Александр Владимирович Гришин
Психология и ее историческое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Исторический анализ детской психологии В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Все проблемы современной науки должны решаться с учетом предшествующей истории. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты научных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени. Первый период (6 век до н. э. – середина 20 века). Второй – чуть больше столетия (середина 19 века – настоящее время). Доминирующий акцент – основные закономерности и принципы историко психологического процесса; основные методы истории психологии. Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием психики. В русле материалистического подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления о том, что психические явления обусловлены материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую – духовную – субстанцию, которая по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялась материальному миру и практике. В идеализме психика представлена, как особая духовная деятельность, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно. Важной закономерностью развития психологической науки является ее направленность на выработку единой теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале 20 века, когда психологи осознали, что найти общий объяснительный принцип – это вопрос жизни и смерти психологии как науки. Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию. Анализируя их судьбу, можно предположить общую линию в их развитии : от частных открытий в конкретной области возникновения общих принципов, распространение их на всю психологию и превращение в философскую систему и даже мировоззрение, объективная потребность в такой единой теории остается важной движущей силой исторического процесса. Принцип историзма требует смотреть на каждый изучаемый вопрос с точки зрения того, какое известное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило; чем данная вещь, теория или концепция стали теперь. В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. Он требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий. Он (этот период) детерминируется общей ситуацией в науке и должен рассматриваться в сопоставлении с предшествующим знанием. Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание соответствующих источников. Источниками истории психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего это труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы. В учебном процессе источниками информации об историческом процессе развития детской психологии являются вышедшие в последнее время достаточно серьезные работы ведущих специалистов в области истории развития психологической науки – А. Н. Ждан, Т. Д. Марцинковской, А. А. Никольской, Л. Ф. Обуховой, М. Г. Ярошевского. Обзор развития детской психологии как в России, так и за рубежом можно найти в учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология». Далее следует внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теорий, законы, понятия. Работа требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования. Основным методом истории психологии являются «теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого». Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с постановкой предмета. Специальных процедур требует изучение архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т. п. В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Биографический метод, например, использовали в своих работах Т. Д. Марцинковская и Л. Ф. Обухова. Анализ научных ссылок, т. е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Так, из-за языковых барьеров отечественная психология недостаточно известна за рубежом. Детская психология как самостоятельная наука Изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику ребенка связывают с анализом различных подходов к пониманию психики в истории научного знания вообще и психологической науки в частности. Воспитание, теории развития, история – науки, практически или теоретически связанные со становлением человека, – приводят в конце концов к ребенку и, следовательно, к детской психологии, которая, в свою очередь, обогащает эти науки. Основные пути становления детской психологии со времен античной психологии до наших дней выделяются в историческом промежутке ряда эпох: психологические учения античности; средневековье и эпоха Возрождения; новое время; первые десятилетия XX века; современное состояние зарубежной и отечественной детской психологии. Развитие детской психологии как самостоятельной науки датируют серединой XIX века: Причиной огромного интереса к детскому развитию называют распространение в XIX веке диалектических идей в философии (Гегель, развитие естествознания (Ч. Дарвин, изучение деятельности мозга и органов чувств (И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.). Заслуга Ч. Дарвина состояла в том, что он перекинул мостик из мира животных к миру человека, сформулировал закон эволюции животного мира. «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» – так называется основной труд Ч. Дарвина, изданный в 1859 году. Основными движущими силами эволюции органического мира, по Ч. Дарвину, являются борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности. С именем Дарвина связывают возникновение так называемого биолого-эволюционистского подхода в детской психологии. В своих исследованиях биологи-эволюционисты пытались доказать приспособительный характер психики человека. Они опирались на сугубо объективные методы фиксации изменений, которые происходят в поведении ребенка по мере его взросления. Наблюдения за развитием собственных детей – основной метод, к которому они прибегали. Этот период развития психологии называют описательным, в силу того, что здесь происходило накопление материала без какой-либо попытки объяснить полученные данные или выявить какие-либо закономерности детского развития. Успехи в области эволюционной биологии привели к необходимости введения новых понятий в науку о психическом развитии человека, Проводником этих идей в психологии явился Г. Спенсер, именно он ввел в психологию понятия «адаптация», «приспособление». С. Холл в ответ на биогенетический закон, сформулированный в биологии Э. Геккелем и Ф. Мюллерем для внутриутробного периода развития животного, формулирует подобный же закон для послеутробного периода развития человека : онтогенез есть краткое повторение филогенеза. С. Холл, доказывая верность своего постулата, сделал довольно интересные в педагогическом отношении выводы. Он говорил о том, что ребенку необходимо предоставить возможность бесконфликтно проживать объективно заданные стадии своего развития. До сих пор в психологических исследованиях только фиксировались изменения в психике и поведении ребенка. Вопрос о том, какое развитие можно считать нормальным, не поднимался. Эволюционно-биологический способ объяснения психического развития ребенка стал на рубеже 19 и 20 веков господствующим, но не единственным. Ряд психологов стремились дополнить его культурно-историческим : соотнести детскую психику с развитием общественных форм и явлений. Подводя итог длительному пути развития детской психологии, М. Г. Ярошсвский отмечает, что благодаря стремлению ученых к «изучению особенностей детского поведения возникла необходимость создания всеобщей теории развития психики». К ее решению стремились психологические теории последующего периода – бихевиоризм, фрейдизм и др. Каждая из них обращалась к детской психике как к объекту, на котором в первую очередь может быть испытана верность общих концепций. Таким представляет путь развития детской психологии М. Г. Ярошевский. В развитии российской возрастной и детской психологии следует остановить свое внимание на трех моментах: - теоретические проблемы; - формирование личности; - оптимальные условия для организации обучения При этом имеется в виду, что любая научная отрасль отражает соотношение мировоззренческих позиций», идейную борьбу на том или ином историческом этапе. Возраст как единица измерения психического развития ребенка дошкольного возраста. Исторический путь развития детской психологии в XX веке Первый условно назван «этапом теоретического обоснования» (середина 50-х – начало 70-х годов XIX в.). Второй этап – 70-е годы – конец XIX века. В это время, по словам автора, происходят формирование основных областей исследовательской деятельности, накопление фактического научного материала в области изучения ребенка и научной организации его обучения. Третий – начало XX века до Октябрьской революции – теоретическая и методологическая работа в области возрастной и педагогической психологии, развертывание научно-организационных начинаний (организация научных учреждений, проведение съездов, выпуск печатных изданий и т. п.). Разнообразные подходы к пониманию психики ребенка, разработанные в период развития детской психологии как самостоятельной науки, анализ. Три ключевых принципа в изложении материала: - принцип историзма, который позволяет рассмотреть все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды; - второй принцип связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития; - третий принцип реализуется в анализе развития основных аспектов человеческой жизни – эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Анализ подходов зарубежной и отечественной психологии к анализу психики ребенка, что имеет огромное методологическое значение. История детской психологии – это особая область исследования со своим предметом и задачами. Мы стремились лишь назвать основные подходы к анализу исторического процесса, обозначить основные литературные источники, пользуясь которыми можно воссоздать основные этапы развития детской психологии и наполнить их содержанием.