Валентина Константинова
Прогулка в лес «Осень и я»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Осень и Я"
Участвовали дети группы, воспитатели.
Цель:
• воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
• развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
• научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
Публикация «Прогулка в лес „Осень и я“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
• формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
• План маршрута.
• Пакеты для сбора мусора, перчатки.
• Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
• Папки для растений — 2.
• Корзиночки для шишек, листьев — 4.
Ход экскурсии.
I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, т. д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.
Воспитатель:
Дети, какое время года сейчас?
Дети:
Осень.
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети:
Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, листопад, отлет птиц.
Организация игр с детьми.
1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
2. Игра «Что какое?». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – холодная.
3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
4. Подвижная игра «Беги к дереву, которое назову».
Воспитатель:
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Дети слушают и говорят, что услышали.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель:
Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?
Дети:
Птицы, белка.
Воспитатель:
А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети:
Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель:
Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?
Дети: Наверное, ничего.
Воспитатель: А
так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).
Воспитатель:
Как называются плоды дуба?
Дети:
Желуди.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды дуба?
Дети:
Сойки.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды рябины?
Дети:
Дрозды и другие птицы.
Воспитатель:
Молодцы, хорошо запомнили!
II этап - изучение нового материала.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети:
Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель:
Какая музыка подходит под эту осень?
Дети:
Спокойная и грустная.
Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Воспитатель:
Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети:
Медведь готовится к спячке.
Воспитатель:
Заяц.
Дети:
Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель:
Еж.
Дети:
Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети:
Белка делает запасы.
Воспитатель:
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.
III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.
Воспитатель:
А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети:
Осенью.
Воспитатель:
Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?
Дети:
Частые дожди, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель:
Что происходит с деревьями осенью?
Дети:
Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель:
А как ведут себя животные осенью?
Дети:
Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.
IV этап - домашнее задание.
Воспитатель:
Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".