Фло»
Вырос цветок на поляне. Оглянулся и увидел множество других цветов. Все они были разные и непохожие друг на друга. Одни были высокие, другие – низкие, какие-то из них более яркие, другие более тусклые, но все они были единой дружной семьей этой поляны. Все цветы радостно приветствовали новенького и дали ему имя – Фло.
Утром все цветы просыпались и здоровались с солнцем. Днем занимались своими делами. А вот вечером начиналось самое интересное: более старшие цветы рассказывали маленьким, как протекала жизнь на этой поляне до их появления. Как-то вечером начал свой рассказ старый дед репейник. С виду он был не очень приятен, особенно для людей, которые иногда любили гулять на этой поляне. Ему нравилось прилеплять к их одежде свои колючки и радоваться собственным проказам. Так вот, он начал свой рассказ.
«Случилось это у нас на поляне прошлым летом. Тогда было очень спокойное лето, и не происходило ничего особенного. Пролетали как-то раз над полянкой братья Ветер и Дождь и сестра их Гроза. Пролетали так высоко, что никто на земле их не увидел и не почувствовал. Услышали они разговор цветов о том, какие они, цветы, дружные и заботливые. Решили тогда Ветер, Дождь и Гроза проверить, так ли это, и приступили к испытаниям стойкости духа этой маленькой цветочной поляны. Братец Ветер начал дуть на цветы с такой силой, что самые слабые из цветов стало вырывать с корнями. Но друзья, росшие рядом, помогли им. Все цветочки дружно взялись за листья и крепко держали друг друга до тех пор, пока братец Ветер не поверил в искренность их дружбы. Тогда братец Дождь решил проверить их по-своему. Обрушил он на полянку огромное количество дождя. Но увидел, что не сдаются цветы: каждый поддерживал друга кто стеблем, кто бутоном, кто листьями. Тех, кто падал на землю, поднимали и держали особенно крепко.
Сестра Гроза остановила своих братьев. Она поняла, что на той поляне все действительно очень дружны и будут поддерживать друг друга, что бы ни случилось».
Так закончил свой рассказ старый репейник. А Фло посмотрел вокруг себя и порадовался, что ему так повезло: он родился на этой поляне, где все помогают друг другу.
Психолог:
• Как Ветер, Дождь и Гроза испытывали стойкость духа цветов?
• Как цветам удалось устоять в испытании?
• Что значит «каждый поддерживал друг друга»?
• Что такое настоящая дружба?
(Каждый ребёнок даёт своё определение).
Психолог: Конечно, ребята, дружба – отношения, построенные на доверии, взаимопомощи. Я предлагаю вам протянуть друг другу руку дружбы.
5. Упражнение «Протяни другу руку»
Дети стоят по кругу. Психолог протягивает руку ребёнку со следующими словами «Давай дружить!». Так же последовательно поступают все дети. Когда все возьмутся за руки, хором произносят: «Давай дружить!».
Психолог: Насколько крепкой у нас окажется дружба – зависит только от нас: пробуем подуть на наши руки – сможет ли разрушиться наш «круг дружбы»? (Дуем).
Нет! Так и в настоящих отношениях надо стараться сохранить дружбу. «Нет друга – ищи, а нашёл - береги».
6. Статическая медитация «Путешествие на облаке» (автор К. Фопель)
Психолог: Теперь я поняла, что мы можем доверять друг другу, способны друг друга выручить в трудную минуту, а значит, мы можем отправиться в путешествие. Итак, я вас приглашаю.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Мы отправляемся в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой «облачной» подушке. Наши облака медленно поднимаются в синее небо. Чувствуете, как ветерок овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть наши облака перенесут нас в волшебную страну. Постараемся медленно увидеть эту страну. Здесь мы чувствуем себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вдохните и выдохните… Теперь откройте глаза, встаньте с облака и оглянитесь вокруг – мы оказались в волшебной стране, там, где живут по законам дружбы.
7. Творческая лепка «Дружба»
Психолог: А сейчас ребята, нам пора приниматься за добрые дела. Не забываем, что мы в волшебной стране, и мы будем создавать предмет дружбы. Вы готовы приступить к заданию? Тогда начнём. Вот на столах лежит всё что нам необходимо: клеёнки, солёное тесто, трафареты.
Дайте ему частичку своего тепла, вдохните в него волшебную силу, и оно станет тёплым (Дети дышит на тесто, разминают его).
Разминаем тесто в лепёшечку, кладём на неё трафарет и вырезаем сердце (Дети выполняют задание под спокойную музыку. А теперь выберите цвет гуаши, который вам больше нравиться, Раскрасьте им свой символ дружбы.
Какие прекрасные символы дружбы у нас получились. Все они разные, почему? Потому что мы с вами тоже все разные, не похожи друг на друга. Непохожим людям никогда не бывает скучно и грустно вместе, им всегда радостно.
Теперь нам пора возвращаться. Сядьте удобнее и закройте глаза. Снова расположитесь на своём удобном облачке. Глубоко вдохните и выдохните. Наши облака медленно поднимаются вверх. Чувствуете, ветерок овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть наши облака нас несут назад, в наш детский сад. Вдохните и выдохните. Откройте глазки, поблагодарите друг друга за прекрасное путешествие. Потянитесь, выпрямитесь, и снова мы бодры и полны сил.
8. Рефлексия
Дети стоят в кругу.
Психолог: Ребята, что нового вы узнали сегодня? Что больше понравилось?
Спасибо, мне очень понравилось с вами общаться и путешествовать. И главное – умейте ценить каждое прожитое радостное мгновение.