Анна Кругликова
Психологические аспекты организации занятий в ДОО: презентация
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, наконец, восстановила в правах привычное для всех воспитателей и специалистов ДОО слово «занятие». Ранее оно незаслуженно было упразднено, что создавало трудности как в обозначении специфической формы обучения дошкольников еще со времен А. П. Усовой, так и в понимании важных отличительных ее особенностей от урока в школе. Понятие «непосредственная образовательная деятельность» (НОД) было некорректным с психологической точки зрения, так как любые формы образования дошкольников являются непосредственными, включая, в том числе, и самостоятельную их деятельность.
Публикация «Психологические аспекты организации занятий в ДОО: презентация» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Итак, ФОП ДО рассматривает занятие как занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает. Предельно коротко и понятно. Программой предлагаются разнообразные формы проведения таких дел: образовательные и проблемно-обучающие ситуации, тематические события, творческие и исследовательские проекты и т. д. В ней также обозначена необходимость для воспитателей – искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по-новому, не превращая их в уроки школьного типа. При этом акцент в программе делается на создании в рамках занятий условий для включения детей в совместную деятельность, отмечается значимость предоставления дошкольникам возможности осуществлять выбор, проявлять свою заинтересованность, самостоятельность и инициативность. Как педагог-психолог могу это только приветствовать.
В то же время нельзя не отметить, что на практике мы видим определенные трудности в организации занятий не только молодыми, но и опытными воспитателями. Эти трудности часто лежат в плоскости того, что не всегда учитываются психологические потребности и особенности каждого из периодов дошкольного возраста, индивидуальные особенности детей, закономерности развития всех видов детской деятельности. Именно это и лежит в плоскости создания психологических условий сопровождения детей в их развитии на занятиях.
В связи с этим задача педагога-психолога ДОО – это повышение уровня компетентности в области психологии воспитателей и специалистов, взаимодействующих с дошкольниками на занятии. Для этого мною была разработана психологическая консультация «Психологические аспекты организации занятий в ДОО», которая была представлена воспитателям в сопровождении презентации.
Консультация позволила обсудить с воспитателями их понимание сути занятия как формы обучения дошкольников. Занятие было рассмотрено с точки зрения педагогики и психологии, а также с позиции воспитателя и ребенка дошкольного возраста. Совместно обсуждение с воспитателями психологических потребностей детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, а также чувств, возникающих в ситуации успешного и неуспешного занятия, помогло понять, в чем источники психологизации их педагогической деятельности на занятиях. Это позволило осуществить поиск педагогических и личностных ресурсов для творческой организации занятий в ДОО на современном этапе, согласно ФОП ДО.
Были рассмотрены психологические условия успешного занятия :
• умение увлечь детей, используя побудительные методы: сюрпризы, персонажи, роли, проблемные вопросы и ситуации;
• установки, стимулирующие интерес, волевое усилие детей к преодолению трудностей и т. д. ;
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• комментарии воспитателя, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой;
• поиск причин нежелательного поведения некоторых детей;
Отметили особую значимость принципа недопустимости использования на занятиях методов принуждения (резкие замечания, критика, нотации, угрозы, отказ в помощи, негативные невербальные сигналы и т. п.).
В завершение консультации было подчеркнуто, что уровень организации занятий – это важный показатель профессиональной компетентности педагога. Профессиональное мастерство можно демонстрировать коллегам и администрации на открытых занятиях в детском саду; родителям – на итоговых или тематических занятиях; подтверждать его в ходе аттестации на повышение категории, а также в рамках профессиональных конкурсов, организуя занятия с незнакомыми воспитанниками других детских садов.
Рост воспитателя как настоящего профессионала во многом зависит от навыков рефлексии – умения фиксировать и анализировать ход и результат проводимых занятий, достижения каждого ребенка и группы в целом, а также свои собственные. Важное место в анализе занимают поведение педагога, его самочувствие, эмоции и мысли, личностные черты, внутренние психологические установки и побуждения.
Ресурсы к повышению педагогического мастерства раскрываются в инновационной направленности занятий, создании проблемных учебных ситуаций, разнообразии и необычности заданий, упражнений для детей, конструктивных предложениях, своеобразии и новизне дидактического материала, подборе интересных событий и фактов для обсуждения, организации творческой работы воспитанников.