Елена Базнова
Программа «Волонтёрство: милые сердцем» для детей 5–7 лет
От автора
В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе реализации акций по оказанию помощи человеку, животным, окружающей среде. Программа направлена на воспитание у детей милосердия и сострадания. Может быть использована как дополнительный методический материал при реализации Программы воспитания, а также как самостоятельная программа.
Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5-7 лет) с практикой волонтерства.
Программа адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Е. Базнова
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ[/b]
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Волонтёрство: милые сердцем“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технология детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.
Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В детских садах уже многие педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Актуальность программы
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель программы
является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Ключевые задачи программы
Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Формировать у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет).
В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи духовно-нравственного развития и воспитания, текущие явления и яркие события, произошедшие в жизни города в данный момент времени.
Пройдя обучение по программе могут оценивать и анализировать действия и поступки людей, соотнося их с конкретной ситуацией.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать содержание при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве духовную, познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Организация педагогического процесса предусматривает вза-имодействие многих социальных субъектов: детского сада, семьи, детской библиотеки, музея и др.
Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:
• принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;
• принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
• принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
• принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
• принцип народности (К. Д. Ушинский, заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Принципы ФГОС дошкольного образования
• Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, предполагает построение равноправных позитивных взаимоотношений, которые заключаются в развитии дружеских связей детей. Под ними мы понимаем их умение действовать совместно, проявлять желание и умение сотрудничать, а значит, трудиться вместе. Развитие активного интереса ко всему происходящему в группе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и инициативности.
• Сотрудничество организации с семьёй означает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Данные принципы реализуются через использование методов и форм организации образовательного процесса, позволяющих детям стать активными субъектами познавательной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания.
Планируемые результаты
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
• участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
• они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
• Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
• При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
• Инновационные технологии помогут детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
• Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
• Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Срок реализации программы - 1год
/дети 5 – 7 лет — 32 часа, возножно разбить на 2 года по возрасту/
Формы обучения
традиционная — групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Режим занятий
Занятия (мероприятия) проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 25 - 30 минут. Продолжительность экскурсий: 1,5-2 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МЕРОПРИЯТИЙ)
Тема №1 «Волонтерство» (4 часа)
1. 1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: ознакомление детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры»
Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
1.3 Родительское собрание. Тема «Волонтерское движение в детском саду».
Цель: формирование у родителей представления о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
1.4 Оформление стенда волонтерского движения «Радость» в детском саду.
Цель: расширение представлений о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада
1.5 Акция «Ты не один» (день пожилого человека) Изготовление подарков своими руками педагогам -пенсионерам пожилого возраста
Цель: воспитаниечувства уважения по отношению к старшему поколению.
Сентябрь
Тема №2 «Доброе сердце» (4 часа)
2. 2.1 Экологическая акция «Посади аллею»
Цель: посадка березовой аллеи на участке детского сада вместе с родителями.
Задачи: воспитание бережного отношения к окружающей природе.
2.2 Беседа с детьми «Что значит быть добрым?»
Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро».
2.3 Выставка рисунков «Дорога доброты».
Цель: воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т. д.
2.4 Акция «Добрые дела для малышей»
Цель: оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, заправлять кроватки, убирать игрушки и т. п.).
Октябрь
Тема №3 «Милосердие – милое сердце» (5 часов)
3. 3.1 Акция «Помоги пострадавшим в пожаре»
Цель: привлечь детей и родителей к оказанию помощи семье пострадавшей в пожаре (кто чем может)
3.2 Акция «Покормите птиц зимой!». Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.
Цель: вовлечение детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц из разного материала.
Задачи: пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.
3.3 Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной и гражданской позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
3.4 Чтение художественной литературы
«Как братья отцовский клад нашли».
Цель: закрепление представлений о родственных
отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как
основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по
его делам.
3.5 «Неделя Добрых дел»
Беседа «Чему мы можем научить» малышей»Цель:оказание помощи детям младшей группы. Ноябрь
Тема №4 «Как подарить праздник?» (3 часа)
4. 4.1 Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.
4.2 Акция «Подари Новый год». Сбор подарков (игрушек, канцелярских товаров, книг и др.) для детей детского дома к Новому году.
Цель: сформировать у детей представление о взаимопомощи, о сострадании к чужой беде; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
4.3 Чтение детям художественной литературы: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,
В. Осеева «Просто старушка»,
В. Катаев «Цветик-семицветик».
Цель: на примере литературных героев воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.
4.4 «День добрых дел».
Поможем убрать игрушки малышам.
Цель: оказание шефской помощи Декабрь
Тема №5 «Помоги малышам» (4 часа)
5. 5.1 Акция «Помоги малышам». Помощь в расчистке снега на участке малышам, собирание на прогулку, подклеивание книг, показ сказки - драматизации.
Цель: оказание шефской помощи.
5.2 Выставка книг о природе
Цель: воспитание патриотизма и гуманного отношени к родной природе.
5.3 Мастер-класс «Изготовление подарков малышам»
Цель: доставить малышам радость
5.4 Акция «Научи меня играть»
Цель : помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры. Январь
Тема № 6 «Береги свою планету» (3 часа)
6. 6.1 Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»
Цель: сформировать нравственную оценку нарушениям в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
6.2 «Неделя добрых дел»
Привести книжный уголок в порядок
Цель: вместе с детьми привести в порядок книги - подклеить, расставить.
6.3 Беседа «Почему добро побеждает зло?»
Цель: учить детей рассуждать, делать выводы о добре и зле.
Февраль
Тема № 7 «Не оставайся в стороне! Будь волонтёром!» (4 часа)
7. 7.1 Акция к празднику 8 Марта
«Подарки педагогам-пенсионерам, ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны»
Цель: доставить радость пенсионерам и ветеранам к празднику.
7.2 Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!» о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.
Цель: оказание помощи нуждающимся детям.
7.3 Организация игр с детьми младшей группы
Цель: воспитывать у детей желание доставлять малышам радость.
7.4 Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе
Цель: Март
Тема №8 «Спасем природу!» (3 часа)
8. 8.1 Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»
Цель: продолжать учить детей делать добрые дела
8.2 Операция «Спаси деревце»
Цель: подвязывание и замазывание сломанных веточек на территории детского сада.
Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
8.3 «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: показать младшим детям сказку- драматизацию о природе
Апрель
Тема № 9 «Что такое трудовой десант?» (5 часов)
9.
9.1 Трудовой десант «Мусору – нет!».
Цель: улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.
9.2 Совместная акция с волонтерами школы «Чистый май, цветущий май»
Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
9.3 Акция «Бессмертный полк»
Цель: предложить детям вместе с родителями принять участие в шествии с фотографиями своих родственников «Бессмертный полк» в Дальнегорске.
9.4 Создание альбома «Кладовая добрых дел»
Цель: закрепить знания о тех добрых делах, которые мы сделали
9.5 Акция с волонтерами школы «Дизайн-оформление цветников на территории детского сада».
Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.
Июнь
Тема № 10 «Дорога добрых дел» (3 часа)
10. 10.1 Представление для малышей «Детская безопасность»
Цель: довести до малышей представления об элементарной безопасности по правилам дорожного движения, доставить радость малышам.
10.2 Презентация (отчет) «Дорога добрых дел»
Цель: подвести итог работы детей и родителей волонтеров
10.3 Родительское собрание (отчетное)
Методические рекомендации