Светлана Мамкова
Программа: «В гостях у сказки» (развитие связной и выразительной речи посредством театрализации и мнемотехники)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.
Публикация «Программа: „В гостях у сказки“ (развитие связной и выразительной речи посредством театрализации и мнемотехники)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).
Дополнительная образовательная программа относится к программам
развивающим связную и выразительную речь, так же ориентирована на
развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных
способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер,
предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой
импровизации, а также способствует развитию речи дошкольников. Данная
программа актуальна, поскольку театр становиться способом
самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством развития связной речи. Сценическая работа детей по программе «В гостях у сказки»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал, у них неразвитая речь. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост - играть! Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний.
Универсальность театрализованной игры позволяет решать
практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать
необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.
Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Театрализованная игра является средством самовыражения и
самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «В гостях у сказки», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью с использованием мнемотехники. Отсюда решаются следующие задачи:
• Формирование связной и выразительной речи путем использования мнемо карточек;
• совершенствование артистических навыков детей;
• развитие эмоционального словаря;
• создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
• поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
• развитие координации движений;
• формирование коммуникативных навыков.
Принципы данной программы :
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов : цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Дополнительная модифицированная программа «В гостях у сказки» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
Специфичность программы проявляется :
• в возможности начать обучение с любого момента, т. к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр - синтетический вид искусства;
• в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Первая тенденция - театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Вторая тенденция - невмешательство взрослого. Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля. .Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось. Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.
Составляя программу, стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной как на импровизации, так и на технологии мнемотехники. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее
удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену или будут использовать схемы для построения своего монолога, диалога. Главное - это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы - сказки, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию сказки, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие сказки будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., Просвещение, 1991).
Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:
1. Куклотерапия;
2. Азбука актерского мастерства;
3. Социоигры.
Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров : наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф, «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой, а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.
Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем
взрослому. Также облегчением для выражения своих мыслей, идей, помощью в правильном построении предложений послужат упражнения с использованием мнемотехники. Благодаря этим упражнениям у детей сформируется определенный алгоритм построения предложений.
Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:
• упражнение на артикуляцию;
• упражнения на развитие речи по схемам мнемотехники;
• развитие мимики;
• творческие упражнения;
• упражнения на воображение;
• упражнения на развитие пластической выразительности;
• актерские этюды;
• развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.
На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки, беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов, этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует, детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т. д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например, :под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие -как обезьянки, третьи - как медвежата, четвертые - как лягушата и т. д., развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.
В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются :
• коммуникабельность;
• логическое мышление;
• средства речевой выразительности;
• зрительная память;
• координация движений;
Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т. д.
Программа «В гостях у сказки» рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.
Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).
Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.
Таким образом, организация работы по программе «В гостях у сказки» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Наряду с этим повысится уровень развития связной и выразительной речи дошкольников.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из
разных областей: художественная литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т. е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
•педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:
• педагогика сотрудничества;
•педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
• групповые технологии;
• технологии индивидуального обучения;
• педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
игровые технологии;
проблемные ситуации
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение «открытых» интегрированных игровых ситуаций. Такие мероприятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности «Зрителей» и «актеров» : постановка спектаклей, развлечений, театральных миниатюр.