Оксана Кобзева
Психологическое занятие для обучающихся в младших классах «Конфликт. Что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Конфликт. Что это такое?
Цель:
• Сформировать представление о конфликте
• Овладеть умением распознавать конфликтную ситуацию.
• Отработать навык бесконфликтного поведения.
• Овладеть способностью идти на компромисс.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Давайте поздороваемся».
Детям предлагается поздороваться по цепочке мизинчиком.
2. Работа по теме.
Вводная беседа.
Публикация «Психологическое занятие для обучающихся в младших классах „Конфликт, Что это такое?“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?
Давайте посмотрим серию мини-сериала «Смешарики. Азбука доброжелательности» - «Кто кому?»
Как зовут героев этой серии? Что за история произошла с героями этого мультфильма? Где они встретились? Могли они пройти через мост так, чтобы не помешать друг другу? Что делал Карыч? А как поступили Бараш и Копатыч? Как вы понимаете последние слова в этой серии «Чтобы договориться – главное не слышать, а услышать другого». А разве бывают ситуации, когда мы слышим, но не можем услышать другого?
3. Упражнение «Глухой телефон».
Психолог сообщает слово одному из детей и предлагает передать это слово другому ребенку шепотом. Последний участник сообщает услышанное им слово.
4. Можно ли прожить вообще без конфликтов? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов. А у вас бывают конфликты? Как вы поступаете?
Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
Упражнение «Разрешение конфликта».
Психолог описывает одну из ситуаций, увиденных им в течение недели, и приводит пример достойного выхода из нее, одновременно показывая схему. (например, тебя публично обвинили в том, чего ты не делал; учитель поставил несправедливо заниженную отметку; одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять)
1. Точно описать ситуацию, которая не нравится тебе: "Когда ты дергаешь меня за рубашку. "
2. Чувства, которые ты испытываешь при этом: "Мне это неприятно. "
3. Причина или подходящий для тебя вариант общения: "Потому, что тогда одежда у меня становится мятая. ", или "Если хочешь поиграть, тогда так и скажи, я с тобой поиграю".
Далее психолог предлагает потренироваться в достойном выходе из конфликтных ситуаций. Он берет на себя роль "обидчика" и "обижает" по очереди каждого ребенка. Те пытаются применить достойный выход по предложенному алгоритму. Через некоторое время дети сами подсказывают друг другу, как лучше вести себя в ответ на обиду: что тон при разговоре нужно сделать более спокойным и т. д.
Психолог предлагает детям разбиться на пары и дает каждой паре какую-либо конфликтную ситуацию, лучше из жизни (те, которые ведущий наблюдал у этих детей). Далее ребята в парах обсуждают и пробуют, затем показывают всем остальным, какие достойные способы выхода из конфликтных ситуаций они нашли.
Ребята, когда человеку плохо или грустно, возникает возможность оказать ему помощь и важно понять, что конкретно для этого можно сделать.
• Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
• Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (Улыбка, добрый ласковый голос, вежливые слова, контакт глаз, умение слушать).
• Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?
• Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?
5. Упражнение «Пословицы и поговорки о конфликте»
Психолог предлагает карточки, на которых написаны пословицы и поговорки. Ребятам необходимо выбрать те пословицы и поговорки, которые относятся к ссоре, к конфликту и способам их мирного разрешения.
Пословицы о конфликтах :
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Москва слезам не верит.
На ошибках учатся.
Бей своих – чужие будут бояться.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Кто сильнее, тот и правее
Волос длинный, а ум короткий.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Волк в овечьей шкуре.
Еще не поймали, а уж ощипали.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Кто дарит, тот друзей наживает.
Лучше поздно, чем никогда.
Мокрый дождя не боится.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Выноси заботы на свет и держи с ними совет.
Моя хата с краю.
Кто спорит, тот ни гроша не стоит
Землю пашут — руками не машут.
И швец, и жнец и на дуде игрец.
Из грязи — в князи.
Не тот вор, кто крадет, а тот, кто лестницу подставляет.
Не тот хлеб, что на полях, а тот хлеб, что в закромах.
С кем побранюсь, с тем и помирюсь.
Азбуку учат — во всю избу кричат.
Беда не приходит одна.
В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем.
В шутку сказано, да всерьез задумано.
Кто не отступает, тот не обращается в бегство
Волков бояться — в лес не ходить.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит
Глаза страшатся, а руки делают.
Два сапога — пара.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое, трое — не один.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Что за шум, а драки нет?
Здоровье не закаляют, а берегут.
Из двух зол выбирают меньшее.
Кто в лес, кто по дрова.
Много воевал, да все потерял
Кто во что горазд.
Кто и в горе смеется, тому все удается.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Худой мир лучше доброй драки.
Не так страшен черт, как его малюют.
Много бранился, а добра не добился.
6. Рефлексия.
Что такое конфликт? Как можно разрешить конфликт?
Литература:Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с.