Папки-передвижки

Программа воспитания в ДОУ

ирина федорова
Программа воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Программа воспитания спроектирована с учетом требований ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. В данной программе учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также региональной программой «Зарни бугор» («Золотой клубок»).

Публикация «Программа воспитания в ДОУ» размещена в разделах

Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района Республики Татарстан» (далее – МБОУ Сарсак-Омгинский лицей Арызского муниципального района РТ, предусматривает обеспечение процесса воспитания на основе требований:

- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);

- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22 июля 2013 г. №68-ЗРТ;

- Закона Республики Татарстан «О государственных языках РТ и других языках в РТ» №44 от 28 июля 2004 г. ;

- с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ Сарсак-Омгинский лицей АМР РТ;

- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3648-20);

- Письма Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23- 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

С раннего детства воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности гражданина России должно базироваться на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Стремясь следовать современному национальному воспитательному идеалу, который представляет собой высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, воспитательный процесс должен выстраиваться с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя: - национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

- базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями: со школой, библиотекой, сельским клубом, музеем.

Программа воспитания является структурным компонентом основной образовательной программы МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы. Рабочая программа воспитания является открытым документом.

Особенности организуемого в дошкольной группе воспитательного процесса

В МБОУ Сарсак-Омгинского лицея Агрызского муниципального района РТ воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитательный процесс строится с учетом особенностей региона, района, школы, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

МБОУ Сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района РТ расположен в удмуртском селе, где проживают удмурты, русские, татары, марийцы и другие национальности. Национальный состав лицея также многообразен. В связи с вышеизложенным, в лицее, в дошкольной группе, большое внимание уделяется этнокультурному воспитанию. Регулярно на базе лицея проводятся этнокультурные межрегиональные форумы. В кабинете удмуртского языка находится музей «Удмуртская изба», где проводятся различные мастер-классы по созданию традиционных сувениров удмуртского народа, а также участвуют в различных муниципальных, межрегиональных, республиканских конкурсах и мероприятиях.

Национально-региональный компонент используется во всех образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этнокультурное образование предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, поэтому наряду с удмуртской народной культурой дети знакомятся и с русской культурой.

Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции они лучше узнают самих себя.

Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно так представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Приоритетным в воспитательном процессе МБОУ Сарсак-Омгинского лицея в дошкольной группе является охрана жизни и здоровья воспитанников, физическое воспитание и развитие. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарногигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. В связи с этим в детском саду разработаны и реализуются комплексные планы оздоровительной работы по возрастным группам. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, экскурсии, самостоятельной двигательной деятельности и т. п.

Лицей находится в непосредственной близости к государственному природному заказнику комплексного профиля «Кичке - Тан», чем и определяется еще одно направление – экологическое. Воспитанники участвуют во многих экологических конкурсах, мероприятиях, выполняют совместно с воспитателями проектные работы по экологии. В связи с вышеизложенным, особую роль в воспитании играют вопросы экологического воспитания.

Основы экологического образования входит в образовательную программу уже давно. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Вот поэтому в школе, в дошкольной группе, существует команда «Эколята», целью которой является воспитание бережного отношения к природе.

Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т. п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, с трудностями в освоении программы и с детьми с ярко выраженными способностями.

Воспитательно-образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному селу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Нравственно-этическое воспитание - это усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Для нравственного формирования личности ребенка в воспитательно-образовательном процессе проводятся этические беседы, беседы по прочитанным произведениям и т. д.

Для МБОУ Сарсак-Огинского лицея дошкольной группы важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, мастер-классы, соревнования, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др., привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.

Цели и задачи программы воспитания

Цель программы воспитания : объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе национальных, духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи программы воспитания :

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- формировать социокультурную среду, соответствую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности;

- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- определять направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в пяти образовательных областях по следующим направлениям:

Речевое развитие:

- воспитание культуры речи

- воспитание интереса к чтению

Познавательное развитие:

- этнокультурное воспитание

- экологическое воспитание

- интеллектуальное развитие

- патриотическое воспитание

Художественно-эстетическое развитие:

- воспитание творческой и активной личности

Физическое развитие:

- воспитание ЗОЖ

Социально-коммуникативное развитие:

- нравственное воспитание

- трудовое воспитание

- формирование ОБЖ

-ребенок в семье и обществе

Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль Основные направления и описания модуля

«Этнокультурный альбом» (этнокультурные мероприятия) Этнокультурные мероприятия могут пересекаться со всеми праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей удмуртского народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. В основе этнокультурных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

«Творчество – это всё!» (творческие соревнования) Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие : сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, но и за пределами. Это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.

«Здоровые, обаятельные, жизнерадостные» (физкультурные мероприятия) Физкультурные мероприятия в детском саду – это всегда долгожданное событие для дошкольников. В увлекательной, наглядно –практической форме они развивают интерес ребёнка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. Физкультурные мероприятия в МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы представлены физкультурными праздниками, развлечениями, досугами. Проведение их стало традиционным. Форма и тема определяется календарным планом воспитательной работы дошкольной группы. Физкультурно-оздоровительная работа включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.

«Эколята» (экологические мероприятия) Экологические мероприятия создают благоприятный эмоциональный настрой, влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному, экологическому воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на экологических праздниках используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Через познания живого происходит одухотворения бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, уверенность в себе, дает возможность выразить в общении с окружающим миром.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ воспитательной работы в МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы осуществляется по направлениям и проводится с целью анализа достигнутых результатов, выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МБОУ Сарсак-Омгинском лицее дошкольной группы воспитательного процесса, являются:

- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах, какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год, какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

- Состояние организуемой в МБОУ Сарсак-Омгинском лицее дошкольной группы совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:

а) качеством проводимых общесадовских мероприятий; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;

б) качеством проводимых экскурсий, походов;

в) качеством организации творческих соревнований, праздников и этнокультурных мероприятий.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБОУ Сарсак-Омгинского лицея дошкольной группы является положительные результаты, перечень выявленных проблем, точки роста.

Публикации по теме:

Творчество на благо воспитанияТворчество на благо воспитания Многие из вас, дорогие коллеги, уже познакомились с публикацией Натальи Плахтеевой «Познавательная беседа с детьми дошкольного возраста.

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа воспитания в ДОУ
Опубликовано: 21 октября 2021 в 17:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа воспитания в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем ирина федорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД