Наталья Митрофанова
Программно-методическая разработка. Планирование речевых игр для всех возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Программно-методическая разработка.
Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.
Публикация «Программно-методическая разработка, Планирование речевых игр для всех возрастных групп» размещена в разделах
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.
Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.
Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно - неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.
Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе я использую различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Потребность государства и школы в качестве услуг дошкольного образования находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где одним из основных условий дошкольного воспитания является обеспечение достижения воспитанниками готовности к школьному обучению.
Анализируя результаты ежегодно проводимой диагностики, я обратила внимание на ряд проблем:
• отмечается тенденция ухудшения речевого развития дошкольников:
• детям сложно грамматически правильно построить предложение;
• высказывания воспитанников состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
• родители не уделяют должного внимания общению с детьми, читают книги от случая к случаю, не компетентны в вопросах развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В сложившейся ситуации развитие речи остается актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием коммуникативных качеств дошкольников.
Преимущества речевых игр:
• Повышение положительного эмоционального фона деятельности по физическому воспитанию, по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, и другим образовательным областям.
• Активизация двигательной, сенсорной, речевой, познавательной, творческой сферы ребенка.
• Обеспечение постоянной координации движений общей, мелкой, челюстно-лицевой, дыхательной мускулатуры, что позволяет совершенствовать психические процессы: произвольное и непроизвольное внимание, восприятие, память (эмоционально-образную, моторную, тактильную, речеслуховую, зрительную, рефлекторную, пространственный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию.
• Речевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию культуры речевого общения, культуры словесных обращений, активизацией и обогащением словаря, развитием монологической и диалогической форм речи, развитию самосознания, расширению кругозора, формированию мировоззрения и основ нравственных позиций.
Планирование речевых игр для всех возрастных групп.
Месяцы
2-ая младшая группа.
Сентябрь
- «Чудесный мешочек» - преодоление речевого негативизма, развитее понимания обращенной речи, тактильного восприятия.
- «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
- «Чья вещь» - упражнять в согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
Октябрь
- «Играем в слова» - упражнять детей в образовании слов по аналогии, т. е. «ласковые слова».
- «Кто, кто в теремочке живет» - упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками «К», «Т»
Ноябрь
- «Что из этого получается» - упражнять в образовании слов по вопросам какой?; из чего?
- «Эхо» - упражнять в произношении слов со звуком Э (звукоподражание).
- «Ярмарка» - побуждать вступать в диалог развитие фразовой речи.
Декабрь
- «У матрёшки новоселье» - способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.
- «Вставь словечко» - упражнение в понимании предлога «в»
- «Зимние картинки» - упражнение в пересказе со зрительной опорой.
- «Перескажи» - развитие речевых модуляций.
Январь
- «Поручения» - упражнение в понимании предлогов пространственного значения.
- «Один - много» - упражнение в образовании множественного числа существительных.
- «Елочные игрушки» - упражнять в образовании существительных множественного числа.
Февраль
- «Что изменилось» - отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).
- «Кто что делает» - расширение и активизация глагольного словаря
- «Ты кто» - упражнение в диалоге.
Март
- «Кто как кричит» - упражнять в звукоподражании
- «Матрешка» - развитие коммуникативной функции речи.
- «Покажи, что я назову» - различение и практическое усвоение употребления притяжательных местоимений «мой», «моя».
Апрель
- «Летает – не летает» - расширить и активизировать словарь.
- «Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба» - осваивать элементы драматизации.
- «Покатаем машины» - практическое усвоение антонимов – наречий «быстро - медленно», «тихо – громко», «вперед – назад».
- «Когда это бывает» - учить называть признаки времен года.
Май
- «Кошка и мышка» - развитие фантазии и речевого творчества.
- «Звуки улицы» - обогащать словарный запас, знакомим с окружающим миром.
- «Любимые сказочки» - ознакомление с художественной литературой.
- «Найди ошибку» - обогащать словарь, стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
- «Загадай загадку» - обучение связному рассказыванию.
в средней группе.
Сентябрь
«Помоги зверушкам»
Цель: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.
«Лошадки в цирке»
Задачи: Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге.
«Кто что любит» Задача: Закреплять представления детей о животных – обитателях животного уголка и уходе за ними.
«Научи нас светофор» Цель: Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора. Помочь Незнайке перейти дорогу.
Октябрь
«Приготовь зайку и белочку к зиме»
Цель: Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления.
«Строитель»
Цель: Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах.
«В саду и на лугу»Задача: Учить детей использовать в речи родовые и видовые понятия; классифицировать цветы.
Подбери рифму»Задача: Учить подбирать рифмы к словам. Научить Незнайку подбирать рифмы. Чья лента длиннее?»Задача: Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
«Встречаем гостей»Задача: Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества.
«Приглашение»Задача: Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представление о геометрических фигурах.
«Поделись с товарищем»
Задача: Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищеском взаимодействию в игре.
«Книжкины помощники»Задача: Поощрять желание детей трудиться, помогать другим. Помочь книжке, маме, воспитателю.
Ноябрь
Зеркало»Задача: Развивать речевую и двигательную активность детей.
«Каравай»Задача: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.
«Карусель»Задача: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал
«Зайка»Задача: Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу
«Какое время года?»Задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Перспективное планирование дидактических игр на 4 неделю ноября
«Добавь слово»Задача: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.
«Идем в гости»Цель: Различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
«Найди детали»Цель: Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел.
«Гуси – гуси»Задача: Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.
«А что потом?»Задача: Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Декабрь
«Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.
«Петрушка, угадай, какая у меня игрушка». Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов,
«Так бывает или нет?» Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
«Лото». Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова.
«Когда это бывает?» Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
«Доскажи словечко». Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание.
Январь
«Было - будет». Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием. «Что за птица?» Учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.
«Кому что нужно для работы?» Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их.
«Кто что делает». Пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий.
«Зачем нужно?» Упражнять детей в правильном произнесении звука «ч» в различных словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).
Февраль
«Узнай по описанию». Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания
«Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.
«Подбери похожие слова».
Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова.
«Придумай предложение». Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей.
«Съедобно - несъедобно». Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление, учить детей аргументировать свои ответы.
«Назови ласково»
Март
«Какое время года?» Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания.
«Угадай по описанию». Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах.
«А что потом?» Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
«Кто мы?» Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды.
«Не ошибись». Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др.
Апрель
«Выдели слово». Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.
«Подбери пару» Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков
«Где что лежит?» Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги.
«Скажи по-другому». Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей.
«Наши имена». Закреплять правильное произнесение детьми определенных звуков в словах,
Май
«Назови правильно». Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята).
«Кто быстрее соберет вещи». Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах.
«Угадай по описанию». Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.
«Где это можно купить?» Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров.
Старший дошкольный возраст
Сентябрь
- «Конкурс вопросов» - развитие наблюдательности, речи, мышления, воображения, навыков самостоятельного составления фраз.
- «Угадай-ка» - ориентироваться на окончаниях слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
- «Кафетерий» – расширять словарный запас.
- «Языколомка» - работа над дикцией (скороговорки).
- «Что слышим?» - развивать речевой слух, учить звуковому анализу.
Октябрь
- «Сочиняем сказку» - развитие речи, воображения, умения слышать и понимать другого, работать в команде.
- «Прятки» - выполнять действия, основанные на понимание словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением.
- «Огородники» - развивать речевой слух, активизировать в речи названия овощей.
- «Зайчик» - использовать в речи производные глаголы.
- «Полетушки» - соотносить действие с его словесным обозначением.
Ноябрь
- «Сказки - наизнанку» - учить фантазировать, сочинять, рассказывать.
- «Вежливые слова» - развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность (по стихотворению Э. Мошковской).
- «Усядемся на пригорке, послушаем чистоговорки» - учить чётко произносить слова чистоговорки меняя интонации; учить сочетать движения и речь; развивать пантомимические навыки.
- «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память.
- «Головоломка» - развиваем навык звуко - буквенного анализа (на примере коротких слов, например: сыр).
Декабрь
- «Зимняя сказка» - развитие творческого воображения, речи.
- «Всё наоборот» - развитие внимания, расширение словарного запаса, антонимы - противоположные слова.
- «Считалочка» - учить рифмовать слова, сочинять считалки.
- «Бабушка Маланья» - соотносить речь с движениями.
- «Почему так называют» - игра на понимание смысловой стороны слова
- «Одно слово, много значений» - многозначные слова, расширять представления о многозначных словах.
Январь
- «Если вдруг на Новый год» - научить строить логически завершённое предложение, отстаивать свою точку зрения.
- «Небылицы» - уточнять значения слов.
- «Кто сумеет похвалить» - подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже.
- «Задумай зимнее слово» - систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова – названия качеств, предметов, действий.
- «Кто больше» - готовим к звуковому анализу, развиваем зрительную и слуховую память.
Февраль
- «Петрушка читает стихи» - углублять понимание значений слов, активизировать в речи синонимы и антонимы, развивать доказательную форму речи.
- «Как сказать по другому» - подбирать синонимы к заданным словам.
- «Кто вспомнит?» - подбирать слова, обозначающие действия, состояния (глаголы).
- «Сочини рассказ» - учиться сочинять, расширяем словарный запас.
- «Звук заблудился» - готовим детей к освоению грамоты.
Март
- «Назови ласково» - подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
- «Смешинка» - активизировать в речи производные существительные.
- «Таня веселая и грустная» - подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
- «Кто знает другое слово?» - подбирать синонимы к заданному слову.
- «Чаепитие» - образовывать наименования предметов посуды, расширять предметный словарь.
- «Не может быть» - придумать забавную шутку, развивать речь и чувство юмора.
Апрель
- «Какое что бывает?» - классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять; подбирать больше наименований под заданное определение.
- «Речевые ситуации» - совершать в умственном плане словесно-логические операции (подбирать нужное слово).
- «Холодно - тепло» - обыгрывать степени сравнения наречий
- «Нарисуем картину словами» - обучение творческому рассказыванию.
Май
- «Отправляемся в отпуск» - учимся понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.
- «Исправь Незнайкину ошибку» - упражняться в подборе слов по смыслу, исправлении речевых ошибок, умении контролировать чужую речь.
- «Добавлялки» - подобрать подходящее слово – рифму.
- «Кто больше заметит небылиц» - замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развивать внимание и память.
- «Вот, оно какое наше лето» - развитие творческого воображения, речи.
- «Знаки препинания» - готовим детей к освоению грамоты.