Юлия Сычева
Программа «Волшебная бумага» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №90 города Тюмени
Программа кружка
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
для детей 4-5 лет
(средняя группа «Божьи коровки»)
2020-2021г.
Разработала:
воспитатель Сычева Юлия Сергеевна
г. Тюмень
Кружок «Волшебная бумага»
Средняя группа 4-5 лет «Божьи коровки»
Содержание
Пояснительная записка …. 2
Форма работы с детьми…. 3
Публикация «Программа „Волшебная бумага“ для средней группы» размещена в разделах
Ожидаемые результаты …. 3
Цель программы …. 3
Задачи программы …. 3
Техническое оснащение занятий …. 4
Диагностика … 4
Методы, используемые на занятиях кружка ….
Перспективный тематический план… 4
Работа с родителями…. 9
Список литературы … 10
Пояснительная записка
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т. д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх,
как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка я учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название квиллинг. «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).
Данная программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во второй половине дня).
Продолжительность занятий 20-25 минут. Курс занятий рассчитан на 12 месяцев (с сентября 2020 по сентябрь 20201). Количество детей -7 человек.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними
посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных
форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с материалам (бумага) и её свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Итогом работы будет - презентация детских работ.
Срок реализации программы – 1 год.
Цель программы : Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через работу с бумагой.
Задачи программы :
Обучающие:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
•Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
•Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Техническое оснащение занятий: Для занятий в кружке необходимо:
- цветная бумага,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА,
-бумажные полоски шириной 5-7 мм,
-стержни для шариковой ручки,
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Диагностика:
- Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость;
- Владеет навыками работы с ножницами;
- Проявляет интерес к практической деятельности;
- Владеет различными приёмами работы;
-Самостоятельно выполняет последовательность работы.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Перспективный тематический план
№ Тема Задача
Сентябрь
1 Волшебная бумага Познакомить детей со свойствами бумаги : мнется, рвется, складывается и т. д; Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию; Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2 Мозаичная аппликация: «Гусеница» Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали
3 Мозаичная аппликация: «Воздушные шары» Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.
4 Мозаичная аппликация: «Цветы» Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Октябрь
1 Мозаичная аппликация: Коллективная работа «На дороге» Упражнять детей в вырезании. Учить подбирать цвета, составлять целое из частей. Развитие эстетического восприятия. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.
2 Техника «Бумажный комочек» Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка : поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
3 Поделка в технике «Бумажный комочек» : «Рыбка» Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.
4 Поделка в технике «Бумажный комочек» : «Ёжик» Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Ноябрь
1 Поделка в технике «Бумажный комочек» Коллективная работа «Осенний лес» Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.
2 Бумажная полоска «Петля» Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.
3 Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек в поделке
«Петушок» Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объемную поделку, применяя, уже знакомые -поделка «Петушок» техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.
4 Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (1 занятие)- «Еловые ветки» Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.
Декабрь
1 Бумажная полоска «петля» – Новогодняя поделка (2 занятие)- «Еловые ветки» Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее елочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.
2 Поделки в технике «Квиллинг» - «Белый снег» Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.
3 Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина» Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.
4 Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка» Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.