Наталия Жекова
Программа «В добрый путь»
▼ Скачать + Заказать документы
саморазвития
5. Обеспечение необходимыми психологическими средствами
6. Развитие фантазии и воображения
Методы:
- Тренииги, сказкотерапия, игротерапия, арттерапия;
- Релаксация с элементами самовнушения;
- Имитационные и ролевые игры;
- Элементы психогимнастики;
- Дискуссии;
- Рефлексия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Быстрая и легкая адаптация учащихся к среднему звену
- отреагирование школьной дезадаптации
- устойчивый положительный эмоциональный фон
- формирование у учащихся адекватной самооценки
- снижение уровня тревожности и страхов
Публикация «Программа „В добрый путь“» размещена в разделах
- развитие коммуникативных навыков
- формирование уверенного и ответственного поведения
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
Программа включает в себя 27 занятий, «0» занятие и 27 занятие – диагностика школьной тревожности с использованием «теста-опросника Филлипса». В середине учебного года проводится еще одна диагностика, не входящая в указанные часы, по определению адаптации и эмоционального самочувствия, учащихся в среднем звене, разработанная М. Битяновой («Нарисуй, ответь, напиши!»)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 10-12 человек, при большем количестве группа делится на две группы.
Программа предполагает работу по 4-м основным блокам:
1. Вербальные и невербальные формы уверенного поведения
2. Способы преодоления трудностей и решения проблем
3. Средства и формы самопознания
4. Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости и ценности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :
Занятие № 1
Тема: Вводное занятие
Цель: Знакомство участников с правилами работы в тренинге и друг с другом
Задачи:
1. Создание благоприятных условий и доброжелательной атмосферы в группе и позитивного настроя
2. Установление контакта и доверительных отношений между участниками
3. Самораскрытие участников
Занятие № 2
Тема: «Кто я, какой я?»
Цель: Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость
Задачи:
1. Помочь увидеть и осознать наличие отрицательных черт характера и достоинств
2. Помочь осознать возможность управления чувствами и эмоциями
Занятие № 3
Тема: «Давайте, познакомимся»
Цель : Расширение личного пространства участников группы, самораскрытие, повышение внутригруппового доверия
Задачи:
1. Установление большего контакта между участниками группы
2. Формирование позитивных отношений
3. Формирование толерантности
Занятие № 4
Тема: «Я – могу. Мои способности»
Цель: Осознание собственной индивидуальности и формирование позитивной Я-концепции
Задачи:
1. Отреагирование тревожности
2. Формирование адекватной самооценки
3. Изменение отношения к себе и к другим
4. Помочь детям усвоить понятие «Способности», исследовать свои способности и возможности
Занятие № 5
Тема: «Умение сказать «Нет»»
Цель: Формирование навыков противостояния групповому давлению и осознание права и необходимости защищать себя
Задачи:
1. Отреагирование тревожности
2. Осознание права и необходимости заботиться о себе и отвечать отказом на некоторые предложения и просьбы
3. Знакомство с различными формами отказа
4. Формирование навыков отказа
Занятие № 6
Тема: «Плохо - хорошо»
Цель: Повышение стрессоустойчивости, обучение навыкам самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта
Задачи:
1. Обучение навыкам адекватного поведения в стрессовых ситуациях
2. Обучение навыкам позитивного и конструктивного решения проблемных ситуаций
Занятие № 7
Тема: «Мечта»
Цель: Осознание важности мечты для человека
Задачи:
1. Осознание необходимости мечтать и идти к поставленной цели
2. Формирование позитивной Я – концепции
3. Осознание собственной индивидуальности и ценности
Занятие № 8
Тема: «Я – это мои цели»
Цель: Формирование умения принимать на себя ответственность за свои желания и за свой выбор
Задачи:
1. Формирование умения различать эмоции и действие
2. Осознание личных потребностей и возможностей
3. Осознание возможностей различных стилей поведения (выбор)
4. Осознание ответственности за свои поступки и их влияние на будущее
Занятие № 9
Тема: «Мое детство» :
Цель: Осознание собственной ценности, важности и индивидуальности
Задачи:
1. Осознание что детство – важный отрезок в жизни каждого человека
2. Осознание родительской любви
3. Осознание любви к родителям и другим членам семьи
Занятие № 10
Тема: «Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться?»
Цель: Помощь в преодолении страхов, приобретение навыков избавления от страха
Задачи:
1. Отреагирование тревожности
2. Изменение отношения к страху
3. Налаживание физического и эмоционального контакта с самим собой
Занятие № 11
Тема: «Как справиться со страхом»
Цель: Помощь в преодолении страхов, приобретение навыков избавления от страха
Задачи:
1. Отреагирование тревожности
2. Изменение отношения к страху
3. Налаживание физического и эмоционального контакта с самим собой
Занятие № 12
Тема: «Имею ли я право сердиться и обижаться?»
Цель: Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями
Задачи:
1. Учить осознавать и анализировать собственные эмоции
2. Учить видеть и понимать эмоции и эмоциональные состояния и чувства других людей
3. Отреагирование негативных чувств
4. Изменение отношения к своим чувствам
Занятие № 13
Тема: «Что такое агрессия? Как от нее освободиться?»
Цель: Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями
Задачи:
1. Помочь подросткам осознать различие между агрессией и агрессивностью
2. Научить контролировать собственное поведение
3. Научить правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
Занятие № 14
Тема: «Я и мой внутренний мир»
Цель: Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека
Задачи:
1. Осознание, что каждый внутренний мир ценен и уникален
2. Повышение самооценки и уверенности в себе
3. Формирование принятия себя таким какой есть.
4. Налаживание физического и эмоционального контакта с самим собой
Занятие № 15
Тема: «Моя планета»
Цель: Развитие умения замечать красивое вокруг себя
Задачи:
1. Развитие эмоциональной чувствительности
2. Развитие осознания, что планета «в твоих руках»
3. Создать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления
Занятие № 16
Тема: «Трудная ситуация»
Цель: Проработка травматических переживаний
Задачи:
1. Создание позитивного эмоционального фона в группе
2. Прикосновение к травматическому опыту
3. Отреагирование травматических переживаний
Занятие № 17
Тема: «Проживание интолллерантной ситуации общения»
Цель: Интеграция пережитого в целостный образ, обретение чувства внутренней силы
Задачи:
1. Развитие навыков самораскрытия
2. Осознание произошедших изменений в себе, поиск внутренних ресурсов
3. Научит принимать неприятные ситуации как «уроки жизни»
Занятие № 18
Тема: «Я и мои друзья»
Цель: Обсудить проблемы подростковой дружбы
Задачи:
1. Осознание собственных проблем
2. Научить находить пути предупреждения и урегулирования конфликтов
Занятие № 19
Тема: «Коммуникативные навыки»
Цель: Формирование адекватной самооценки, снятие тревожности, развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного поведения
Задачи:
1. Снизить уровень психоэмоционального напряжения
2. Обучить конструктивному социальному моделированию и прогнозированию
Занятие № 20
Тема: «Я и мои колючки»
Цель: Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями
Задачи:
1. Учить осознавать и анализировать собственные эмоции
2. Учить видеть и понимать эмоции и эмоциональные состояния и чувства других людей
Занятие № 21
Тема: «Нужно ли человеку меняться?»
Цель: Развитие навыков управления эмоциональными состояниями и навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях
Задачи:
1. Учить соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации
2. Формировать умение произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния
Занятие № 22
Тема: «Мы начинаем меняться»
Цель: Формирование умения принимать на себя ответственность за свой выбор
Задачи:
1. Формирование умения различать эмоции и действие
2. Осознание личных возможностей
3. Осознание возможностей различных стилей поведения (выбор)
4. Осознание ответственности за свои поступки и их влияние на будущее
Занятие № 23
Тема: «Мусорное ведро»
Цель: Развитие навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями
Задачи:
1. Помочь детям освоить практические умения освобождения от негативных эмоций и негативных эмоциональных состояний
2. Обучение приемам, которые помогут чувствовать себя спокойно и уверенно
Занятие № 24
Тема: «Волшебная страна»
Цель: Преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механизмы саморегуляции
Задачи:
1. Снизить уровень психоэмоционального напряжения
2. Обучить конструктивному социальному моделированию и прогнозированию
Занятие № 25
Тема: «Что такое одиночество?»
Цель: Осознание того, что и среди людей можно быть одиноким непонятым
Задачи;
1. Помочь детям осознать, что ты не одинок
2. Обучение приемам, которые помогут окружающим не быть одинокими
Занятие № 26
Тема: «Чему я научился»
Цель: Подведение итога групповой работы участников по программе «Школа мудрости»
Занятие № 27
Тема: Проведение теста - опросника Филлипса
Цель: Определение уровня школьной тревожности
Тематический план:
№п/п Тема занятий Кол-во часов Дата проведения
1 Вводное 1
2 Кто я, какой я?» 1
3 «Давайте, познакомимся» 1
4 «Я – могу. Мои способности» 1
5 «Умение сказать «Нет»» 2
6 «Плохо-хорошо» 1
7 «Мечта» 1
8 «Я – это мои цели» 1
9 «Мое детство» 1
10 «Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться?» 1
11 «Как справиться со страхом» 1
12 «Имею ли я право сердиться и обижаться?» 1
13 «Что такое агрессия? Как от нее освободиться? 1
14 «Я и мой внутренний мир» 1
15 «Моя планета» 1
16 «Трудная ситуация» 1
17 «Проживание интолллерантной ситуации общения» 1
18 «Я и мои друзья» 1
19 «Коммуникативные навыки» 1
20 «Я и мои колючки»
21 «Нужно ли человеку меняться?» 1
22 «Мы начинаем меняться» 1
23 «Мусорное ведро» 1
24 «Волшебная страна» 1
25 «Что такое одиночество?» 2
26 «Чему я научился» 1
27 Определение уровня школьной тревожности 1
Итого:
29