Марина Апаназова
Психологическое упражнение с кататимными предметами
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская модификация Елены Шевелёвой
Данное упражнение хорошо зарекомендовало себя на этапе знакомства или при сопротивлении процессу установления терапевтических отношений, особенно с подростками. Технически компактно и удобно.
Позволяет проработать процессы интеграции я, формирования позитивной самооценки и принятия себя. Полезно при кризисной ситуации. Развивает творческое воображение, символообразование, самопознание.
Можно применять индивидуально и в группе.
Публикация «Психологическое упражнение с кататимными предметами» размещена в разделах
Предлагается из коллекции миниатюрных игрушек, предметов выбрать те, которые привлекают, нравятся. Разместить их на поверхности стола, песочницы так, как бы хотелось.
Выбирая игрушку по очереди, фантазируя, рассказать, поделиться о том, какое личностное качество взял бы себе от этой игрушки, предмета, хорошо бы записать.
Вот например, какие качества "взял" себе ребё нок в процессе индивидуальной работы:
Воин — храбрость.
Статуя Свободы — свободу.
Лягушка-волшебница — возможности.
Земной шар — быть большим и видным.
Деньги — власть. Будда — спокойствие.
Колдунья — волшебство.
Далее, переходим к реалиям жизни и спрашиваем, в каких ситуациях жизни это качество пригодилось и зачем, удаётся ли его реализовывать.
В режиме сказкотерапии можно придумать сказку с этими героями-предметами — просмотреть затем проблемную и ресурсную линию сюжета, модели поведения главных героев, их эмоциональное отношение к ситуации, пронаблюдать модели восприятия самого себя, автора, через сюжет сказки;
В режиме интегративной песочной терапии создать композицию; дать композиции название, рассказать сюжет и взаимодействие фигурок в сюжете, попробовать переложить сюжет песочной композиции на реальности жизни, шестишаговая техника интерпретации песочной композиции, авторская модификация модели интерпретации по технике работы с рисунком по методу символдрамы и т. д.
По песочной композиции можно задать такие вопросы как:
Эмоциональное отношение клиента к песочной композиции, нравится или нет:
Нравится или не нравится созданная песочная композиция?
Что происходит в этой песочной композиции? Сюжет.
Как называется данная песочная композиция?
Эмоциональное отношение к фрагментам образов композиции:
Кто главный герой, герои, если есть фигурки.
Что больше нравится и что меньше нравится?
Какие миниатюрные игрушки разместили в первую очередь и какие во вторую?
Какая область песочной композиции нравится, а какая нет?
Какая нравится больше, а какая меньше?
Качественные свойства образов в композиции:
Эта часть композиции, этот домик, этот герой, эта речка и пр., какая? Опишитесь помощью прилагательных.
После описания задаются вопросы:
Тёплое или холодное… Мягкое или жёсткое… Плавное или прерывистое… Умное или глупое… Доброжелательное или враждебное… Далёкое или близкое… Мужское или женское… Можно ли доверять или не заслуживает доверия… Храброе или трусливое… и т. п.
Попросите связать эти качества и ситуациями из жизни или с людьми:
Когда в вашей жизни были ситуации, когда вы испытывали эти качества ваших героев композиции?
Что вам первой приходит в голову?
Сколько вам было тогда лет?
Где это было?
К какому человеку вы испытывали подобные чувства?
Задаёте наводящие, уточняющие вопросы по песочной композиции, без интерпретаций со своей стороны:
Уточняете сюжет.
Цитируете клиента (подпитываете нарциссически, уменьшаете сопротивление).
Приводите в пример метафору,сказку, историю — уточняете, как это отзывается у клиента, есть ли связь с его песочной композицией, с его жизненной историей.
Рассказываете случай из практики или практики великих мастеров, уточняете у клиента есть ли связь?
Придумываете свою историю или сказку.
Какой бы вы дали совет жителям, героям этой песочной композиции?
Если клиент не приходит к интерпретации, то при вашей интерпретации обязательно полезно использовать следующие формулировки:
Наряду с этим, что вы сказали…
На это можно посмотреть и так…
А как вы считаете…
А как вам кажется…
В режиме символдрамы : возможно представить кататимный образ с ресурсной фигуркой, где в образе повзаимодействовать с ней, спросить совета, выслушать.
«Сила Еgo» заключается в способности личности выявлять и признавать даже неприятную реальность и выбирать зрелые формы защиты, не прибегая к наиболее примитивным формам.
Психологическое здоровье человека зависит как от его способности выбирать зрелые формы психологической защиты, так и от способности использовать различные варианты других видов защит, в зависимости от тех или иных условий.
Для понимания детского Супер-Эго, Анна Фрейд описала динамический взаимообмен, который похож на "отношение между сообщающимися сосудами, между Супер-Эго и объектами, котором оно обязано своим возникновением.
Если усиливаются хорошие отношения с родителями во внешнем мире, то одновременно усиливаются и притязания Супер-Эго и энергия, с которой оно их предъявляет.
Если эти отношения ухудшаются, то одновременно слабеет и Супер-Эго" - так мы можем наблюдать у ребенка непроизвольность, импульсивность эмоций и поведения, прим. Е. Ш. (Фрейд А., 1991, Т. 1; Бурлакова Н., Олешкевич В., 2005)
Возникновение Супер -Эго связяно с отождествлением ребенка с родителями, на которых "общество возложило задачу внушить ребенку общеобязательные этические требования и добиться требуемого обществом ограничения влечений. Но это постепенный и длительный процесс, который у ребенка окончательно не завершён, а при неблагоприятных условиях может приобрести патологический характер и даже пойти вспять" - например, ОКР, неврозоподобные тики, высокий уровень тревожности и пр. Прим Е. Ш. (Фрейд А., 1991, Т. 1; Бурлакова Н., Олешкевич В., 2005)
Наблюдающее Эго, дает возможность рефлексировать и анализировать жизненные ситуации, быть независимым и иметь возможность сепарировать от объектов привязанности, умея быть "самому себе мамой и папой".
Библиография
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., Академический проект, 1999 г.
Символдрама. — ЕГУ, Минск, 2001 г.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. -М., Медицина, 1985 г.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., Медицина, 1977 г.
Рубинштейн С. Л. Воображение. // Основы общей психологии. — М., 1998 г.
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. — М., Класс, 1998 г.
Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. — СПб., — 1992 г.
Юнг К. Г. "Человек и его символы". — М., 1998 г.
Попробуйте поработать в этой технике — будет интересно и инсайтно.
Информацию подготовила Марина Апаназова педагог-психолог ДОУ № 236