Татьяна Менг
Программа вариативной части «Ключ к счастью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ба ыт кілті – е бекте» : «Ключ к счастью – в труде»
Менг Т. И.
Казахстан,Костанайская область,
Карабалыкский район,п. Карабалык,
КГКП «Ясли – сад «Улыбка»
Пока в пространстве кружится планета,
На ней, залитой солнцем,
Никогда не будет дня, чтоб не было рассвета.
Не будет дня, чтоб не было труда.
Р. Рождественский
Публикация «Программа вариативной части „Ключ к счастью“» размещена в разделах
На сегодняшний день стремительное развитие технологического прогресса обуславливает ряд вызовов для педагогов дошкольного образования. Традиционные формы и методы обучения не могут в полном объёме удовлетворить потребность современных детей в получении информации. Мы предлагаем Программу вариативного курса «Ключ к счастью – в труде; Ба ыт кілті – е бекте», результат трехлетней практической деятельности авторов - составителей, которая раскрывает содержание работы по ознакомлению с окружающим миром, трудовому воспитанию и ранней профориентации детей 3-6 лет; формированию активной целеустремлённой личности путем организации игровой и доступной трудовой деятельности, соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Помогает педагогам создать благоприятные условия для расширения кругозора детей, воспитания интереса и уважения к труду взрослых; предполагает всестороннюю работу со специалистами детского сада и родителями.
Мир профессий в обществе – постоянно развивающаяся система: меняется не только количество профессий, но и их состав, что обусловлено высоким темпом современной жизни, развитием информационных технологий. Представления о профессиях у дошкольников ограничены небогатым жизненным опытом: в организованной учебной деятельности для ознакомления с окружающим отведено мало времени, дети успевают узнать о труде взрослых, как правило, мало и весьма поверхностно, а родители не всегда могут им помочь. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. В Программе вариативного курса «Ключ к счастью в труде» предложен системный подход по ранней профориентации дошкольников от 3 до 6 лет. Разработан перспективный план, конспекты игровых занятий, бесед, подобраны музыкальные и спортивные мероприятия,картотеки разного видаигр, сборник художественных произведений. Предложены дидактические и методические материалы к практической деятельности. Методологической основой программы является концепция дошкольного воспитания и интеграция традиционных методов работы по ознакомлению с окружающим миром с элементами современных методик Н. Н. Захарова, В. И. Логиновой, Крулехт Н. Д.
Инновационной составляющей программы является интеграция социально-коммуникативного, познавательного и художественно – эстетического развития для формирования у детей дошкольного возраста основ сюжетной игры. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - поиску эффективных педагогических идей в области приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям, выраженным в уважительном отношении к людям труда, ранней профориентации. Знакомство с конкретной профессией предполагает расширение кругозора детей, удовлетворение индивидуальных интересов ребенка; дает возможность, используя межпредметные связи, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами; посильной трудовой деятельности. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в будущем.
Программа составлена циклично : тематика игр, бесед, занятий частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложн нном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. Участие родителей в работе с детьми создает дополнительные возможности для организации дружественного социума в группе и позволяет реализовать индивидуальный подход посредством педагогики сотрудничества. Реализация Программы способствует включению дошкольника в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье; приобретению допрофессиональных способностей: планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего труда.
Эффективность работы с детьми отслеживалась на основе индикаторов развития, по мониторингу результатов диагностической методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых» и показала положительную динамику развития (75%).
Литература:
1. Моложавый, С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. : Просвещение, 2017. – 215 с
2. В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М. ,2017г.
3. Жаренкова О. В., Муртазина О. В., Знакомство с профессиями – М. ,2014
4. Михайленко Н., Короткова Н., Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, – 2009.
5. Потапова Т. В., Беседы с дошкольниками о профессиях. –М., 2005