Юлия Степанова
Программа «Здоровье бережем с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Здоровье бережем с детства»
Программа «Здоровье бережем с детства»
Актуальность:
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России — первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.
Публикация «Программа „Здоровье бережем с детства“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В настоящее время система дошкольного образования переходит к деятельности по новым государственным образовательным стандартам, в которых важное место занимает проблема охраны и укрепления здоровья детей.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Классификация здоровьесберегающих технологий :
1 группа – медико-профилактические
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
4 группа - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.
Цель: Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» (музыка).
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы представляет собой объединение традиционных музыкальных занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность:
- Организация оздоровительной работы с детьми и родителями, направленной на формирование мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков;
-Развитие основных физических способностей дошкольников - си-лы, ловкости, быстроты, выносливости и умения рационально ис-пользовать их в различных условиях;
-Создание оптимального режима дня, предметно-пространственной среды для комфортного самочувствия, физиче-ского и психического развития;
-Снижение уровня заболеваемости.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Результатами этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением
здоровьесберегающих технологий
Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)
Вводная часть. Активная музыкотерапия с использованием музыкально-ритмических упражнений 3мин
Приветствие. Кинезиологические распевки 2мин
Восприятие музыки Слушание музыки с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики 4мин.
Пение, песенное творчество Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические пальчиковые игры 7мин.
Музыкально-дидактические игры Использование ИКТ, пособий, моделирование 2мин.
Танцы, танцевальное творчество Музыкально-ритмические движения 5-7мин.
Музыкальные игры, игра на ДМИ Творческое музицирование 4мин.
Заключительная часть Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии 2мин
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Мы уверены, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей мы выявили определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.
- Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах». В ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
- Анкетирование;
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка
Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются :
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
Валеологические песенки-распевки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Оздоровительные и фонопедические упражнения;
Игровой массаж;
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика. Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж. Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.
Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Музыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами в течении всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Современные методы здоровье сбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром
Валеологические песенки-распевки
Трямди –песенка
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям!
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям-трям-трям!
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям!
Носики – насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись,
Прыгнули и повернулись.
Мы в Трям-трямдии живем,
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!
Дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой)
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
«Насос»
По шоссе летят машины —
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
«Кошка»
(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко -
Сразу замурлычет кошка.
«Люблю себя»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю
«Повороты головы»
Ежик по лесу гулял
И цветочки собрал.
Справа –белая ромашка,
Слева –розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Артикуляционная гимнастика
«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»
«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Месим тесто»
улыбнуться
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Скороговорки
Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка. В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Лена искала булавку, а булавка попала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
Всех скороговорок неперескороговоришь.
Сосна соснистая, с шишками безлистая.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Шел Егорка по пригорку, бормотал скороговорку.
Бормотал скороговорку, бормотал скороговорку,
бормотал скороговорку. А во рту была еда.
Вместо слов скороговорки, вместо слов скороговорки,
вместо слов скороговорки, бормоталась ерунда.
Кукарешка шел на реку, кукарекал кукареку,
Шел на реку, на реку и кричал кукареку.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
«Динозаврик»
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»
Игровой массаж
1-я точка: «В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли»
2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок»
3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим»
4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись»
5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть»
6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть»
7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть»
Пальчиковые игры
«Апельсин»
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти).
«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
«Горшок»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Речевые игры
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)
Музыкотерапия
Классика:
И. С. Бах. «Прелюдия до мажор».
И. С. Бах. «Шутка».
И. Брамс. «Вальс».
А. Вивальди «Времена года»
Й. Гайдн. «Серенада»
Д. Кабалевский «Клоуны»
Д. Кабалевский «Петя и волк»
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
В. А. Моцарт «Турецкое рондо»
И. Штраус «Полька «Трик-трак»
Детские песни :
«Антошка» В. Шаинский
«Бу-ра-ти-но» Ю. Энтин
«Будьте добры» А. Санин
«Веселые путешественники» М. Старокадомский
«Все мы делим пополам» В. Шаинский
«Да здравствует сюрприз» Ю. Энтин
«Если добрый ты» Б. Савельев
«Лучики надежды и добра» Е. Войтенко
«Настоящий друг» Б. Савельев
«Песенка о волшебниках» Г. Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
А. Дворжак «Славянский танец»
Лютневая музыка XVII века
Ф. Лист «Утешения»
Ф. Мендельсон «Песня без слов»
В. Моцарт «Сонаты»
М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»
К. Сен-Санс «Аквариум»
Музыка для релаксации
Т. Альбиони «Адажио»
И. С. Бах «Ария из сюиты №3
Л. Бетховен «Лунная соната»
К. Глюк «Мелодия»
Э. Григ «Песня Сольвейг»
К. Дебюсси «Лунный свет»
Колыбельные
Н. Римский-Корсаков «Море»
Г. Свиридов «Романс» К. Сен-Санс «Лебедь»
Ритмические игры и упражнения
«Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Дети стоят врассыпную. На 1-ю и 2-ю строчки текста выполняют частые полуприседания – «пружинки» - и одновременно хлопают в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
«Радуга-дуга»
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко, колоколнышко!
Дети стоят врассыпную. На весь текст дети выполняют частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево.
«Огуречик»
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Для игры выбирается «ловишка», который садится на стул у одной из стен ком-наты. Дети собираются стайкой у другой стены. На 1-ю и 2-ю строки дети, держа руки на поясе, легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догонят детей.
«Две тетери»
Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели…
Ш-ш-ш-ш-ш-ш…
Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом двое детей, изображающих тетерь, и ребенок, изображающий охотника.
На текст 1-й строки дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперед-назад. На 2-ю строку текста в круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и «улетают». «Охотник»догоняет «тетерь». С оконча-нием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек шумящих на ветру деревьев.
«Дедушка Егор»
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,
Сам - на лошадке, жена – на коровке,
Дети – на телятках, внуки – на козлятках,
Гоп, гоп, гоп, гоп…
Играющие стоят врассыпную. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «гоп, гоп, гоп», переходят к движению прямого гало-па. Темп выполнения движения ускоряется.
«Поймай-ка!»
Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка.
Дети стоят в кругу, в центре ребенок-зайка. За кругом – охотник.
На 1-ю строку текста дети выполняют прыжки на двух ногах. Ребенок, стоящий в центре, выполняет такие же прыжки вокруг себя. На текст второй строки «зайка» скачет между детьми, запутывая след, «охотник» стоит на месте и наблюдает за «зайкой». С окончанием текста «охотник» догоняет «зайку», точно по его следу.
«Скок-поскок»
Скок-поскок молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя хвостик.
На 1-ю строку текста дети продвигаются вперед прыжками; на 2-ю идут по кругу мягким пружинным шагом; на 3-ю строку дети сужают круг и на слова «сама с вершок» присаживаются, на слова «голова с горшок» расширяют круг, выполняя движение бодрого маршевого шага.
«Трактора»
Тара-тара-та-ра-ра –
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках.
На текст первых трех строк дети двигаются дробным топающим шагом. С оконча-нием третьей строки разворачиваются на дробном шаге лицом к центру и далее без остановок, продолжают движение дробного шага на месте, выделяя ударные слова и слоги более сильным притопом.
Литература
Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г. Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г. Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.
Подольская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
Основа данной программы базируется на программах и методических пособиях:
по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной;
технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе». Программа музыкального здоровьесберегающего развития «Музыка здоровья» М. В. Анисимовой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей. Методические пособия: «Дыхательная гимнастика для детей» М. Н. Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».