Яна Джуманазарова
Проведение прогулки в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Так же пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Ведь прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, повышается жизненный тонус.
Публикация «Проведение прогулки в раннем возрасте» размещена в разделах
Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Воспитатель должен педагогически правильно руководить их деятельностью. Приступая к работе с детьми младшей группы, в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс, учитывая, в первую очередь, возрастные особенности раннего возраста.
Согласно периодизации Л. С. Выготского, раннее детство - это период от 1 года до 3 лет. Раннее детство – это особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.
1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Ребенок может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда - низкие цветы, а золотой шар -высокие и т. п.).
2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т. п.
3. Дети данного возраста имеют следующие особенности в психическом развитии:
• быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;
• малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3—4 минут);
• отвлекаемость;
• затруднения при запоминании (показы, беседы следует проводить ярко, эмоционально, предусматривая повторение).
4. В раннем возрасте меняются отношения между ребенком и взрослым. Социальная ситуация развития в этом возрасте выглядит так : «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.
5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог.
Для детей раннего возраста пребывание на улице - это оптимальный способ реализовать задачи гармоничного и всестороннего развития. Так же прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Но педагог должен тщательно спланировать каждый этап прогулки, чтобы заинтересовать детей разными видами деятельности, облекая образовательные задачи в занимательную и понятную для малышей форму.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после ужина. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 - 4,5 часа.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня - до обеда, во вторую половину дня - перед уходом детей домой. Зимние прогулки в детском саду для детей младшей группы проводятся при температуре до -15°С. Время выхода на прогулку определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Прогулка с детьми раннего возраста в дошкольном учреждении должна быть правильно организована. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, начиная рабочий день (до приема детей, внимательно осматривает весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т. д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
Помимо установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, поддающийся санитарной обработке. Его распределяют по всему участку, периодически заменяя, чтобы постоянно поддерживать интерес детей. Выделяют следующие условия для эффективного проведения прогулок :
• на участке в определенном месте, следует организовать наблюдения с детьми или беседу. Можно включать для привлечения внимания сюрпризные моменты;
• участок должен быть ярко украшенным в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.). Украшение может служить игровым материалом;
• на прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование;
• содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей;
• воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Сама прогулка состоит из 5 компонентов:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игра большой подвижности (2-3 игры, игра малой (2-3 игры) и средней подвижности (2-3 игры, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.
Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения. Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Ведущее место на прогулке дается играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других -упражнение в равновесии. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут. Дети получают простые индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочередно привлекает детей. Работу организует как «труд рядом», при этом следит, чтобы дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей. Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей:
- обеспечивать им полную безопасность;
- научить использовать пособия в соответствии с их предназначениями;
- осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки.
- следить за тем, чтобы все дети были заняты.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например: «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Детям младшей группы воспитатель так же показывает дома, транспорт, пешеходов.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств младших дошкольников.
В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.
На фоне играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с ребятами за каким-либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили. Главное - сделать так, чтобы на прогулке дети всегда были заняты.