Татьяна Прокудина
Проведение прогулок за пределы участка детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК ЗА ПРЕДЕЛЫ УЧАСТКА
ДЕТСКОГО САДА
Пешеходные и лыжные прогулки, длительные походы являются одной из форм активного отдыха.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Одна из важнейших задач работы педагога – полноценное физическое развитие детей и укрепление из здоровья. В детском саду ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Публикация «Проведение прогулок за пределы участка детского сада» размещена в разделах
Туристические походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Ничто так быстро не восстанавливает силы, как отдых на свежем воздухе. Солнце, воздух и вода способствуют улучшению работы многих органов, при разумном использовании повышают силы организма.
Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.
С детьми 3 — 4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15 — 20 минут, для ребят 5 — 6 лет — 30 — 40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40 — 45 минут.
При регулярной организации походов дети проделывают путь примерно до 7 километров.
Прежде чем отправиться в дальние прогулки необходимо учить детей правильно ходить: объяснить, что при ходьбе не должно быть лишних движений, разговоров, чтобы не тратить силы; учить держаться прямо, не горбиться, но и не запрокидывать голову; выпрямленную ногу ставить на пятку, затем плавно, перекатом на носок; дышать ровно и глубоко, не задерживать дыхание.
Целесообразно большую часть теоретического и практического материала преподнести в физкультурном зале, на участке детского сада, в близлежащем парке. Образовательная деятельность строится по следующей схеме: дети в физкультурном зале прослушивают теоретическую часть материала не более 5 минут, а затем выполняют различные физические упражнения, участвуют в подвижных играх и т. д.
Например, детям в доступной форме сообщается о строении организма человека и затрагивают вопросы гигиены туриста.
Практические занятия проводятся в помещении (в виде конкурсов, соревнований, викторин) или на участке детского сада (в виде экскурсий, игр — соревнований).
Использование элементов игры позволяет сохранить радость детей на протяжении всего занятия. Так, например, закрепление знаний по материалу «распределение обязанностей среди участников похода» проходит в игре — эстафете по типу «Веселые старты», где каждый игрок должен четко и быстро выполнить задание по ситуации, аналогичной походной, в зависимости от обязанностей, полученных в игре (врач, повар, фотограф).
Самым целесообразным временем для пешеходных походов является летний период, походы можно проводить один раз в неделю, если позволяет погода. В теплые весенние и осенние месяцы прогулки — походы можно проводить в среднем из расчета 2 — 3 раза в месяц.
Воспитатель должен иметь определенные умения и навыки, необходимые для организации прогулок — походов (определить маршрут и выбрать место для привала, элементарно ориентироваться на местности, расставить палатку, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь). Он должен знать признаки утомления и переутомления детей, ядовитые растения и многое другое.
Продолжительность похода должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолеть на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки и т. п. Ходьба во время движения не должна быть однообразной, так как это не столько утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен поход к дальнему лесу, к подножию горы, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4 — 5 человек, по улицам города или поселка необходимо идти парами, выйдя на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подать заранее обговоренный сигнал остановки, например, свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.
В городских условиях часть пути можно проделать на автобусе.
На половине пути надо сделать небольшой привал — отдых в тени кустов, деревьев. После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у детей хорошее настроение на оставшийся путь.
Обувь для походов должна быть на низкой подошве, с низким каблуком. Обувь должна быть разношенной, достаточно просторной, чтобы одеть носки. Летом, даже в жаркую погоду, не стоит идти в поход в футболках и шортах. Чтобы уберечь детей от укусов комаров, ударов, царапин, лучше одеть их в спортивный костюм и дать с собой спортивную ветровку. Обязательно должен быть головной убор.
У каждого ребенка за плечами — рюкзачок, в котором — резиновый коврик, чтобы можно было присесть, немного вкусной еды, вода, сок. В детском саду приготовлен сухой паек: чай, фрукты. Все это дети раскладывают по своим рюкзакам. Длина коврика должна быть не меньше роста ребенка, чтобы во время привала или отдыха он мог лечь во весь рост.
Необходимо иметь аптечку — вату, бинт, йод, нашатырный спирт. Вес рюкзака в целом не должен превышать двух килограмм.
В содержание прогулки — похода необходимо включить: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнение ряда двигательных задач; подвижные игры; дидактические игры, наблюдения в природе; физкультурное занятие (если предусмотрено, самостоятельную двигательную деятельность, индивидуальную работу с детьми (во время привалов).
В отличии от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой в основном с познавательной целью, прогулка — поход должны иметь оздоровительную направленность, быть насыщены двигательным содержанием.
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной подготовленности, состояние здоровья, вид похода, погодные и климатические условия. В специальной длительной физической подготовке нет необходимости, так как в содержание походов включаются виды основных движений, которые разучиваются детьми во время образовательной деятельности по физической культуре. Но в осенне — весенний период во время образовательной деятельности по физической культуре, утренней гимнастике, в подвижных играх необходимо предлагать больше заданий на выносливость, без развития которой невозможен длительный поход, на совершенствование техники ходьбы.
Подвижные игры, проводимые на привале : «Ловишки», «Горелки», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Совушка», «Удержись» и другие, а так же игры с элементами спорта — городки, бадминтон, серсо, игровые упражнения в метании (например, камешков, прыжки со скакалкой, через одуванчики и т. д.
К работе по организации прогулок — походов можно привлекать родителей.
Таким образом, при подготовке и организации прогулок — походов следует :
маршрут выбрать заранее и тщательно изучить;
в поход должны идти несколько взрослых, медицинская сестра — обязательно;
одевать детей следует по погоде и в удобную одежду;
при переходе дороги взрослые и дети соблюдают правила дорожного движения;
в поход идут только здоровые дети;
при выборе маршрута и составления плана похода необходимо учитывать физические возможности детей.