Светлана Нестеренко
Психологическое сопровождение участников инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
В современном мире трудно представить образование без инновационной деятельности педагогов. С 2017 по 2020 год в МАДОУ № 31 действовала региональная инновационная площадка на тему «Проектная деятельность в развитии поисково-исследовательской активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи». Внедрение инновационной деятельности в ДОУ невозможно без психологического сопровождения. Проведение любого эксперимента, несомненно, связанно с определенными трудностями, которые могут возникнуть как у детей, так и у педагогов. Психологическая безопасность же – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Публикация «Психологическое сопровождение участников инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Особенно необходимо психологическое сопровождение в экспериментальной деятельности детям с общим недоразвитием речи (ОНР). Ведь речевые нарушения часто сопровождаются особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы. Дети с ОНР часто бывают тревожными, раздражительными, необщительными, конфликтными. У дошкольников с ОНР могут возникать аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Это закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности к общению, формирует чувство неполноценности.
Поэтому основная цель работы педагога-психолога в условиях инновационной деятельности МАДОУ № 31 – сохранение и укрепление психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в региональной инновационной площадке (РИП).
Реализация поставленной цели велась по основным направлениям деятельности педагога-психолога.
Психодиагностическая работа. Для отслеживания воздействия эксперимента на психическое здоровье воспитанников и своевременное предупреждение эмоционального дискомфорта дошкольников проводилось обследование эмоционального благополучия детей, участвующих в РИП.
Обследование проводится с помощью следующих методик:
1. Тест «Проективные ситуации» (Е. В. Кучерова) Цель: определить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.
2. Тест тревожности ребенка (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Цель: определить уровень тревожности ребенка.
3. Методика «Цветик-восьмицветик» (А. О. Прохоров, С. В. Велиева) Цель: выявить отношения ребенка к воспитателям.
4. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) Цель: определить степень позитивного и негативного психического состояния ребенка в группе детского сада.
Данное обследование проводилось один раз в квартал, это позволяло отслеживать эмоциональное состояние детей в ходе деятельности инновационной площадки и вовремя скорректировать свои действия и предотвратить эмоциональные нарушения у детей. По всем выявленным фактам детского психологического неблагополучия проводилась дальнейшая углубленная работа (диагностика, коррекция, профилактика, с целью сделать пребывание ребенка безопасным и комфортным.
Просветительская работа. Нельзя забывать о том, что серьезным стрессовым фактором инновационной деятельности может стать непрофессиональный подход педагога к организации деятельности и межличностного общения детей без учета их психологических особенностей. Именно поэтому уделялось пристальное внимание повышению профессиональной компетентности педагогов. В рамках этой работы проводились:
-семинары-практикумы с использование мультимедийных презентаций по проблемам педагогического общения с детьми ОНР: «Психологическое здоровье дошкольника. Причины его нарушения», «Психологические особенности детей с ОНР»;
-тематические консультации: «Гуманистические принципы организации воспитательно-образовательного процесса региональной инновационной площадки»;
-педагогам предоставлялись памятки: «Игры и упражнения для снятия мышечных зажимом и снижения психоэмоционального напряжения у детей с ОНР», «Игры и упражнения для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя».
Психопрофилактическая и консультативная работа. В целях профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников, мы стремились создать в группе эмоционально-комфортные условия, способствующие личностному развитию детей. Основой профилактики эмоционального неблагополучия мы считаем создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение педагога с ребенком. Всё это предусматривает личностно-ориентированная педагогика, которая являясь альтернативой авторитарному воспитанию, нацелена на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Главная идея, на которую мы опирались в личностно-ориентированной модели общения - это расположить ребёнка к воспитательно-образовательному процессу, сделать его своим помощником в его же воспитании и образовании. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха.
При взаимодействии с детьми наши воспитатели-инноваторы пользуются принципами гуманного отношения:
• Не рядом, не над, а вместе.
• Воспитатель не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей.
• Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
• Способы общения предполагают умение встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
• Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.
• Взгляд на ребёнка как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.
Для обеспечения эффективного психологического сопровождения инновационной деятельности в экспериментальной группе были организован психологический уголок, который способствуют профилактике тех или иных отклонений личностного развития ребенка. Он располагается в групповой комнате, и оснащен игровым материалом, который можно применять в свободной игровой деятельности или под руководством взрослого.
В психологический уголок входят :
1. Центр уединения или релаксации (шатер-палатка). В зоне релаксации дети могут снять психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Здесь ребенок ощущает себя в безопасности, может побыть наедине с собой, расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу, фотоальбом или просто помечтать.
2. Центр для выплеска негативных эмоций. В этом центре дети учатся способам выражения гнева в приемлемой форме. Они могут выплеснуть свое агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение. Для этого есть мишени, поролоновые подушки, стаканчики для крика, бумага, пластилин, клубочки ниток; картотека игр, позволяющих справляться со своими отрицательными эмоциями.
3. Центр обучения сотрудничеству. Здесь собраны эмоционально-развивающие игры. Такие игры как «Твистер», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и др. направленные на обучение детей бесконфликтному общению, навыкам сотрудничества. Игры «Азбука настроений», «Ребята с нашего двора» и др. помогают детям распознать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Нельзя не придавать значения и тому, что в профилактике эмоционального напряжения и дискомфорта нуждаются не только дети, но и педагоги, на которых падает большая, физическая и психическая нагрузка. Поэтому с педагогами проводилась диагностика эмоционального выгорания по методике В. В. Бойченко «Эмоциональное выгорание», по результатам была организована консультативная работа.
Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации инновационной деятельности. Оно позволяет сохранить и укрепить психологическое здоровье как детей так, и педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Между сотрудниками и детьми складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни участников инновационной площадки. Педагоги обеспечивают условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дают ребенку возможность быть самим собой, создают условия для сохранения психологического и физического здоровья детей.
Список литературы:
1. Веракса А. Н., Практический психолог в детском саду – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Книголюб, 2004.
3. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/ сост. Н. Д. Денисова – Волгоград: Учитель, 2012
4. Колосова А. М. Как организовать работу с детьми в психологическом уголке. – Справочник педагога-психолога – 6 - 2016.
5. Пастюк О. В., Организация экспериментальной площадки в ДОУ– М. : ТЦ Сфера, 2007.
6. Синдром «выгорания» и его распознание. Психологическая помощь и поддержка специалистам «помогающих профессий»./Сост. Густелева А. Н. Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиППК, 2007