Светлана Бадмаева
Психокоррекция гиперактивного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. …3
1. Понятие гиперактивности …. 4
2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми….5
3. Игры и упражнения с гиперактивными детьми….….7
Список используемой литературы…. ….12
Введение
Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, тонаверняка встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как
правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая
закономерность их развития.
Публикация «Психокоррекция гиперактивного поведения дошкольников» размещена в разделах
Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны, прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам.
Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию
окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все
посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь.
Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с
подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?
Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от
индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все
же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не
знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их
руки, что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело
поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то
язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не
единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны.
Это про них говорят - «стихийное бедствие». Это они выводят из себя дажесамых спокойных и терпеливых взрослых. Это их постоянно одергивают,стыдят и ругают. Это они не могут спокойно ходить, тихо сидеть, молча чем-то заниматься. Они все время бегают, прыгают, шумят, болтают, начинают что-то делать и очень быстро бросают начатое, теряют вещи, проказничают -в общем, они очень и очень неудобны. Им характерна чрезмернаяподвижность, сочетающаяся с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью, нарушением концентрации внимания. Такие дети иногда бывают негативистами, подчас агрессивными. И все бы было ничего, только бы нам - взрослым - добавить побольше сил и терпения, если бы сами гиперактивные дети не испытывали столько трудностей самого разного рода и в общении, и в учебе. Пик проявления гиперактивности приходится на 5-7 лет. Именно в этом возрасте, когда у взрослых появляется ощущение неуправляемости ребенка, чаще всего обращаются к врачу или психологу. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
1. Понятие гиперактивности.
«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы.
«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с. 72).
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000).
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности : дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых,имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности ( по: Заваденко Н. П., 2000).
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая
дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных
проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С, 199.7,Кэмпбелл Р., 1997. Заваденко Н. Н., 2000). Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи,психиатры, в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист, При этом диагноз ставится только после проведении специальной диагностики, а никак, не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н. Н., 2000)
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность,
является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у
взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в
перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении, слабом его
контроле.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А. Л. ,2003)
Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он
справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если
он созрел лнчностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные
функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая
патология.
Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы
полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные
действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при
излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.
Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то
гиперактивность может быть не проявлена. Но, попадая в условия, где
много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь
набор признаков СДВГ.
Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация,
характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них
характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при
несформированности внутренней речи, контролирующей социальное
поведение.
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития.
2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Цель коррекционной работы с гиперактивными детьми в следующем :
• Научить концентрировать внимание;
• Доводить начатое дело до конца;
• Контролировать свои движения;
• Снимать мышечное напряжение;
• Контролировать свои эмоциональные проявления;
Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач.
В работе с гиперактивными детьми используют три основных
направления: во-первых, развитие дефицитарных функций (внимания,
контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, отработка
конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-
третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно
или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно
приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с
окружающими.
При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться
следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить
поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем,
что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и
спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
На основе такого понимания особенностей психокоррекционной работы с тревожными, агрессивными и гиперактивными детьми, мною составляется план, индивидуальная программа. Которая зависит от состояния
ребенка, от особенностей его развития и поведения, от его возможностей.
Например, план работы с гиперактивным ребенком в общем виде
может быть составлен примерно так:
1. Подготовительный этап.
1). Определение запроса.
-знакомство с медицинской картой
-анкетирование родителей (опросник)
-анкетирование педагогов (основных и дополнительных)
-беседа с родителями
-беседа с педагогами
-знакомство с ребенком, наблюдение
2). Составление программы.
-составление перечня проблем
-выделение первоочередной задачи
-координация планов всех специалистов
3). Диагностика состояния ребенка на основании:
-наблюдений
-психодиагностических методик.
2. Коррекционная работа.
Индивидуальная.
Групповая.
3. Заключительный этап.
1). Диагностика состояния ребенка
2). Беседа со специалистами
3). Беседа с родителями
4). Выдача рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с ребенком.
Приведенный план коррекционной работы с гиперактивными детьми
носит условный характер, он лишь отмечает основные этапы работы с
ребенком. В каждом конкретном случае он будет корректироваться, решается какое количество занятий необходимо провести, с индивидуальных или групповых форм следует начать и т. д.
Следуя рекомендациям В. Оклендер, иногда полезнее не стремиться,
во что бы то ни стало выполнить план проведения занятия, а прислушаться к
потребностям самого ребенка.
3. Игры и упражнения с гиперактивными детьми.
Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие приемы и технологии, рекомендуемые психологами :
• Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций,
визуализаций.
• Обучение самомассажу.
• Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
• Игры для развития тактильного взаимодействия.
• Пальчиковые игры.
• Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
• Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению
эмоционального состояния.
• Работу с глиной, водой, песком, тестопластика.
Поговорим подробнее о каждом приеме.
Итак, использование релаксаций, визуализаций.
Упражнения на релаксацию и развитие воображения мы берем из работы Л. И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» (Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под спокойную расслабляющую музыку)
«Порхание бабочки»
Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Воспитатель: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный
летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку,
порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти
движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что
он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как
ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь
ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на
нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно
начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего
цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку
цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза. Расскажите о
своих ощущениях».
«Тихое озеро»
Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете. А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.
Следующий прием - обучение самомассажу.
Массаж рук ребристым карандашом, массаж пальцев рук, точечный массаж на улучшение иммунитета по Уманской, массаж спины друг-другу после сна, который несет в себе много функций - закаливание, развитие дружелюбных отношений с помощью тактильных ощущений и легкое расслабляющее действие.
Как известно, на мочке уха находятся точки, которые связаны со всеми
нашими органами. Если ребенок никак не может успокоиться и уснуть,
воспитатель может сделать ему легкий массаж мочки уха. Через 5-10
минут успокаиваются даже самые шаловливые дети.
Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
«Кулак - ладошка», гладить себя по голове прямыми движениями, а по
животу - круговыми, поочередное выполнение движений руками вверх и
вниз, игра «Внимание», «Третий лишний», «Бездомный заяц» и т. д.
Игры для развития тактильного взаимодействия.
Ласковые игры - это игры с прикосновениями, когда можно прикасаться друг к другу. Их можно проводить прямо на ковре.
«Слон на спине»
Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре на животе и
закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их
спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто
угадал, что нарисовано - водит сам. Если детям это окажется слишком
трудно, можно «пустить им» побегать по спине разных животных: кошку,
муравья, слона и т. д.
«Ласковый кубик»
Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4- поцеловать в
носик, и т. д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети
постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что
стесняться надо ударить кого-нибудь, а ласкать не стыдно.
Пальчиковые игры.
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые
отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки.
Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из
головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на
то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика)
быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется
письмо.
Тренировку пальцев рук нужно начинать как можно раньше. К нам дети попадают в среднем возрасте и мы начинаем с первых дней заниматься
развитием мелкой моторики. На начальном этапе обучения пальчиковую
гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую
поверхность, а потом уже в положении с согнутыми перед собой на
уровне груди руками.
Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:
1 . Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:
-сгибание пальцев в кулак и разгибание;
-пальцы врозь - вместе;
-вращательные движения кистью и каждым пальчиком;
-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;
-расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями
(раскачивание рук, встряхивание кистями);
-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление
одного, двух пальцев рук, соединение большого пальца с другими,
сцепление пальцев;
Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками
одновременно или поочередно каждой рукой.
2. Движение пальцев по различным частям тела и поверхностям.
3. Построение фигурок из пальцев («домик», «очки» и т. д.)
4. Построение фигурок из палочек, различных мозаик с мелкими
деталями, размазывание пластилина, собирание различных бус, шнуровка,
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, шнуровка (подушки).
Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
Этот вид игр обычно используется во время прогулки. И, конечно же, у
каждого из вас в запасе достаточно таких игр. Поэтому не буду утомлять
вас описанием их, ограничусь перечислением: «Раз, два, три - фигура
замри» - надо изобразить какую-либо геометрическую фигуру (шар, круг,
кубик, квадрат и т. д., «пятнашки-елочки», «различные шаги», «палочки-
выручалочки», различные эстафеты и т. д.
Психогимнастические этюды для обучения пониманию и
выражению эмоционального состояния.
В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной
сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими,
развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но
сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо
развивать. Знакомим детей на примерах сказочных героев с пятью
эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. При чтении
сказки происходит первичное знакомство с эмоцией. Затем, когда дети
репетируют роль, они проживают эмоциональные состояния, вербализуют
свои переживания, знакомятся с культурным наследием
человека (литература, музыка). Помогает детям развивать умение видеть
эмоциональные переживания у других такая игра, как «передай лицо».
Учит видеть. добрые и злые поступки такой вид деятельности, как
сочинение небольшого рассказа по картинке, на которой изображены
различные дети, животные в веселом, грустном, плачущем состоянии.
Надо придумать историю о том, что произошло и как можно помочь тем,
кто плачет. Очень часто провожу с ними игру на РТВ «Эмпатия» на
прогулках. Предлагаю им «превратиться» в растущее дерево, неполитый
цветок, сломанную ветку, брошенную игрушку и т. д. и рассказать о своих
мыслях, эмоциях, переживаниях. В результате расширяется круг
понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому
пониманию себя и других людей, у них чаще проявляются эмпатийныс
проявления по отношению к окружающему миру.
Работа с глиной, водой, песком, тестопластика.
Игры с водой, песком, крупами развивают не только тактильные
ощущения, успокаивают детей, т. к. действуют на кончики пальцев как
микромассаж, но и помогают дошкольникам не бояться совершения
ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы
наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал на
листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть
ошибку или зачеркнуть так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с
песком, крупами все проще: если ты сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно
детям с задержкой психического развития.
Арттерапия.
Это обычная театрализованная деятельность. В комплекс этой работы
входит знакомство детей со сказками разных народов и литературными
сказками. Подготовка и показ этих сказок различными видами театра. Игры
на развитие творческого воображения. В ходе этих занятий дети учатся
контролировать свои эмоции, развивают речь. У них развивается
уверенность в себе, потому что в этих занятиях не бывает неправильных
ответов. Учатся подбирать к спектаклям костюмы, музыку, атрибуты. Не
боятся переделать сказку на новый лад или придумать свою. Учатся
социальному поведению и т. д. но самое главное, что им очень нравится
показывать сказки, которые они подготовили, малышам. И, конечно, участие
в сказке является стимулом для контроля за своим поведением.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности,
развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между
ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек-
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается
на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет,
что по руке будет ходить 'зверек' и касаться ласковыми лапками. Надо с
закрытыми глазами угадать, какой 'зверек' прикасался к руке - отгадать
предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: 'зверек' будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно
поменяться с ребенком местами.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь –«кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка»
- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь
- дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молчанками».
«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: 'Меняются местами те, у кого. (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный
признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время
водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без
стула, становится водящим.