МААМ-картинки

Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в формировании у дошкольников отношения к природе.

Александра Каухер
Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в формировании у дошкольников отношения к природе.
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в

формировании у дошкольников отношения к природе.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума".

Публикация «Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в формировании у дошкольников отношения к природе,» размещена в разделах

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если ребенок умеет любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей; вслушиваться в звон весенней капели, шум летнего дождя; удивляться скрипу снега под ногами, звонкому журчанью родника, шелесту осенних листьев - у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познавать окружающий мир.

Ребенок получает первоначальные знания о природе, отражающей действительности, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь.

Одним из основных методов формирования гуманного отношения к природе являются наблюдения.

Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – усвоение причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Используются разные виды наблюдений :

- распознающее наблюдение

- наблюдение с использованием раздаточного материала

- длительное наблюдение

- опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку.

Виды наблюдений в зависимости от основной познавательной задачи:

а) наблюдение за изменением и развитием

б) длительные наблюдения

в) воссоздающее наблюдение.

Виды наблюдений по характеру руководства:

а) распознающее

б) плановое

в) случайное.

В подготовку к наблюдению входит :

а) выделение в объекте особенностей, на которые необходимо обратить внимание детей

б) продумать размещение объекта

в) выбор объекта наблюдения в зависимости от требований программы и возрастных особенностей детей.

Содержание наблюдений в старшем возрасте

1. Уточнить и расширить представления о внешнем виде объекта. Выделяя характерные и существенные признаки.

2. Углубить знания детей о повадках, образе жизни и условиях жизни растений и животных.

3. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и повадками (строением конечностей и способом передвижения, строением ротового аппарата и способом питания).

4. Дать знания о жизни растений и животных в естественных условиях.

5. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов…

6. Совершенствовать навыки ухода за растениями и животными.

Приемы руководства наблюдениями

1. Вводная часть

Постановка познавательной задачи (сегодня понаблюдаем и подумаем)

Загадки

2. Основная часть

вопросы поискового и обобщающего характера (почему черепаха медленно ходит)

вопросы – задания – основной прием.

Обследовательские действия используются реже, т. к. у детей уже есть опыт.

Трудовые действия с установлением связей: почему так, а не иначе?

Сравнения всех видов, по отличительным и сходным признакам

Художественная литература, картины.

3. Заключительная часть

рассказы детей (сами обобщают полученные знания)

придумывают стихи и загадки

постановка цели к дальнейшему наблюдению

В формировании гуманного отношения к природе поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются не только психические процессы - восприятие, мышление, воображение, внимание и память, но и формируются определенные чувства. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи, запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть : неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного, его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

Организация наблюдений.

Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, потрогать (если это возможно и безопасно, ощутить исходящие от него звуки, запах и т. д.

Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка будут формироваться полноценные знания.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным - от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста детей).

Структура наблюдения.

Перед началом наблюдений необходимо сконцентрировать внимание детей. Наилучшими являются организационные приёмы, которые вызывают положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

- Призыв вместе посмотреть что-то интересное;

- Интригующая интонация;

- Загадка-описание о предмете (объекте) наблюдения.

Вторая - основная часть обеспечивает детям самостоятельное получение информации. Педагог предлагает детям рассмотреть объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть небольшие паузы, которые позволят детям сосредоточиться и, наблюдая за каким-либо объектом, найти ответы на вопросы.

Завершить наблюдения можно игрой, чтением стихотворения, рисованием.

Правильно организованные наблюдения позволяют активизировать исследовательскую деятельность детей, побуждают их к самостоятельному наблюдению, способствуют формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Для поддержания интереса, активности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования гуманного отношения к природе, может быть разработана система поощрения, символом которой станет «Добрик». Это небольшой изготовленный руками детей знак, который может получить как вознаграждение самый активный, ответственный и инициативный ребенок. Получить «добрик» можно проявляя активность на занятиях, за ответственный подход к дежурству в уголке природы. В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно проявлять инициативу, так например, стряхнуть тяжелый снег с веток ели, насыпать в кормушку для птиц корм, полить цветы на клубе и мн. др. Такое поведение детей нельзя оставлять без внимания, его нужно одобрять и поддерживать, для этого и предназначены «добрики».

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Таким образом, любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Презентация «Где живут бархатцы?» Лето- благоприятная пора для осуществления педагогической работы с детьми. В связи с тем, что высвобождается много времени для осуществления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в формировании у дошкольников отношения к природе.
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 10:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические исследования роли наблюдения в формировании у дошкольников отношения к природе.» (включая файлы) размещена пользователем Александра Каухер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД