Наталья Чеканова
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС
Чеканова Наталья Викторовна, учитель начальных классов,
г. Нерюнгри, СОШ №2 им. М. К. Аммосова
Самой острой проблемой современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Проблема обучения, развития, воспитания, детей с трудностями в обучении является актуальной и для нашей школы. Например, среди обучающихся первых классов детей нуждающихся в поддержке 17%.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Педагогический коллектив начальной школы осуществляет коррекционно-развивающее обучение, не выделяя детей с трудностями в обучении в отдельные классы. Работа с ними проводится учителями и психологом индивидуально или в небольших группах во внеурочной деятельности.
Выбор наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении зависит от многих условий. Важнейшим из них является своевременное выявление таких детей, а также определение причин, этих трудностей.
Предполагаемые причины трудностей:
• Слабая психологическая готовность детей к школе, неумение управлять своим поведением, неумение общаться со сверстниками, неспособность включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем.
• Недостаточное развитие познавательных навыков: зрительно-двигательной координации, умение сравнивать, устанавливать последовательность, умение действовать по образцу.
• Медленный темп деятельности, низкая работоспособность, физиологическая неготовность к регулярному обучению т. е. компенсация трудностей за счёт снижения темпа деятельности.
• Слабая сформированность произвольной сферы: внимания, восприятия, мышления.
В 2020 году учителями начальных классов и психологом школы была разработана программа коррекционной работы в начальной школе.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с трудностями обучения и предусматривает создание условий для обучения, развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.
Задачи программы:
• раннее выявление детей с трудностями адаптации;
• создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы;
• осуществление индивидуальной помощи детям;
• разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
• оказание консультативной и методической помощи родителям.
Программы коррекционной работы направлена на:
• преодоление затруднений обучащихся в учебной деятельности;
• овладение навыками адаптации к социуму;
• психолого педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
• развитие потенциала обучащихся со специфическими трудностями в обучении.
Педагогический консилиум в составе директора, завуча, учителей начальных классов, психолога, соц. педагога, учителей - предметников проводится три раза в год.
Тема первого педагогического консилиума «Изучение индивидуальных особенностей первоклассников по результатам диагностики на предмет готовности к систематическому обучению в школе.
Цель: коллективный анализ препятствий, мешающих детям в обучении и публичное представление первых шагов педагогической поддержки.
Задачи: совместная оценка проблемы с точки зрения значимости её для ребёнка. Построение индивидуальных проектов педагогической поддержки за счёт внутренних ресурсов школы.
Учитель, психолог, логопед изучают индивидуальные особенности детей на предмет готовности к систематическому обучению в школе. Психолог - определяет уровень развития мыслительных операций, изучает отдельные свойства внимания, памяти и восприятия. Логопед - определяет сформированность операции звукового анализа: фонематический слух, звукопроизношение, уровень развития связной речи. Учитель - выявляет уровень математических представлений детей, готовность детей к усвоению письменной речи, владение устной речью.
Диагностика помогает глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
По итогам работы создаются индивидуальные образовательные маршруты, в которых выделены проблемы, определены задачи и формы работы для учителя, психолога, логопеда.
Проводится консультации для родителей и индивидуальная, групповая работа психолога и учителя. По результатам педконсилиума могут быть даны рекомендации родителям для прохождения районного ПМПК.
По итогам года делается сравнительный анализ на основе наблюдений, контрольных срезов, тестовых работ, диагностики психолога, социального педагога, бесед с учителями предметниками, анкетирования родителей.
В целом, проведё нная нами работа позволила сделать следующие выводы:
• Психолого-педагогическую поддержку целесообразно осуществлять, интегрируя усилия учителя, педагога-психолога, родителей.
Результаты работы показали:
• Установление доверительных, поддерживающих отношений между детьми и взрослыми.
• Рост адаптивных возможностей.
• Хорошее усвоение учебной программы.
Работа начатая в первом классе продолжается на параллели вторых, третьих и четвёртых классов.
Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. И чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31с. (Стандарты второго поколения).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с.