Оксана Жданюк
Психологическая помощь в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая помощь – область и способ деятельности предназначенные для оказания содействия человеку и обществу в решении широкого круга проблем, порождаемых жизнью в социуме
Основные виды деятельности педагога-психолога :
1. Диагностика
2. Коррекция
3. Консультирование
4. Просвещение
5. Профилактика
6. Развивающая работа с детьми
Публикация «Психологическая помощь в ДОО» размещена в разделах
Психодиагностика – вид деятельности психолога направленный на оценку показателей психического развития с очки зрения соответствия требованиям нормы.
Психодиагностика в условиях образовательной организации чаще носит название «психолого-педагогическая», потому что ее цели всегда подчинены целям деятельности самой организации. Она направлена на создание условий обеспечивающих эффективное достижение задач обучения, воспитания и развития детей.
Психокоррекция – вид деятельности психолога, направленный на оптимизацию показателей психического развития индивида или группы, приведение их в соответствие требованиям нормы.
Психокоррекция в условиях ДОО имеет коррекционно-развивающую направленность.
Ее основные задачи:
1. Коррекционная
2. Развивающая
3. Профилактическая
Психоконсультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия выступает определенным образом организованная беседа.
Специфика психологического консультирования в ДОО: оно сосредоточено на решении профессиональных проблем. В процессе консультаций рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи ПСО – максимальное содействие психическому и личностному развитию каждого ребенка. Взрослые получают консультацию поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Психопрофилактика – вид деятельности психолога направленный на сохранение и укрепление психологического здоровья человека.
По мнению В. Э. Пахальян, именно целям профилактики должны подчиняться цели всех других видов деятельности психолога в образовании. В этом случае психологическая служба образования превращается в службу профилактики психологического здоровья, а психолог становится специалистом по первичной профилактике.
Психопросвещение - вид деятельности психолога направленный на повышение уровня психологической грамотности и психологической культуры человека.
В образовании просвещение может иметь образовательный и профилактический характер. Просвещение образовательной направленности ориентировано на повышение психологической грамотности и культуры субъектов образовательного процесса. Просвещение профилактической направленности ориентировано на предупреждение возникновения трудностей через информирование об актуальных проблемах развития дошкольников, причинах этих проблем, внешних проявлениях и возможных последствиях.
Психолого-педагогическое сопровождение – профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Деятельность по сопровождению направлена на создание благоприятных социально- психологических условий, способствующих успешному развитию детей. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает реализацию системного комплексного подхода к решению проблем ребёнка. Реализуется через организацию тесного взаимодействия психолога, педагогов, иных специалистов и родителей детей.
Сопровождение дошкольника реализуется преимущественно педагогическими средствами при ведущей роли педагога, но создаёт необходимость формирования команды специалистов, готовых и способных к сотрудничеству с родителями и детьми в рамках нескольких направлений деятельности. Такое сотрудничество призвано обеспечить выбор оптимальной стратегии разрешения наличных проблем, оптимизацию условий индивидуального развития ребёнка в его активном взаимодействии с окружающим миром.
Сопровождение в ДОО - это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром. Это параллельный процессу обучения, воспитания и развития процесс по создание комфортных условий и по технологическому обеспечению социализации ребёнка. Целевым основанием выступает создание условий для полноценного развития ребёнка в рамках его возрастных возможностей в образовательной организации.
Выделяют три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога :–систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в образовательном процессе;
– создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного освоения образовательных программ;
–создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.
Построение системы сопровождения в детском саду требует:
1. определить кто будет выступать субъектом (субъектами)сопровождения (кого сопровождаем);
2. обозначить предмет сопровождения (что сопровождаем);
3. выделить направления сопровождения (какие аспекты);
4. определить формы,методы, критерии оценки результативности сопровождения (содержательный аспект).
Направления психолого-педагогического сопровождения :
-обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
-развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
-коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
-обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; -расширение знаний педагогов детского сада в различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
-повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- информационно-аналитическое обеспечение;
-оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.