Получи документы

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

ольга воробьева
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.

Темочки:

(Слайд 2) Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней.

(слайд 4) Е. С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития.

(слайд 5) Нормативно – правовая база

- Закон РФ «Об образовании»;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

(слайд 5)Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.

Виды одаренности (слайд 6)

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную (привлекательную) одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить, так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности.

(слайд 7) Основной целью работы педагога-психолога с одаренными дошкольниками является: создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

(слайд 8)Задачи работы педагога-психолога :

Выявление детской одаренности.

Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.

Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие детей.

Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.

(слайд 9)В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:

Добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;

Активной жизненной и профессиональной позиции;

Уважения индивидуальности;

Свободы самовыражения;

Коллективного принятия решений.

(слайд10) Этапы психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ

• 1 этап – Диагностический.

• 2 этап – Уточнение выявленных способностей ребенка, проведение ППк.

• 3 этап – Создание условий для развития одаренных детей.

• 4 этап – Анализ результатов сопровождения одаренного ребенка.

(слайд11) Психодиагностика

наблюдение за ребенком;

беседы с ребенком;

анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и интересам;

анализ продуктов деятельности (рисунки, поделки);

групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик;

индивидуальное обследование с помощью апробированных методик;

при необходимости диагностика специальных способностей ;

при необходимости подключение к оценке ребенка экспертов.

(слайд12, 13) 1. Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка). Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

2. Прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно – образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

3. Тест креативности Торренса (Фигурная форма).

Используется для исследования творческой одаренности дошкольников. Предназначен для 5-6 лет.

(слайд 14) Условия для развития одарённости ребенка в ДОУ

Предметно-развивающая среда группы;

Дополнительные услуги;

Взаимодействие с родителями;

Предметно-развивающая среда ДОУ;

Взаимодействие с социумом.

(Слайд 15) Методы и средства обучения

1. Проблемные ситуации.

2. Проблемные и поисковые задачи.

3. Решение познавательных задач.

4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

5. Практическая исследовательская деятельность:

- самостоятельная,

- индивидуальная,

- групповая.

6. Моделирование.

7. Развивающие кроссворды.

8. Создание сказочных ситуаций.

9. Игры – драматизации.

10. Игры – путешествия.

11. Специальные упражнения типа:

- вопросы – гипотезы,

- вопрос – доказательство

(Слайд 16) Проблемы одаренных детей

Существует типичное мнение окружающих о том, что ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, чем у других, что он будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. На самом деле у детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.

Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов. В результате чего их поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты. Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей :

Неприязнь к школе.

Игровые интересы.

Конформность (отрицание стандартных требований

Погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Стремление к совершенству.

Ощущение неудовлетворенности.

Нереалистические цели.

Сверхчувствительность.

Потребность во внимании взрослых.

Нетерпимость.

Низкая продолжительность сна.

У ребенка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям.

Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него усидчивость, терпение, ненавязчивость, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, иначе это может вылиться в проблему.

Работу с одаренными детьми я считаю одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе детского сада необходимо делать все возможное для решения этой актуальной проблемы: проводить интеллектуальные игры, устраивать конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовывать встречи с интересными людьми района, вести кружки по различным направлениям одаренности. Одаренных дошкольников необходимо привлекать к посещению спортивных секций, музыкальной и художественной школы, театральных кружков. Для того чтобы талантливые дети достигли больших высот в своем развитии, рекомендуется их обучение в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, где воспитанники будут иметь уникальную возможность общения с равными по интеллекту детьми.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

(Слайд 17) Карта одаренного ребенка

(Слайд 18) Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми :

высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, к коллективу учеников;

высокий уровень подготовленности к школьному обучению;

повышается педагогическая компетентность родителей. Они осознанно включаются в образовательный процесс детского сада.

Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому – наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из задач психолога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми – создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна.

(Слайд 19) РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, педагогом заполняются следующие опросники и тесты:

Рефлексия для педагога.

Методика диагностики общей одаренности (для педагогов)

«Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова.

Тест "Уровень развития ребёнка 4 - 5 лет".

Тест "Назови слова" (уровень развития речи).

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им психолого-педагогических знаний, формирование у них эффективных умений и навыков по развитию, воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Содержание работы психологической службы с родителями включает в себя вопросы развития, воспитания и обучения детей. Важно ориентироваться в потребностях семьи, ее запросах. Необходимо учитывать также социальный и образовательный уровень воспитанников. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к специализированной литературе и информации. Вместе с тем многие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребенка и педагогическим воздействиям на него. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Целесообразно использовать многообразие традиционных и нетрадиционных форм общения педагогов с родителями. В процессе того или иного воздействия педагоги активизируют родителей, создают условия для возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания поделиться собственным опытом. Методы, активизирующие взаимодействие - дискуссия, просмотр видеоматериалов, анализ психолого-педагогических ситуаций и другие.

Только в сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития ребенка.

Содержание и этапы работы с родителями :

1-й этап – диагностический. Цель: знакомство с родителями, с особенностями развития детей; выявление степени участия родителей в занятиях ребенка, оценка степени развития видов одаренности. Этап включает анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся!», Анкета «Как развита фантазия вашего ребенка», Методика «Карта одаренности»;

2-й этап – просветительский и обучающий. Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития их детей. Содержание этого этапа включает: практикумы (упражнения на развитие познавательных процессов, мини-тренинги, консультации на следующие темы: «Печать одаренности. Мой ребенок не такой как другие», Письменные консультации «Можно ли обойтись без наказаний?» «Развитие восприятия, творчества у детей», «Растим умничку», «Детские капризы» и др.

3-й этап – практическое взаимодействие с родителями. Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс. (Праздники, выставки, выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми «Умелые руки не знают скуки», «Прекрасное в природе» и т. д.)

Таким образом, необходимо стараться не только удовлетворить запросы родителей, но и включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач. Вся работа должна быть направлена на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяться развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

Этап 1. Выявление талантов и одаренности у детей в ДОУ

На данном этапе мы отбираем детей, с которыми будет проводиться дальнейшая работа. Для этого проводится диагностика уровня развития психических процессов воспитанников с помощью специальных методик: тест на определение уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона); тест «Цветные матрицы» (тест Д. Равена) на определение уровня развития наглядно-образного мышления; тест «Фигурная форма» (тест П. Торренса) на определение уровня развития творческого мышления; тест на определение уровня тревожности и методика «Определение эмоциональных состояний человека» (для изучения эмоционально-волевой сферы развития). Также в выявлении одаренности детей в ДОУ важно участие педагогических работников, которые проводят диагностику освоения образовательной программы дошкольного образования. Отметим, что работа по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ начинается со средней группы (с 4 лет). Воспитанники младшей группы в начале года проходят адаптационный период, а с середины года для них проводятся диагностика уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона) и мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования.

Этап 2. Комплексная работа с одаренностью детей в ДОУ, их родителями и педагогами.

Развивающие программы для дошкольников, предполагают проведениея диагностики выявленния одаренности у детей в ДОУ, а также дальнейшие психолого-педагогические обследования. Для этого используются современные диагностические методики, которые позволяют вовремя и качественно выявлять способности и задатки каждого дошкольника. Специалисты психологической службы дают характеристику степени самораскрытия, его умственному, эмоциональному, социальному развитию, индивидуальным особенностям. В разных возрастных группах для одаренных детей в детском саду проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Работа с родителями заключается в помощи воспитания как на индивидуальных консультациях, так и при проведении собраний для родителей одаренных детей. Детско-родительские проекты способствуют раскрытию талантов ребенка и его сближению с родителями. В нашем детском саду проводятся проекты: «Что такое хорошо» (по произведению К. Чуковского, где ребенок совместно с родителями создает поделку на данную тематику и презентует ее другим воспитанникам; «Хочу все знать», где семья выбирает одну из предложенных тем и готовит по ней выступление; викторина «Что? Где? Когда?», вопросы для которой готовят родители и дети; конкурс детских талантов «Мой малыш — гений». Для воспитателей специалисты психологической службы проводят семинары и тренинги, направленные на повышение профессионального мастерства для работы с одаренностью детей в ДОУ.

Заключительный этап. Мониторинг результатов сопровождения одаренности детей в ДОУ

Развивающие программы для дошкольников предусматривают и мониторинг, который заключается в повторном проведении диагностики (см. этап 1, сравнении показателей и выявлении их динамики. Благодаря мониторингу мы можем понять, чего мы смогли добиться в процессе воспитания, чего не хватает и на что следует обратить внимание. В процессе работы по выявлению и развитию одаренности у детей в ДОУ мы сделали вывод, что именно склонность педагогического работника к творческой деятельности, его умение моментально перестраиваться в намеченном плане работы в зависимости от способностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами является определяющим фактором в обеспечении должного воспитания и качественного образовательного процесса. Если педагогический работник может обеспечить оптимальные условия развития для всех детей группы, различающихся уровнем развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровнем знаний, и при этом умеет ориентироваться на индивидуальные потребности каждого ребенка, то такой педагогический работник способствует правильному развитию любого ребенка. В общении с детьми мы стараемся придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ним на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь заинтересовывать ребенка процессом выполняемой им самим деятельности. Только работая совместно с одаренным ребенком, мы сможем помочь ему раскрыться.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 12:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем ольга воробьева (УИ 1076842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД