Галина Попова
Программа «Тропинка в экономику» под редакцией А. Д. Шатовой с использованием ООП «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Возрождение»
Попова Г. В., воспитатель высшей квалификационной категории
Программа «Тропинка в экономику»
под редакцией А. Д. Шатовой
(с использованием ООП «Тропинки»)
Актуальность
Публикация «Программа „Тропинка в экономику“ под редакцией А, Д, Шатовой с использованием ООП „Тропинки“» размещена в разделах
В последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дёшево», «продать», «заработать». Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
Зачем дошкольнику экономика?
Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка?
Экономическое воспитание, которое предлагает автор в работе со старшими дошкольниками, не ставит перед собой цель – готовить экономистов.
По одному из определений древнего философа Ксенофонта, «экономика – это правила, искусство ведения домашнего хозяйства». Это означает, что экономическое воспитание воспитывает хозяина своей семьи и своей страны.
На ступени дошкольного детства А. Д. Шатова ориентируется на определение, данное Ксенофонтом, так как именно оно отвечает целям экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель программы экономического воспитания дошкольников:
формировать у дошкольника умения:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий "труд-продукт-деньги" и "стоимость продукта в зависимости от его качества«, видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина, значимость которых следует возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость;
правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Принципы программы экономического воспитания :
Учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников.
Интерес старших дошкольников к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности.
Комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания.
Программа построена на теоретических положениях, связанных с развитием личности ребё нка:
Всякая личность развивается в деятельности.
Базовой деятельностью человечества является труд.
Сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Структура программы экономического воспитания :
Программа состоит из четырёх блоков (разделов) :
«Труд-продукт (товар)»
«Деньги, цена (стоимость)»
«Реклама: желания и возможности»
«Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»
В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Рекомендуется последовательное освоение каждого блока, но возможно автономное изучение одного из них в виде мини-программы.
Содержание программы экономического воспитания :
Блок «Труд-продукт (товар)»
Основные понятия:
труд, работа, продукт, премия, продукция; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет.
Педагогические задачи:
формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий;
учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги-цена (стоимость)»
Основные понятия:
Деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, невыгодно, бартер, лот.
Педагогические задачи:
дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран);
формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны;
воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи.
Блок «Реклама: желания и возможности»
Основные понятия:
реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело; участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др.)
Педагогические задачи:
дать представление о рекламе, её назначении;
поощрять у детей объективное отношение к рекламе;
Воспитывать разумные потребности;
учить детей правильно воспринимать рекламу (Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию.)
Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»
Основные понятия:
бережливый, хозяйственный, экономный, рациональный (рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их – недостойно;
Формировать представление о том, что предметный (вещный) мир – это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и сейчас.
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный критерий:
Адекватно употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми, на занятиях знакомые экономические понятия.
Знает и называет разные места и учреждения торговли.
Знает российские деньги, некоторые названия валют.
Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия.
Знаком с понятием «банк», назначение банка.
Знает профессии, содержание их деятельности.
Знает и называет разные виды рекламы.
Операционально-деятельностный критерий:
Любит трудиться, делать полезное для себя и радовать других.
Бережно, рационально, экономно использует всё, что предоставляется для игр и занятий.
Тревожится, переживает в случае поломки, порчи вещей, делает попытку исправить свою или чужую оплошность.
Умеет вести себя в учреждениях торговли.
Как выявить уровень экономического опыта у детей
Диагностические методики:
I. Практическое задание.
Педагог предлагает воспитанникам сделать сюрприз детям младшей группы (для занятий математикой им не хватает кругов и квадратов). Каждый должен вырезать из цветной бумаги по два квадрата и два кружочка.
Педагог раздаёт цветную бумагу, ножницы, и дети вырезают круги и квадраты.
Педагог фиксирует:
насколько бережливо ребёнок обращается с бумагой;
насколько рационально он выполняет задание;
проявление других качеств.
II. Индивидуальная беседа
Как ты думаешь, кого называют «хороший хозяин». «хорошая хозяйка»?
Про кого говорят: «Он (а) бережёт каждую минутку?»
Кто такой бережливый человек?
III.Игра «Ярмарка игрушек»
Педагог расставляет на столе несколько игрушек разной величины и стоимости (детям слово «стоимость» не говорить) : большие игрушки, маленькие, заводные, самодельные. Педагог сообщает детям о том, что завтра будет ярмарка. Если эти игрушки продавать, какие из них стоят дорого, какие – дёшево?
IV. Игра «Супермаркет»
Педагог раскладывает набор картинок: мебель, посуда, продукты, овощи (несколько «компрометирующих» бюджет картинок, на которых изображены, к примеру, самолёт, автомобиль, жираф и т. п.). Игра проводится индивидуально.
Педагог даёт ребёнку кошелё к и говорит: «Представь себе, что ты мама (папа). Сегодня ты получил (а) зарплату. Что ты сможешь купить на эту зарплату в супермаркете, где есть всё. Дома тебя ждут дети с покупками».
Что наблюдать:
бездумно берут всё подряд, не соотнося свои доходы и расходы, или наоборот, подходят к покупкам расчётливо;
покупают предметы первой необходимости и соотносят их с потребностями членов семьи.
В конце игры педагог задаёт вопрос, который определяет осознанность выбора: «Ты, может быть, жирафа (самолёт) купишь?»
Как организовать занятия по программе
Одно из преимуществ программы – игровая составляющая.
Занятия-путешествия: «Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов», «Путешествие в страну сказок».
Занятия-викторины: «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее».
Занятия-развлечения: «Город мастеров», «Ярмарка», «Как кот решил стать спонсором».
Занятия-экскурсии: в школу, в пожарную часть, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц.
Формы реализации процесса экономического воспитания :
Решение проблемной ситуации.
Разыгрывание «экономических ситуаций» из сказок.
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Сюжетно-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки.
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Организация образовательной деятельности по экономическому воспитанию
Виды организованной деятельности Варианты содержания деятельности Особенности организации
Организованная образовательная деятельность Традиционные занятия, игровые и сюжетные занятия, занятия-путешествия, экономические викторины. 1 занятие в неделю
Совместная деятельность педагога с детьми Ребусы, головоломки, загадки на тему экономики; чтение художественной литературы, театрализованные игры. Ежедневно
Образовательная деятельность в режимных моментах Формирование у детей полезных навыков и привычек; воспитание культуры поведения в быту, умения беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению. Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, самостоятельное использование дидактического и наглядного оборудования в познавательной деятельности. Ежедневно
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Создание игровой экономической зоны : дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов (фабрик, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило
деньгами».
Создание мини-мастерской «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста и др.).
Создание центра сюжетно-ролевых игр.
Создание библиотеки (книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», книги энциклопедического характера о происхождении денег; рассказы, стихи, песни, пословицы и поговорки о труде).
У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребёнка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.