Марина Апаназова
Психолого-педагогические условия организации образовательного пространства ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мужчину не надо учить рубить лес и строить корабли,
предоставьте ему возможность полюбить море.
Антуан де Сент-Экзюпери
СЛАЙД 1
В Федеральной целевой программе развития образования обозначены цели. Одной из них является повышение качества школьного образования. Роль дошкольных ОУ при реализации данной цели обозначена в задачи: обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе. Для её решения необходимо построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных учреждениях
Публикация «Психолого-педагогические условия организации образовательного пространства ДОО» размещена в разделах
Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы
— демократизации и гуманизации;
— системности и целостности управления;
— централизации/децентрализации;
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
— единоначалия и коллегиальности;
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений. Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В. Т. Кудрявцев, 1999).
СЛАЙД2
Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.
модель деятельности дошкольного образовательного учреждения ДОЛЖНА быть как открытая и развивающаяся система
СЛАЙД 3
Режим развития определяет развивающий компонент.
Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения
Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Слайд4
Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности.
Дошкольное образовательное учреждение как система — сложное социопсихолого-педагогическое образование, состоящее из совокупности: а) системообразующих факторов, б) структурных и в) функциональных компонентов, г) условий функционирования.
а) системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результат деятельности ДОУ;
б) структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети, а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;
в) функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог — ребенок — родители» и соответствующих подсистемах;
г) условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности — медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.
Место образовательного пространства ДОУ в условиях функционирования.
Слайд 5
Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель».
Так, родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Образовательное пространство ДОУ в пространстве развития ребёнка.
Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Ориентация на ребенка и его потребности; создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.
Многочисленными исследованиями в области философии, социологии, психологии, педагогики доказано, что период дошкольного возраста имеет принципиально важное значение в становлении личности человека. Именно в эти годы закладываются такие базовые основы личности, как сознание, деятельность, поведение и отношение к миру, ориентации в окружающем мире, усвоения ребенком способов познания, саморазвития, которые помогают ребенку активно осваивать культурные ценности и занимать субъективную позицию в освоении современной культуры. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности ДОУ: возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей культуры, чувства любви к природе, родному краю, в котором они живут и развиваются, поиске новых форм функционирования образовательного учреждения.
Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поиска новых путей и условий развития ребенка. Это потребовало наличие изменений в определенных способах деятельности, процессе, который он проходит, пути конструирования себя как субъекта собственной жизни, как личности.
Педагогический процесс переориентируется на создание условий для развития образа духовного «я» ребенка, где составляющими являются:
- активная внутренняя потребность и стремление к свободе, любви, истине, правде, доброте, красоте как к основным человеческим ценностям;
- умственные способности: сенсорные, интеллектуально-познавательные, ценностно-эмоциональные и ценностно-смысловые, направленные на усвоение и самостоятельное порождение способов познания закономерностей окружающего мира;
- творческие способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные, обуславливающие неповторимую индивидуальность личности;
- коммуникативные умения, позволяющие познать, оценить и изменить мир природы;
- эмоционально-рефлекторные качества, выражающиеся в эмоционально-положительном отношении к оценке себя, самооценке, саморегуляции, самосохранении жизни и здоровья, реализуемые в образовательном пространстве.
Таким образом, качество понимается нами как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Основанием для классификации качеств как результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования является выделение сфер развития ребенка, в первую очередь, личностной, физической и интеллектуальной. Таким образом, личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка, в том числе морально-нравственное развитие; физические – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость, а также антропо- и физиометрические показатели; интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Определение образовательное пространство объединяет в себе такие понятия, как игровое пространство, предметно-развивающая среда, представления, образы, символы, игра.
СЛАЙД 6
По мнению Л. С. Выготского, игровое пространство имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю. Однако игровое пространство чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды. И во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Поддъков, Е. А. Флерина, С. Л. Новоселова и др).
Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Репина, Р. Б. Степкина. В. А. Петровский,Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец). Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства. Поэтому перспектива научно-педагогического поиска исследователи связывают с изучением особенностей, косвенных методов педагогического руководства. Так как косвенные методы дают возможность использовать в развивающих детское творчество целях специфику структуры сюжетно-ролевой игры, не подавляя самостоятельные творческие проявления детей, а поддерживая и стимулируя их (Л. А. Венгер, Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, В. Я. Воронова, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, И. Г. Саморукова). Специального исследования психолого-педагогических условий создания образовательного пространства детьми дошкольного возраста изучено недостаточно. Не разработанность этой проблемы приводит к снижению уровня развития творческих способностей в игре детей. В практике детского сада создание игрового пространства детьми старшего дошкольного возраста может быть успешным, если педагог: организует предметную среду для развития игровых замыслов детей; создает эмоционально-благоприятную атмосферу; обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой детей в целях развития творчества, т. е. охарактеризовать образовательное пространство можно в разных аспектах: философском, бытовом, психологическом и собственно педагогическом.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью, безвоздушное пространство); объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. Такое же определение мы встречаем и в философской энциклопедии. Здесь при характеристике пространства обозначены формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Так отдельный объект характеризуется протяженностью и формой, которые определяются расстояниями между частями объекта и их ориентацией.
Особое определение дается в психологическом словаре, где при характеристике пространства рассматриваются не только внешние, но и внутренние явления, такие как величина, форма, расположение и т. д. Здесь пространство выражено через обобщенность и схематизацию пространственного образа, который зависит от характера простых свойств, отражаемых объектов задач деятельности.
Развитие пространственных представлений у человека является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
Само пространство в педагогических исследованиях рассматривается редко, о чем свидетельствует педагогический словарь. Исследователи чаще обращаются к среде. Однако в педагогическом словаре мы встречаем характеристику пространственных представлений. Так, в педагогическом словаре пространственное представление трактуется как образ предмета (или его отдельного свойства, воспринимавшегося в прошлом и в данный момент, не действующего на наш воспринимающий аппарат. Особым видом представления являются вновь создаваемые нами образы предметов.
Пространственные представления всегда имеют более или менее обобщенный характер. В них обобщаются многие впечатления о тех или иных предметах и явлениях. Общие пространственные представления связаны со словесными обозначениями предметов. Пространственные представления детей в целом более ярки, чем у взрослых, что указывает на преобладающую в детском возрасте деятельность первой сигнальной системы. Развитию представлений способствуют воспитание наблюдательности и тех форм деятельности, которые требуют реализации соответствующих представлений.
Слайд 7
Среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания заложенных в ребенке свойств; среда вызывает к жизни и подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов детского поведения.
Среда определяет развитие, она активно строит деятельность ребенка лишь используя при этом врожденный фонд его личности.
Первая точка зрения представлена в современной западной психологии Ш. Бюллером, а в нашей стране наиболее последовательно проводилась Д. Н. Узнадзе. Другая точка зрения разделялась большинством советских педологов. М. Я. Басовым, А. Б. Залкиным, а также и Л. С. Выготским. Л. С. Выготский отмечал, что «В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа».
Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда –это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.
Не будем отрицать, что развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают,
как организовано окружающее его пространство в ДОУ. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды. Для нас наиболее важно, что игра – это естественная деятельность ребенка, которая характеризуется самостоятельными, личностными проявлениями на основе эмоции. Психологи показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимое игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Это пространство имеет особую, форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, то есть внутреннюю. По нашему мнению, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком игровое пространство. Отсюда вытекает первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения, как указывает Л. С. Выготский. Этот закон можно сформулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение.
Второй формой связи фантазии и реальности является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Воображение помогает человеку усваивать чужой исторический или социальный опыт.
Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которые владеют нами в данную минуту. Это влияние эмоционального фактора на фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.
Сущность четвертой формы заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету, однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире, воздействуя на другие вещи.
Развитие воображения ведет к тому, что в игре появляется функция замещения реального мира игровым эквивалентом. Психологи отмечают, что замещение в игре связано со свободой отношений между предметом и действием с ним. Развитие символической функции в дошкольном возрасте идет от использования внешних реальных заместителей к осуществлению замещения во внутреннем плане. Средства игрового замещения все больше открываются от своей предметной опоры и переходят в образный план.
Оказывается, что создание игрового пространства зависит и от прежнего опыта ребенка, от его эмоциональности, способности к комбинированию, созданию нового. Особое значение в развитии и создании игрового пространства имеет развитие у ребенка функции замещения и введении новых элементов пространства, сужении или расширении его, поэтому взрослый, находящийся за пределами игры, не всегда может оценить рамки пространства, его границы.
Таким образом, пространство – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без посторонней помощи взрослого. А игра не требует от него особых умений, т. к. не связана с получением определенного практического результата.
Однако встает вопрос : абсолютно ли свободен и самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность ограничены способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет. Исследования многих психологов и педагогов показывают, что полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения.
Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее. Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
В моём опыте работы педагогом-психологом в ДОУ в настоящий момент используется интегрированный подход в организации пространства развития ребёнка, субьект-субъектные отношения со всеми участниками образовательного процесса. Как пример. Приоритетным направление в ДОУ является экологическое воспитание дошкольников. Наличие «зимнего сада», педагога ДО по экологическому воспитанию Скалон Т. А. позволяет интегрировать такие образовательные области как «здоровье», «безопасность», «социализация», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
Слайд 8
Фото с природным материалом. Гербарий, трудности сбора, реалистичность объектов.
Огромное значение при организации детской деятельности придаю формированию исследовательского, поискового стиля поведения, через коллекционирование предметов окружающего мира: природный и нестандартный материал.
Методические средства и методы:
• развитие памяти, внимания, восприятия с помощью собранного природного материала (сравни, повтори, назови, придумай, составь) и сведений полученных во время экологических игр;
Слайд 9
Оформление для участия в областном конкурсе. Стали дипломантами 1 степени.
Слайд10
Фото с природным материалом. Вулканические породы, окаменелости…
Слайд 11
Фото с природным материалом. Страусиное, гусиное, от индюшки, утиное, перепелиное, от попугайчиков и амадинок.
Слайд 12
Фото с оборудованием как результат победы в конкурсе проектов по организации экологического пространства ДОУ.
Слайд 13,14
Фото с природным материалом. Всевозможные представители плодовых растений (персик, манго, авокадо, виноград, вишня, абрикос, слива) и хвойных (сосна. Кедр, пихта, лиственница)
• Слайд 15, 16, 17
• Фото о цветовосприятиии, трудности для детей, взаимодействие с воспитателями групп (консультации, отбор материала, игра, досуг)
• Слайд 18,19,20
• Слайд 21,22,
• игра «Деревня», «Лепёшка», «Цветные человечки», «Я в детском саду», «Мир вокруг нас» позволяет отработать межличностные и социальные контакты, и стили взаимодействия, заложенные у детей в системе строительных игр по программе «Дом радости Н. М. Крыловой»,
• в продуктивных видах деятельности (рисунок, лепка, аппликация) ребёнок осваивает рефлексивные умения, способы выражения своего психоэмоционального состояния, отражение реального пространства.
слайд 23
Наблюдательность, забота.
Под средствами образования понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации образовательного пространства ДОУ. Одним из компонентов ФГТ являются требования к среде ребенка.
Так ст. 32 п. 2 Закона РФ «Об образовании» гласит: «К компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств» и требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство : детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”.
Слайд 27
Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.
Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно-мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.