Фадеева
Психологический практикум «На пороге к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума: повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с основными аспектами понятия «психологическая и речевая готовность к школе».
• Показать практические упражнения и приёмы по развитию компонентов психологической и речевой готовности к школе.
• Предоставить практический опыт игрового партнерства с детьми.
Темочки:
• Акцентировать внимание на соучастие, сопереживание и поддержки ребенка, а не роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.
Оборудование: презентация «На пороге школы», мяч, игра «Найди пару», схема для выполнения звукового анализа, д/игра «Баскетбол», клубок ниток.
Ход:
1. Вводная часть
Приветственное слово ведущих, сообщение темы практикума.
Игровое упражнение с мячом «Закончите упражнение»
Инструкция: Педагог – психолог по очереди бросает мяч родителям, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант ответа на поставленный вопрос.
2. Теоретическая часть
Мини – лекция педагога – психолога и учителя – логопеда
(с использование презентации)
Педагог – психолог. «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учитьв школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребенка к школе:
1) Интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умения строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распостраненная ошибка. Усилия родителей направляются на «впихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний. Сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
2) Волевая готовность. Управление своими эмоциями, поведением, умением организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относиться к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
3) Мотивационная готовность. Это принятие позиции школьника, положительное отношение к учебе. К учебной деятельности. Мотивационная готовность, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, мотивационная готовность у них есть. Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому что, к школе он получит новый красивый пенал, ранец и другие подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он умеет хорошо читать, считать и писать.
4) Социально – психологическая готовность. Потребность в общении, умении общаться со взрослыми, со сверстниками. Войти в детское общество.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Учитель – логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их:
1) Сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2) Полная сформированность всех фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3) Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ звуков из трех гласных звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный – согласный)типа «ап»; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины»звук2, «буква», «слог», «слово», «предложение», знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
4) Сформированость грамматической категории и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно – ласкательным значением; умения образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных, умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в отношения с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задать вопросы, договориться со сверстниками и совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.
Важно, что бы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи ребенка, что бы начать с ним логопедическую работу до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше результат.
Практическая часть
Взрослые приветствуют детей
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Инструкция педагога – психолога: «Вместе с мамами и папами встаньте в круг. Будем здороваться необычным способом. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вам нужно пожать друг другу руки. Когда 2- потереться носами, когда три – обняться. Будьте внимательны! Замечательно.
Чтение:
По дороге знаний предлагаю пройти.
Разные задания ждут вас на пути.
С ними справиться сумейте.
Будьте смелее, не робейте!
А мамы и папы вам помогут в пути.
Дорогу знаний достойно пройти!
2. Демонстрация фрагмента фронтального логопедического занятия
1) Игра «Найди пару»
Логопед раздаёт детям картинки с изображением одного предмета со звуками Ш – Ж, на столах находятся пары картинок с изображением нескольких предметов. По инструкции дети подбирают пару «один – много» и проговаривают: «один шар – много шаров», «один медвежонок – много медвежат».
2) Звуковой анализ Ш-Ж, сравнительная характеристика звуков
После игры логопед спрашивает: Какой звук чаще других встречался в словах ШАРЫ, ШАЛАШИ, МЕШКИ? (звук Ш). Логопед предлагает выполнить анализ звука Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Далее педагог просит детей вспомнить картинки, в названии которых встречался звук Ж (дети вспоминают и называют) и выполнить анализ этого звука по артикуляционным и акустическим признакам.
3) Игра «Баскетбол»
Логопед раздаёт детям карточки с изображением трёх баскетбольных сеток
и картинку с изображением баскетбольного мяча
Правила игры: Логопед называет слова со звуком Ш, а дети «забрасывают» мяч в нужную сетку : если Ш находится в начале слова - в первую, если в середине – во вторую, если в конце – в последнюю.
Логопед благодарит детей за участие в играх и правильные ответы и просит
4) Итог: Логопед обращает внимание родителей на :
- в детском саду все образовательные задачи решаются в игровой форме,
- звукопроизношение воспитанников и на то, что в процессе общения педагоги детского сада добиваются правильного произношения поставленных звуков;
- степень овладения детьми дошкольного возраста звуко – буквенным анализом.
Заключительная часть
1. Упражнение «Связующая нить» (проводиться в круге)
Дети «когда я стану первоклассником, хочу, что бы мама и папа….»
Родители «когда (имя ребенка) станет первоклассником – я буду…»
2. Рефлексия с родителями
Вопросы для обсуждения:
• Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
• Что нового, интересного узнали для себя?
• Когда у вашего ребенка что то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
• Какие упражнения запомнились? Будете ли вы их использовать дома?