Бочарникова Оксана
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Я как начинающий психолог детского сада хочу поделится своими начинаниями и с удовольствием приму к сведению замечания и отзывы! Спасибо!
Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи 3 уровня) по профилактике и преодолению нарушений в коммуникативной сфере
Публикация «Психокоррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Дети, имеющие нарушения речи испытывают множество психологических проблем, что наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. У детей возникают трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с социальной средой. В результате затрудняется общение, создаются неблагоприятные условия для психического развития ребенка, формируются такие черты характера, как робость, неуверенность в своих силах.
Дети с нарушениями речи нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. Чем раньше будет выявлена проблема и начата профессиональная, систематическая коррекционная работа, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:
• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
• развитие психических процессов, вербальной и невербальной речи;
• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 мин.
Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
Конспекты занятий «Сказка за сказкой»
Занятие №1 «Хоровод животных»
Цель:
1. Учим представлять себя коллективу сверстников;
2. Развиваем чувство общности, выразительности движений, снимаем напряжение;
3. Развиваем восприятие, память и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Развиваем мелкую моторику.
Здравствуйте ребята! Давайте с вами в начале нашего занятия познакомимся и сыграем в игру:
«Назови себя» : «предлагаю каждому из вас, представит себя, назвав свое имя так, как называют его дома или как он хотел бы, чтоб его называли в группе».
«Приглашаю вас на стульчики, посмотрите перед вами картина. Что здесь изображено?»
Задание называется «Расскажи о животных» : в течении 5 секунд показываю детям картинку с животными. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих животных.
Замечательно! А сейчас давайте встанем в круг и поводим необычный «Хоровод» : двигаясь по кругу, друг за другом по моей команде мы будем показывать, например, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Проходим и разукрашиваем «Лабиринт мишки!»
Занятие №2 «Хоровод сказочных героев»
Цель:
1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;
2. Развиваем выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность;
3. Вспоминаем героев сказок, развиваем образное мышление;
4. Развиваем общую и мелкую моторику, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.
«Добрый день ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!»
«Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково» : будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.
Давайте присядем, посмотрим с вами на картинки и скажем, кто изображен на рисунках, «Из какой они сказки?»
Водим «Хоровод сказочных героев» : Двигаясь по кругу, мы будем подражать ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по моей подсказке. (Н-р, Буратино)
«Обведи свою ладонь и оживи» самостоятельно обводим на листе бумаги левую руку. Превращаем этот силуэт во что-нибудь. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно».
Занятие №3 «Осенние облака»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Поиграем в игру: «Волшебный стул» : один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Осень по схеме» :
«Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.
«Облака-загадки» : детям говорится о том, как интересно наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Как на моей картинке.
Вы должны назвать мне как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями. Пусть каждый нарисует свое облако и расскажет нам о нем.
Занятие №4 «Моя любимая игрушка»
Цель:
1. Развиваем умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни;
2. Развиваем наглядно-образное и логическое мышление;
3. Тренируем моторику, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Развиваем воображение, выразительность движения, снимаем мышечное напряжение.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
«Моя любимая игрушка» : дети выбирают, какую игрушку они будут описывать, не называя ее, и рассказывать о ней. Остальные отгадывают.
Предлагаю вам ребята нарисовать свою любимую игрушку, придумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Подсолнух».
«Мыльные пузыри» : педагог или ребенок имитирует надувание мыльных пузырей, а остальные изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды: «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №5 «Осенний натюрморт»
Цель:
1. Учим выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе;
2. Развиваем восприятие и память;
3. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
4. Упражняем в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами;
5. Развиваем вариативность мышления.
Приветствие!
«Волшебный цветок» : представьте себя маленькими ростками цветов. По желанию дети выбирают, какими цветками они будут. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
«Расскажи о цветах» : в течении 5 секунд показываю детям картинку с цветами. Затем каждый из ребят попытается вспомнить и назвать, что было нарисовано, и рассказать об особенностях этих растений.
«Рассказ по схеме» : по схеме описания овощей и фруктов составить рассказ.
«Составь натюрморт» : дети составляют из набора ваз, тарелочек, овощей, фруктов, цветов, ягод натюрморты.
Занятие №6 «Сказка Деда Мороза»
Цель:
1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим детей сочинять сказочные импровизации;
4. Развиваем образное мышление и мелкую моторику.
Приветствие!
«Разноцветный букет» : каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
«Зима по схеме» : «А растут ли ребята у нас сейчас цветы? Где мы их можем растить зимой? Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней?» Составляем рассказ по схеме описания времен года.
«История про Деда Мороза» : детям говорят, что скоро наступит Новый год и Дед Мороз придет из леса с подарками. По дороге с ним могут произойти неприятности, и поэтому нужно послать ему на помощь зверей. Ребята должны продумать и рассказать, что может произойти с дедом морозом и как могут ему помочь лиса, заяц и волк.
«Рисунок к нашей сказке»
Занятие №7 «Пирамида любви»
Цель:
1. Воспитываем уважение, заботливое отношение к миру и людям;
2. Развиваем коммуникативные способности;
3. Развиваем воображение и мимические движения;
4. Развиваем внимание и память;
5. Развиваем мышление и речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.
«Пирамида любви» : дети сидят в кругу. «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по разному его выражаем. Я люблю свою семью, своего ребенка, свой дом, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. Вы чувствуйте тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что нас любят, и мы любим.
«Люблю не люблю» : сначала педагог, затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
«Рассмотри, запомни, назови» сейчас я вам покажу картинку (20 сек) внимательно рассмотрите ее:
Сколько котят нарисовано на картинке?
Какой они окраски?
Какие насекомые на картинке были изображены?
Какого они цвета? Давайте проверим ваши ответы!
На картинке есть предметы, о которых мы не говорили, что это?
Занятие №8 «Сказка за сказкой»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Знакомим и вспоминаем героев известных сказок, развиваем наблюдательность, активную речь, навыки классификации и самопроверки;
3. Стимулируем творчество в изобразительной деятельности.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
«Волшебный стул» : один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Сказка за сказкой» каждый игрок выбирает себе центральную карточку с изображением главного героя одной из сказок. Остальные карточки находятся у ведущего, который будет показывать по одной карточке. Тот, кто узнал своего героя, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Победителем становится игрок, первым составивший целый квадрат из карточек. Раскладываем, в какой последовательности появляются в сказке герои. Рассказываем свою сказку.
«Необыкновенное дерево» : рисуем необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Занятие №9 «Волшебные превращения»
Цель:
1. Развиваем умение перевоплощаться в предметы, животных. Изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
2. Учим придумывать следствия невероятных событий, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Развиваем умение классифицировать и мелкую моторику.
«Перевоплощение» : дети по очереди загадывают определенный образ, изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
«Волшебные превращения» : «Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья». Придумайте:
Какое у вас будет любимое занятие?
Чего бы вы опасались?
Через какое время вы бы хотели вновь стать большими? Почему?
«Представьте, что вы можете стать высотой 3 метра». Придумайте:
Какое бы у вас было любимое занятие?
Что бы вам не понравилось?
С кем бы вам хотелось встретиться, а с кем не хотелось встречаться?
«Классификация предметов» : Детям демонстрируется картина, на которой изображены предметы: виноград, мышь, лимон, кукла, мяч, роза, арбуз, лиса, нитки, туфли, заяц, кот, грибы, карандаши, куртка, торт, хлеб, ключи, платок, молоток, гвозди, пальто. «разделите эти предметы на возможные группы».
Рисуем по точкам.
Занятие №10 «Подарок другу»
Цель:
1. Развиваем умение невербально описывать предметы;
2. Учим находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление;
3. Развиваем творческие способности в конструктивной деятельности.
«Подарок другу» Один ребенок становится именинником, остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к имениннику.
«Антонимы» «Сейчас я буду называть предметы, слова, а вы постараетесь назвать это слово - наоборот, для начала воспользуемся картинками-подсказками».
«Полезный подарок» «Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарит что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объясняла, какая польза заключается в ее подарке. Подумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить:
Вини-Пуху – гирю от весов;
Пятачку – звонок от велосипеда;
Кролику – стрелку от компаса;
Тигре – оправу от очков;
Кенге – лампочку от фонарика.
«Растительные бусы» Изготавливаем бусы из природных материалов (ягоды шиповника, кленовые семечки, опавшие желуди) и подарим их кому захотим.
Занятие №11 «Сказочная весна»
Цель:
1. Воспитываем доброжелательное отношение детей друг к другу;
2. Учим составлять рассказы с опорой на схемы, развиваем речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Развиваем воображение, моторику.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Предлагаю вам ребята сыграть в игру «Позови ласково» : будем передавать друг другу по желанию игрушку, ласково назвав его по имени.
«Весна по схеме» Присядем и вспомним, какое же время года у нас за окном! Теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка, это схема. Как вы думаете, что можно описать по ней? Составляем рассказ по схеме описания времен года.
Рисуем весеннюю сказку.
Занятие №12 «Веселая история»
Цель:
1. Воспитываем умение быть ласковым, активизируем в речи детей нежные, ласковые слова;
2. Учим составлять истории на заданную тему, развиваем связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи;
3. Учим соотносить абстрактные предметы по форме.
«Волшебный стул» Один из вас садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять.
«Веселая история» : Сочините историю про:
Собаку, которая жила в холодильнике
Ворону, которая любила кататься на велосипеде
Щуку, которая играла на гитаре
«Что в мешке у гнома?» педагог прикрепляет к мешочку карточки, где изображены различные формы и просит детей предположить, что может лежать в этих мешочках.
Дорисуем ответы!
Занятие №13 «Новая жизнь старых вещей»
Цель:
1. Развиваем умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни;
2. Учим согласовывать числительные с существительными, развиваем речь;
3. Учим придумывать новое применение знакомым предметам.
Приветствие! Мы все дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
«Моя любимая игрушка» Дети выбирают, какую игрушку они будут описывать, не называя ее, и рассказывать о ней. Остальные отгадывают.
«Один-много» «Сейчас я вам буду показывать картинки и называть предмет в единственном числе, а вы постараетесь мне ответить как правильно произносить эти предметы в множественном числе, например: один шарф - много…»
«Новая жизнь старых вещей» Детям показывают изображения различных, старых вещей. Расскажи, как ты сможешь использовать эти вещи необычным способом?
Занятие №14 «Фантастическое животное»
Цель:
1. Учим детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие;
2. Развиваем внимание, зрительное восприятие, логическое мышление и умение классифицировать предметы по группам;
3. Стимулируем творческое мышление в изобразительной деятельности;
4. Развиваем моторику и связную речь, активизируем и расширяем словарный запас, совершенствуем грамматический строй и навыки связной речи.
«Разноцветный букет» Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
«4 лишний» «Давайте внимательно посмотрим на картинки и скажем что у нас здесь лишнее, не подходит к остальным. Почему?»
«Фантастические животные» «Представьте, что мы с вами прилетели на необычную планету. Она населена фантастическими животными. Они живут везде: в воздухе, под землей, на земле. Эти звери плавают, летают, ползают.
Среди них есть красивые и «не очень», добрые и злые. Некоторые из них составлены из частей знакомых животных, другие совсем не похожи ни на одно из животных на планете. Вообразите, представьте этих животных. Нарисуйте одного из них и опишите».