ольга воробьева
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.
Темочки:
(Слайд 2) Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней.
(слайд 4) Е. С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития.
(слайд 5) Нормативно – правовая база
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.
(слайд 5)Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Виды одаренности (слайд 6)
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную (привлекательную) одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.
Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить, так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности.
(слайд 7) Основной целью работы педагога-психолога с одаренными дошкольниками является: создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
(слайд 8)Задачи работы педагога-психолога :
Выявление детской одаренности.
Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.
Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие детей.
Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.
Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.
(слайд 9)В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:
Добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;
Активной жизненной и профессиональной позиции;
Уважения индивидуальности;
Свободы самовыражения;
Коллективного принятия решений.
(слайд10) Этапы психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ
• 1 этап – Диагностический.
• 2 этап – Уточнение выявленных способностей ребенка, проведение ППк.
• 3 этап – Создание условий для развития одаренных детей.
• 4 этап – Анализ результатов сопровождения одаренного ребенка.
(слайд11) Психодиагностика
наблюдение за ребенком;
беседы с ребенком;
анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и интересам;
анализ продуктов деятельности (рисунки, поделки);
групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик;
индивидуальное обследование с помощью апробированных методик;
при необходимости диагностика специальных способностей ;
при необходимости подключение к оценке ребенка экспертов.
(слайд12, 13) 1. Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка). Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.
2. Прогрессивные матрицы Равенна.
Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно – образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.
3. Тест креативности Торренса (Фигурная форма).
Используется для исследования творческой одаренности дошкольников. Предназначен для 5-6 лет.
(слайд 14) Условия для развития одарённости ребенка в ДОУ
Предметно-развивающая среда группы;
Дополнительные услуги;
Взаимодействие с родителями;
Предметно-развивающая среда ДОУ;
Взаимодействие с социумом.
(Слайд 15) Методы и средства обучения
1. Проблемные ситуации.
2. Проблемные и поисковые задачи.
3. Решение познавательных задач.
4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.
5. Практическая исследовательская деятельность:
- самостоятельная,
- индивидуальная,
- групповая.
6. Моделирование.
7. Развивающие кроссворды.
8. Создание сказочных ситуаций.
9. Игры – драматизации.
10. Игры – путешествия.
11. Специальные упражнения типа:
- вопросы – гипотезы,
- вопрос – доказательство
(Слайд 16) Проблемы одаренных детей
Существует типичное мнение окружающих о том, что ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, чем у других, что он будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. На самом деле у детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.
Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов. В результате чего их поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты. Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей :
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
У ребенка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям.
Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него усидчивость, терпение, ненавязчивость, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, иначе это может вылиться в проблему.
Работу с одаренными детьми я считаю одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе детского сада необходимо делать все возможное для решения этой актуальной проблемы: проводить интеллектуальные игры, устраивать конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовывать встречи с интересными людьми района, вести кружки по различным направлениям одаренности. Одаренных дошкольников необходимо привлекать к посещению спортивных секций, музыкальной и художественной школы, театральных кружков. Для того чтобы талантливые дети достигли больших высот в своем развитии, рекомендуется их обучение в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, где воспитанники будут иметь уникальную возможность общения с равными по интеллекту детьми.
Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.
(Слайд 17) Карта одаренного ребенка
(Слайд 18) Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми :
высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, к коллективу учеников;
высокий уровень подготовленности к школьному обучению;
повышается педагогическая компетентность родителей. Они осознанно включаются в образовательный процесс детского сада.
Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому – наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из задач психолога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми – создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна.
(Слайд 19) РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.
Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, педагогом заполняются следующие опросники и тесты:
Рефлексия для педагога.
Методика диагностики общей одаренности (для педагогов)
«Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова.
Тест "Уровень развития ребёнка 4 - 5 лет".
Тест "Назови слова" (уровень развития речи).
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им психолого-педагогических знаний, формирование у них эффективных умений и навыков по развитию, воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Содержание работы психологической службы с родителями включает в себя вопросы развития, воспитания и обучения детей. Важно ориентироваться в потребностях семьи, ее запросах. Необходимо учитывать также социальный и образовательный уровень воспитанников. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к специализированной литературе и информации. Вместе с тем многие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребенка и педагогическим воздействиям на него. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.
Целесообразно использовать многообразие традиционных и нетрадиционных форм общения педагогов с родителями. В процессе того или иного воздействия педагоги активизируют родителей, создают условия для возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания поделиться собственным опытом. Методы, активизирующие взаимодействие - дискуссия, просмотр видеоматериалов, анализ психолого-педагогических ситуаций и другие.
Только в сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития ребенка.
Содержание и этапы работы с родителями :
1-й этап – диагностический. Цель: знакомство с родителями, с особенностями развития детей; выявление степени участия родителей в занятиях ребенка, оценка степени развития видов одаренности. Этап включает анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся!», Анкета «Как развита фантазия вашего ребенка», Методика «Карта одаренности»;
2-й этап – просветительский и обучающий. Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития их детей. Содержание этого этапа включает: практикумы (упражнения на развитие познавательных процессов, мини-тренинги, консультации на следующие темы: «Печать одаренности. Мой ребенок не такой как другие», Письменные консультации «Можно ли обойтись без наказаний?» «Развитие восприятия, творчества у детей», «Растим умничку», «Детские капризы» и др.
3-й этап – практическое взаимодействие с родителями. Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс. (Праздники, выставки, выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми «Умелые руки не знают скуки», «Прекрасное в природе» и т. д.)
Таким образом, необходимо стараться не только удовлетворить запросы родителей, но и включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач. Вся работа должна быть направлена на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяться развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Этап 1. Выявление талантов и одаренности у детей в ДОУ
На данном этапе мы отбираем детей, с которыми будет проводиться дальнейшая работа. Для этого проводится диагностика уровня развития психических процессов воспитанников с помощью специальных методик: тест на определение уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона); тест «Цветные матрицы» (тест Д. Равена) на определение уровня развития наглядно-образного мышления; тест «Фигурная форма» (тест П. Торренса) на определение уровня развития творческого мышления; тест на определение уровня тревожности и методика «Определение эмоциональных состояний человека» (для изучения эмоционально-волевой сферы развития). Также в выявлении одаренности детей в ДОУ важно участие педагогических работников, которые проводят диагностику освоения образовательной программы дошкольного образования. Отметим, что работа по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ начинается со средней группы (с 4 лет). Воспитанники младшей группы в начале года проходят адаптационный период, а с середины года для них проводятся диагностика уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона) и мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования.
Этап 2. Комплексная работа с одаренностью детей в ДОУ, их родителями и педагогами.
Развивающие программы для дошкольников, предполагают проведениея диагностики выявленния одаренности у детей в ДОУ, а также дальнейшие психолого-педагогические обследования. Для этого используются современные диагностические методики, которые позволяют вовремя и качественно выявлять способности и задатки каждого дошкольника. Специалисты психологической службы дают характеристику степени самораскрытия, его умственному, эмоциональному, социальному развитию, индивидуальным особенностям. В разных возрастных группах для одаренных детей в детском саду проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Работа с родителями заключается в помощи воспитания как на индивидуальных консультациях, так и при проведении собраний для родителей одаренных детей. Детско-родительские проекты способствуют раскрытию талантов ребенка и его сближению с родителями. В нашем детском саду проводятся проекты: «Что такое хорошо» (по произведению К. Чуковского, где ребенок совместно с родителями создает поделку на данную тематику и презентует ее другим воспитанникам; «Хочу все знать», где семья выбирает одну из предложенных тем и готовит по ней выступление; викторина «Что? Где? Когда?», вопросы для которой готовят родители и дети; конкурс детских талантов «Мой малыш — гений». Для воспитателей специалисты психологической службы проводят семинары и тренинги, направленные на повышение профессионального мастерства для работы с одаренностью детей в ДОУ.
Заключительный этап. Мониторинг результатов сопровождения одаренности детей в ДОУ
Развивающие программы для дошкольников предусматривают и мониторинг, который заключается в повторном проведении диагностики (см. этап 1, сравнении показателей и выявлении их динамики. Благодаря мониторингу мы можем понять, чего мы смогли добиться в процессе воспитания, чего не хватает и на что следует обратить внимание. В процессе работы по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ мы сделали вывод, что именно склонность педагогического работника к творческой деятельности, его умение моментально перестраиваться в намеченном плане работы в зависимости от способностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами является определяющим фактором в обеспечении должного воспитания и качественного образовательного процесса. Если педагогический работник может обеспечить оптимальные условия развития для всех детей группы, различающихся уровнем развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровнем знаний, и при этом умеет ориентироваться на индивидуальные потребности каждого ребенка, то такой педагогический работник способствует правильному развитию любого ребенка. В общении с детьми мы стараемся придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ним на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь заинтересовывать ребенка процессом выполняемой им самим деятельности. Только работая совместно с одаренным ребенком, мы сможем помочь ему раскрыться.