МААМ-картинки

Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «эбру»

надежда фатеева
Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «эбру»
▼ Скачать

ВВЕДЕНИЕ

Занятия по рисованию - важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Педагоги дошкольного образования сейчас сталкиваются с нехваткой новых современных идей и методик, которые они могут применять в своей повседневной практике, работая с детьми. Чтобы интерес ребят к творчеству не ослабевал, увлечённый своей работой педагог каждый раз старается придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Публикация «Проведение мастер-класса для педагогов „Нетрадиционная техника рисования „эбру“» размещена в разделах

Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают : дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изодеятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, что позволяет чувствовать себя свободнее, смелее.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Хочу поделиться одной волшебной техникой рисования, которая у нас почти не распространена, но иначе как волшебной её просто назвать нельзя – это акварисование или эбру.

«ЭБРУ» - старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру : то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра. Техникой эбру может овладеть каждый.

Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Рисование на воде качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детей. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью: обучить способу деятельности (рисованию на воде) с помощью новых художественных материалов и способствовать самореализации личности (развитию мышления и формированию творческих способностей).

Благодаря ее применению в своей педагогической практике я решаю многие образовательные задачи:

- образовательные: создать для детей ситуацию рисования новым способом – Эбру (масляными красками на воде с загустителем, обучить способу работы рисования на воде, учить терпению и выдержке при работе с жидкими красками, наборе краски из пипетки «капельками».

- развивающие: развивать фантазию, воображение, мыслительную и речевую деятельность, слуховое и зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развитие мелкой моторики рук.

- воспитательные: воспитывать терпение, самостоятельность, активность, инициативность; повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки, воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Видя результаты применения данной технологии в работе с детьми, подтверждающими ее эффективность и множественные образовательные эффекты, мне как педагогу показалось важным тиражирование технологии и передача данного профессионального опыта своим коллегам. Так возникла идея проведения мастер-класса для педагогов дошкольных учреждений по обучению нетрадиционной технике рисования «Эбру».

Во время мастер-класса можно рассказать и, что еще более важно, показать, как применить на практике новую технологию или метод. Мастер-класс проведется мной в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: расширение инструментариев профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.

Задачи:

- Подготовка, разработка материалов и проведение мастер-класса «Нетрадиционная техника рисования «Эбру»;

- Определение целевой группы, воспитателей заинтересованных в приобретении новых знаний и технологий для работы с обучающимися (воспитанниками);

- Передача коллегам знаний, опыта и методики работы по новой технологии, для дальнейшего ее применения на занятиях по прикладному творчеству в дошкольных учреждениях;

- Определение уровня заинтересованности и готовности педагогов включать данную технологию в число инструментов для работы с обучающимися (анализ результатов проведенного мастер-класса, рефлексии и обратной связи от участников события).

Глава 1

Для места проведения мастер – класса мной предложен Филиал МКДОУ «Моховской детский сад - Дружбинский детский сад» в который входят еще несколько детских садов Алейского района. Также приглашены представители Краевого социально - реабилитационного Центра для несовершеннолетних «ДРУЖБА», СМИ – Алейская газета «Маяк труда» для публикации статьи.

Формы работы при проведении образовательного события:

- беседа с элементами проблематизации

- лекция с элементами презентации

- практическая работа.

Материалы оформления:

- презентация по теме мастер-класса;

Инструменты для работы:

1. Лоток для рисования

2. Краски для рисования (8 цветов)

3. Загуститель для воды

4. Бумага для рисования

5. Стеки для рисования

6. Гребень для рисования

7. Вода

Демонстрационный материал:

-презентация «Нетрадиционная техника рисования Эбру с детьми»,

-готовые рисунки детей, выполненные в данной технике.

Структура мастер- класса :

1. Вступительная часть:

Объявление темы и цели, задач, актуальности мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей (план встречи).

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Пояснение основных этапов выполнение работы в технике рисования на воде.

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования на воде.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

2. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

3. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

4. Теоретически - демонстрационная часть.

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

(В. Л. Сухомлинский).

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в развитии детей стали нетрадиционные виды рисования. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Поэтому я хотела бы побольше рассказать о давно забытой технике Эбру.

«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

Техника Эбру - древнейшая восточная техника живописи искусство рисования на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру», значит «на воде» Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются, оберегаются и популяризируются.

Для детей «Эбру» является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.

Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса!

Как и для любого творческого процесса, прежде всего, нужно приобрести материалы. В древние времена требовалась даже специальная вода, содержащая сок растения Астралагус. Он позволял жидкости быть вязкой. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель, также как и краски. Шило и гребень – важные части инструментов. Первое должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Последнее служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения. Для первого раза стоит приобрести набор для рисования «Эбру». В любом специализированном магазине есть возможность заказать.

Проработав с детьми более пяти лет я пришла к выводу что нетрадиционные техники рисования необходимы, как никому другому. Я поняла, что детям не хватает ещё больше уверенности в себе, ещё больше воображения и ещё больше самостоятельности.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Более интересным, для моих детей, мне показалось, будет техника рисования «Эбру» и я не ошиблась! С помощью которой, возможно, развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Работа в технике рисования на воде проходит в несколько этапов:

Рисование «Эбру» начинается с подготовки жидкости.

Подготовка красок.

Подготовка ИЗО материала.

Рисование в этой технике.

Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

Перенос рисунка на бумагу.

Рассмотрите работы, выполненные детьми старшей группы. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой техники?

5. Практическая часть.

Выполнение творческой работы участниками мастер-класса.

6. Рефлексия участников мастер-класса.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.

- Возник ли у вас интерес к использованию нетрадиционной техники Эбру в рамках учебно- воспитательного процесса?

- Чем вас привлекла техника Эбру?

- В чём вы видите недостатки этой техники?

- Какие ощущения возникли у вас во время работы в технике Эбру?

- Будете ли использовать данную технику рисования в своей педагогической практике?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс «Красные маки»Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс «Красные маки» Лето - солнечное, теплое, щедрое, поле, полное ярких маков. Самое время запечатлеть один из ярких цветов, привлекающий много внимания.

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Танец красок на воде. Техника эбру»Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Танец красок на воде. Техника эбру» 6 и 8 декабря я провела мастер - класс по эбру для педагогов дошкольного отделения Теремок и Цветик - Семицветик. Эбру - волшебная техника.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования эбру»Консультация для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования эбру» "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки» «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки" Выполнила: Титова Ольга Михайловна Москва -2020 г. Цель: расширить знания.

Конспект мастер-класса для педагогов «Эбру, или Танец красок на воде» Мастер-класс для педагогов. «ЭБРУ или танец красок на воде». Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования.

Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования»Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-монотипия»Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-монотипия» Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.

Мастер-класс. Салют Победы! Нетрадиционная техника рисования.Мастер-класс. Салют Победы! Нетрадиционная техника рисования. Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования. Детям очень.

Нетрадиционная техника рисования. Мастер-классНетрадиционная техника рисования. Мастер-класс Мастер - класс Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в.

Нетрадиционная техника рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Рекомендации для педагогов и родителейНетрадиционная техника рисования «тычок» жесткой полусухой кистью. Рекомендации для педагогов и родителей Известно, что использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей заряд положительных эмоций, позволяет в доступной, интересной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «эбру»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 10:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «эбру»» (включая файлы) размещена пользователем надежда фатеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД