Инна Наумова
Программа взаимодействия с родителями «СемьЯ»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа взаимодействия с родителями «СемьЯ»
Наименование
программы
«СемьЯ» по взаимодействию педагогов группы с родителями воспитанников
Автор Наумова И. П. -воспитатель
Цель Установление сотруднических отношений с родителями
Задачи
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
Темочки:
- Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с МБДОУ
- Практическая работа по использованию традиционных и новых форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей
Срок реализации сентябрь 2015г. - май 2016 г.
Участники Воспитанники, педагоги, родители
Ожидаемые результаты - Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей
- Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе
- Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей
Пояснительная записка
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И воспитатели очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Программа «СемьЯ» направлена на активизацию родителей к совместной работе в группе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
Актуальность
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями.
Взаимодействие с родителями строится на личностно-ориентированном подходе, т. е. с учетом их жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения). Чтобы позитивно влиять на желания той или иной семьи, участвовать в педагогическом процессе, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Отношения «воспитатель-родитель» основаны на принципах сотрудничества и свободы выбора. Принципиально важными являются привлечение родителей к участию в деятельности образовательного учреждения, активизации их педагогического самообразования, консультативная поддержка семьи, содействие гармонизации детско-родительских отношений.
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться.
Методы и формы работы с семьей :
- Работа с семьями воспитанников (наблюдение, беседы, тесты, анкетирование)
- Индивидуальная работа с родителями : (заполнение анкет, консультации, посещение открытых занятий)
- Методы и формы коллективной работы: (родительские собрания, проведение праздников, семинары, мастер-классы, доклады, конкурсы)
- Методические и педагогические рекомендации: (памятки для родителей; изготовление буклетов)
- Дни открытых дверей
Ожидаемые результаты
Для родителей :
- повышение уровня включения родителей в участие в различных мероприятиях группы и детского сада;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Для педагогов:
- обобщение и распространение опыта работы с семьей;
- установление контакта с семьями воспитанников
Формы проведения мероприятий:
- праздники;
- спортивные досуги;
- совместные проекты;
- выставки.
Выводы
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: образовался особый тип совместной деятельности между родителями и педагогами, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Педагоги и родители разделили между собой ответственность за обучение и воспитание детей.
Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, повысилось положительное отношение к детскому саду у родителей через включение родителей в общественную жизнь группы (участие родителей в групповых мероприятиях, совместные походы, соревнования, экскурсии на места работы родителей). Реализация программы «СемьЯ» невозможна без активной помощи родителей.
Список литературы
1. Андриеш В. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образованием № 4,2002.
3. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М. : Просвещение, 2005.
5. Дошкольное воспитание: журн. 2011 - № 1, 3, 10.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : Методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2003.
8. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989.
9. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003.
10. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М. : УЦ Перспектива, 2008.
11. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей : метод. пособие для воспитателей ДОУ – М. : Айрис-пресс, 2006.
12. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б. М. Бим-Бад. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М. : Педагогика,1987.
13. Никитина Л. А. Мама и детский сад. - М. : Просвещение, 1990.
14. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М. : Новая школа, 1995.
15. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
16. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
18. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/Сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
19. Ребенок в детском саду: журн. 2010 - № 1, 3, 6.
20. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2005. № 4.
21. Свирская Л. Н. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
22. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1991.