Ирина Карпеева
Психологическая безопасность ребенка в семье в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
И. В. Карпеева, «ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», г. Екатеринбург
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В дни самоизоляции, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникает много сложностей, вопросов, непониманий. Большинство родителей впервые получают опыт работы из дома, а их дети вынуждены не посещать дошкольные учреждения. Это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения.
Публикация «Психологическая безопасность ребенка в семье в условиях самоизоляции» размещена в разделах
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категорию «психическое здоровье» и «угроза». Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека. Американский психолог А. Маслоу, основатель гуманистической психологии, писал: «психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально…».
Само понятие «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Собственно понятие «опасность» рассматривается, как наличие или действие различных факторов, которые дестабилизируют жизнедеятельность ребенка, угрожают развитию его личности.
В сегодняшнее непростое время, время нестабильности, перемен, кризиса, дети, как и взрослые временно теряют ориентиры и границы. Неизбежно слабеют любые нормы и правила. И в этот период важно сохранить здоровье, в том числе и психическое, поддерживать друг друга и организовать свой день так, чтобы он не только не утомлял, но и прошел с пользой и с интересом, прежде всего для наших детей. Сейчас родителям, очень важно быть в максимально стабильном эмоциональном состоянии. Привести в порядок свои мысли и чувства. Ваша спокойная позиция поможет ребёнку почувствовать твёрдую, стабильную почву под ногами, так необходимую ему сейчас в ситуации общей тревожности.
В вынужденной самоизоляции у детей пропадает возможность удовлетворить некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой. Ребенок гораздо больше взрослых страдает от жажды впечатлений: вне самоизоляции, он получал их в детском саду, во дворе, общаясь со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром. В условиях, когда он не может покинуть свой дом, впечатления становятся однобокими, при этом преимущественно негативными. Если ребенок не выходит за пределы квартиры или комнаты, если его постоянно одергивают родители «Не бегай», «Успокойся!», «Не кричи», если движения и эмоции его ограничены, а родители не могут занять его в силу занятости дистанционной работой или простого неумения общаться с ребенком, то он страдает. Это может вылиться в депрессию, проявиться в повышенной возбудимости и даже агрессивности.
Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают : отсутствие уверенности в себе, ребенок постоянно ищет одобрение у взрослых, повышенная утомляемость, чрезмерная обидчивость, плаксивость или наоборот, повышенная агрессивность, упрямство, отсутствие аппетита, долгое засыпание, беспокойный сон, навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание, повышенная тревожность.
Когда взрослые (родители) находятся, долгое время в замкнутом пространстве, могут нахлынуть не очень приятные эмоции (семейные конфликты) при детях. В таких ситуациях ребенок испытывает целый перечень негативных эмоций (страх, чувство вины, беспомощность, которые негативно отражаются на его психическом состоянии и развитии. Для обеспечения психологической безопасности ребенка, взрослым необходимо очень внимательно относится к собственному поведению, не следует конфликтовать, если ребенок находится рядом, демонстрировать агрессию по отношению к другим членам семьи. Если же конфликтная ситуация возникла при ребенке, следует показать ему конструктивные способы разрешения конфликта, а затем дополнительно объяснить причины разногласия и успокоить малыша. В этом случае ребенок не будет чувствовать себя виноватым и получит возможность научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций.
Если обидчиками выступают родители те самые взрослые, на поддержку которых рассчитывает ребенок, то у него неизбежно формируются негативные личностные качества, такие как: агрессивность, замкнутость, тревожность, раздражительность, заниженная самооценка.
Родителям необходимо стремиться к доверительным взаимоотношениям со своими детьми независимо от их возраста. Этому способствует уважительное отношение к мнениям, чувствам, стремлениям ребенка. Нельзя игнорировать просьбы детей, отмахиваться от их потребностей и запросов. Ведь дети активно подражают взрослым, а значит, в последствии будут также реагировать и на их просьбы.
Для сохранения спокойствия, и своего, и детского, важно максимально сохранять жизненный уклад, из-за нерационально построенного графика жизнедеятельности, у ребенка могут возникнуть физические, интеллектуальные, психоэмоциональные перегрузки. Наше здоровье и самочувствие напрямую связаны с тем, как мы проводим день, в каком режиме живём, как распределяем время для сна, для отдыха, для питания, а также какое время уделяем разным активным действиям. Правильный режим дня помогает оставаться в форме и исключает риск апатии, которая в свою очередь может привести к депрессиям и нервным расстройствам. Поддерживайте обычный ритм жизни вашей семьи, больше общайтесь, играйте с детьми, определите ребёнку свои небольшие обязанности по дому. Поощряйте любую инициативу ребёнка в помощи вам по ведению домашнего хозяйства. Ребёнку, как и вам необходима физическая активность (физкультминутка, онлайн-тренировка, танцы и многое другое). Занимайтесь вместе или по отдельности. Установите правила и порядок использования ребёнком сети Интернет. Совсем ограничить его уже не получиться. Постарайтесь вместе с детьми определить те разумные нормы использования сети Интернет, которые отвечают актуальным потребностям ребёнка, сидеть весь день перед компьютером или планшетом очень вредно для здоровья и психики ребёнка.
Сейчас многие находятся в ситуации «информационной перегрузки», просмотр новостей, это личная ответственность каждого человека, но если взрослый ощущает негативное влияние такого рода информации на свое настроение и самочувствие, необходимо минимизировать этот поток, опираясь на проверенные источники. Мы не роботы. Подавлять собственные тревоги и страхи чревато срывами и болезнями. Лучше их осознавать и стараться позаботиться о себе для того, чтобы быть опорой своим близким. Дети реагируют, прежде всего, не на слова, а на атмосферу в доме. Опасность они ощущают тогда, когда видят, как сильно тревожатся родители. Ведь для ребенка весь масштаб проблемы сосредоточен на том, не случится ли что-то плохое с мамой или папой. От нашей способности справляться со стрессом зависит психологическая обстановка в доме. Коронавирус обсуждают абсолютно все. Понятно, что дети от этого информационного потока не изолированы, но реагируют они по-разному. Кто-то замыкается в себе, кто-то смеется, некоторые начинают задавать вопросы о смерти. Как же обсуждать коронавирус с детьми? Не стоит навязчиво рассказывать ребёнку о проблеме, она может обостриться ещё больше. Постоянно говорите ребёнку, что любите его и что сможете защитить в опасных ситуациях. Если ребёнок маленький, придумайте дополнительных защитников в лице домашнего животного, игрушек, ручки, лампы. Вместе смотрите мультфильмы, читайте вдохновляющие истории, в которых герои сталкиваются со страхами и в конце побеждают их. А лучше развивать веру в себя, к которой можно обратиться в любое время. Расскажите детям о путях передачи вируса. Превратите скучный рассказ о передаче вируса в игру («Да», «Нет», «Не знаю», при которой дети могут двигаться, радоваться правильным ответам и общению с вами. Расскажите о правилах профилактики, которых нужно придерживаться и тогда ничего страшного не произойдёт. Мытье рук может превратиться в увлекательную игру, и даже соревнование, кто креативнее и интереснее это сделает. Ребенок может не только научиться «профессионально» мыть руки, но и быть ответственным за то, чтобы обучить этому всех членов семьи. Так довольно рутинная процедура может превратиться в увлекательную объединяющую игру.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема психологической безопасности ребенка в условиях самоизоляции становится все более актуальной. В психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей в семье. К ним относятся:
- разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок, чем младше ребенок, тем, больше у него должно быть свободного времени для игры, общения с родителями, самостоятельной творческой деятельности;
- наблюдение за самочувствием и настроением ребенка;
- организация режимных моментов (полноценный сон, питание, водные процедуры, массаж, простые способы релаксации, проветривание помещения прогулка на балконе, ограничение просмотра телевизора и компьютерных игр);
- предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы;
- создание предметно-развивающей среды дома.
Верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в период самоизоляции в достаточной мере обеспечена, служат: хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности в себе, высокая познавательная активность.
Список литературы:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : Монография. – СПб. : Издательство «Союз», 2002. – 271 с.
2. Ларечина Е. Развивающие игры с предметами для малышей. – Серия развивающих карточек «Речь о детях». – СПб. : «Речь», 2011.
3. Ле Шан Э. Что делать, если ребенок сводит с ума. – АСТ, 2019. – 384 с.
4. Максимов А. Как не стать врагом своему ребенку. Книга для детей и родителей, которые хотят быть вместе. - Питер СПб, 2019. – 224 с.
5. Маховская О. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научиться понимать своего ребенка. – Издательство Э., 2016. – 320 с.
6. Попова Е. Б., Слабодских Н. В. Психологическая безопасность детей в семье// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Т – 44, - С. 150-156.
7. Фелан Т. Магия на 1-2-3. Как перестать срываться на ребенка и начать общаться спокойно и с удовольствием. - Эксмо, 2019. – 320 с.