Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Программа тренинга с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до «Скоро в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 194
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
на Совете педагогов Заведующая МБДОУ № 194
протокол № 1 от 29.08.2017г. ___ М. Г. Цветкова
приказ № ___ от ___
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях ФГОС ДО
«Скоро в школу!»
(психологический тренинг
для будущих первоклассников)
на 2017-2018 учебный год
Разработала:
Темочки:
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
педагог-психолог МБДОУ № 194
высшей квалификационной категории
Рюгина-Семенова М. В.
г. Ульяновск
Пояснительная записка
Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы дошкольника. Но в последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция в сторону приоритета интеллектуального развития детей, при этом развитию социально-личностной сферы часто уделяется недостаточное внимание. А ведь именно с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир малыша.
Но сама по себе эмоциональная сфера не может сформироваться – ее необходимо развивать.
Вытекает необходимость создания программы, которая бы гармонично объединяла различные направления деятельности педагога — психолога и способствовала всестороннему развитию личности ребёнка-дошкольника. Ведь только согласованное функционирование эмоциональной сферы и интеллекта будет способствовать успешному выполнению ребенком любых форм деятельности.
Расширяется палитра осознаваемых эмоций, ребёнок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Таким образом, возраст 5-7 лет является периодом развития, как интеллектуальной сферы, так и эмоционально – личностной.
Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям, но также и по другим показателям.
Поведенческий показатель, т. е. умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 лет достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, т. к. это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
Мотивационный показатель, т. е. желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника – оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению.
В основу программы работы с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» положен психологический тренинг для детей подготовительной к школе группы И. Л. Арцишевской.
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Сентябрь и май рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.
Занятия носят форму тренингов : дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний.
Большинство занятий не требует специального оборудования.
При разработке психологического тренинга учитывала основные принципы дошкольного образования, согласно ФГОС :
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
• Содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основная цель данной программы — создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного всестороннего развития ребенка дошкольника.
Развивающее обучение строится с учетом возрастных особенностей детей и опирается на зону ближайшего развития. Дети, родители и педагоги являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи программы :
1. Способствовать укреплению физического и психического здоровья ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Создание условий для проявления познавательной активности, для развития памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения.
3. Способствовать самопознанию ребенка.
4. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
5. Формирование умений подчинять свое поведение нравственным нормам и правилам.
6. Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу воспитания и обучения детей;
7. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
8. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений
9. Применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
Структура программы включает в себя три блока:
• Диагностический, включающий мониторинг социально-коммуникативного развития детей 5-7 лет и развитие их познавательных способностей.
• Развивающий, состоящий из комплекса психолого-педагогических занятий с детьми 5-7 лет.
• Просветительский, включающий в себя организацию деятельности по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Формы работы:
1. Групповые занятия с детьми проводятся с учётом санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжительность занятий 30 минут, число детей в группе 8-10 человек.
2. Индивидуальная работа с детьми включает в себя входную (на начале занятий) и итоговую (в конце занятий) диагностику познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционных программ и в консультировании родителей и педагогов. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр
3. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов проводятся лекции, семинары-практикумы, тренинговые курсы, круглые столы.
Программа состоит из 27 занятий и рассчитана на 1 год.
Ведущая потребность данного возраста - потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая функция – восприятие.
Основной способ познания - экспериментирование, конструирование.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 8-10 слова и 10-12 названий предметов. К концу дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ( переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки)
В старшем дошкольном возрасте активно развивается воображение. Взаимоотношения детей: они активно вступают во взаимодействие.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Новообразования возраста : самопознание, усвоение первичных нравственных норм, появление элементов партнерского общения.
Методические рекомендации:
• учитывайте «экологию» речи: делая выводы, избегайте обобщений;
• не приклеивайте ярлыки «это хорошо», «это плохо»;
• предоставляйте детям право выбора;
• начинайте каждое занятие с минуты встречи;
• почаще используйте рефлексию по поводу прошлого занятия;
• придумывать «приветствие» могут и ведущие и сами участники;
• заканчивать занятие следует «прощанием»;
• рекомендуется подбирать для некоторых упражнений музыкальное сопровождение.
Тематический план занятий на год
№ занятия Содержание Материал
1 Упр. «Вежливые слова»
Упр. «Школьные правила»
Игра «Трутень и пчелы»
Физкультминутка
Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации
Заключительный этап
2 Упр. «Вежливые слова- вежливые ответы»
Упр. «Школьные правила»
Упр. «Отгадывание загадок»
Игра «Пол-нос-потолок»
Физкультминутка
Упр. «Фигурки из счетных палочек – 1»
Диагностическое задание «Рисунок человека»
Заключительный этап
3 Упр. «Вежливость»
Упр. «Школьные правила»
Пальчиковая гимнастика
Тест «Корректурная проба»
Задание для диагностики пространственных представлений
Физкультминутка
Упр. «Звуковые прятки»
Заключительный этап
4 Игра «трутень и пчелы»
Тренинг навыков школьного поведения
Упр. «Потопаем, похлопаем»
Упр. «Складываем и считаем»
Физкультминутка
Задание на выявления уровня зрительно-моторной координации
Заключительный этап
5 Игра «Паутинка»
Упр. «Школьные правила»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «А в школе.»
Упр. «Цветные дорожки»
Физкультминутка
Диагностическое задание «Автопортрет»
Заключительный этап
6 Упр. «Вежливые слова»
Упражнение на развитие произвольности
Физкультминутка
Игра «Трутень и пчелы»
Упр. «Классификация»
Заключительный этап
7 Упр. «Передаем по кругу»
Упр. «Говорит один — говорим хором»
Упр. «Фигурный диктант»
Физкультминутка
Упр. «Разрезные картинки»
Заключительный этап
8 Игра «Изобразим животных»
Упр. «Фигуры»
Упр. «Говорит один — говорим хором»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Соединим точки по порядку»
Упр. «Фигурный диктант»
Физкультминутка
Упр. «Третий — лишний»
Заключительный этап
9 Игра «Летает — не летает»
Упр. «Фигуры»
Упр. «Разноцветные фигурки»
Физкультминутка
Упр. «Сортировка»
Заключительный этап
10 Игра «Дотроньтесь до.»
Телесно-ориентированное упражнение «Марионетки»
Упр. «Сложим по образцу»
Физкультминутка
Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»
Упр. «Хорошо или плохо»
Пальчиковая гимнастика
Заключительный этап
11 Игра «Робот»
Упр. «Правильно — неправильно»
Упр. «Клеточный диктант»
Физкультминутка
Упр. «Что в мешочках?»
Рисование «Подарок Деда Мороза»
Заключительный этап
12 Игра «Пол-нос-потолок»
Упр. «Симметрия»
Сенсомоторное упражнение «Ладонь-кулак-ребро»
Упр. «Что исчезло?»
Физкультминутка
Упр. «Фигурки из треугольников»
Заключительный этап
13 Игра «Море волнуется»
Игра «Отгадай»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Внимание — рисуем!
Физкультминутка
Рисование «Зимняя картинка»
Заключительный этап
14 Игра «Карусели»
Упр. «Звуковые прятки»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Внимание — рисуем!»
Упр. «Узоры»
Физкультминутка
Упр. «Говорит один — говорим хором»
Заключительный этап
15 Игра «Скажем наоборот»
Упр. «Складываем буквы»
Упр. «Угадаем цифры»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Отличительные признаки»
Физкультминутка
Упр. «Чужое слово»
Упр. «Точечный диктант»
Заключительный этап
16 Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем»
Игра «Пол-нос-потолок»
Игра «Угадаем словечко»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Четвертый — лишний»
Физкультминутка
Упр. «Самолеты»
Заключительный этап
17 Игра «Броуновское движение»
Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»
Упр. «Кто кем был? Кто кем будет?»
Упр. «Клеточный диктант»
Физкультминутка
Игра «Запретное слово»
Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица
Заключительный этап
18 Игра «Земля-вода-воздух»
Упражнения с карандашом
Упр. «Внимание — рисуем!»
Упр. «Чем отличаются?»
Упр. «Домики»
Физкультминутка
Упр. «Посчитай-ка!»
Заключительный этап
19 Игра «Пар-вода-лед»
Сенсомоторное упражнение «лежачая восьмерка»
Расслабляющий массаж головы, ушных раковин, мышц лица, артикуляционные упражнения
Упр. «Ассоциативные цепочки»
Упр. «Фигурный диктант»
Физкультминутка
Упр. «Сложим квадраты»
Заключительный этап
20 Игра «Запретное движение»
Упр. «Загадки»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Необычные картинки»
Физкультминутка
Упр. «Незавершенные фигуры»
Заключительный этап
21 Игра «Дотронься до.»
Упр. «Божья коровка»
Упр. «Что следующее?»
Физкультминутка
Упр. «Закончим предложения»
Упражнение на расслабление
Заключительный этап
22 Игра «Аист-лягушка-солдат»
Упр. «сравнение геометрических фигур»
Упр. «Что изменилось?»
Физкультминутка
Игра «Пол-нос-потолок»
Упр. «Отличающаяся картинка»
пальчиковая гимнастика
Заключительный этап
23 Игра «Зайцы и волки»
Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»
Пальчиковая гимнастика
Упр. «Посмотрим, запомним, нарисуем»
Упр. «Один — много»
Физкультминутка
Упр. «Фигурки из счетных палочек-2»
Заключительный этап
24 Игра «Кто быстрее?»
Упр. «Кто так говорит?»
Упр. «Слушаем и выполняем»
Физкультминутка
Упр. «Мое — не мое»
Заключительный этап
25 Психогимнастическое упражнение «Незнайка»
Пальчиковая гимнастика
Упр. Какое слово лишнее?»
Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми»
Физкультминутка
Упр. «Угадай букву»
Заключительный этап
26 Игра «Раз, два, три — фигура замри!»
Игра «Трутень и пчелы»
Упр. «Хорошо или плохо?»
Логические задачи «Домики»
Физкультминутка
Упр. «Скажем ласково»
Заключительный этап
27 Игра «Пропускаю только.»
Диагностическое задание на выявление преобладания учебной или игровой мотивации
Пальчиковая гимнастика
Игра «Да и нет не говорим»
Физкультминутка
Упр. «Посмотрим, запомним, нарисуем»
Логические задачи «Домики»
Заключительный этап
Каждое занятие содержит в себе:
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Программа учитывает все основные особенности развития, свойственные возрасту детей 5-7 лет :
1. Повышение познавательной активности.
2. Совершенствование сенсорной функции.
3. Активное развитие всех сфер психики ребёнка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, коммуникаций, эмоций).
Диагностический блок:
Включает в себя:
Технологическую карту обобщенных данных по диагностике личностных и познавательных особенностей развития детей.
Цель: определение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и создание условий для их гармоничного развития.
Данные карты заполняются педагогом-психологом 2 раза в год (в начале и конце учебного года) по результатам наблюдения за детьми и обрабатывается педагогом-психологом.
Просветительский блок:
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей 5-7 лет.
Задачи, решаемые при взаимодействии с педагогами:
формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями, направленного на оптимизацию процесса социализации.
развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей 5-7 лет.
обмен опытом между членами педагогического коллектива.
повышение социально-психологической культуры педагогов.
развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Результатом реализации программы работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО «Скоро в школу!» (психологический тренинг для будущих первоклассников) является:
1. Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного развития ребенка дошкольника.
2. Сформированность у ребенка положительного образа «Я» и адекватной самооценки, владение социально приемлемыми способами поведения.
3. Повышение познавательной активности воспитанников, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческой фантазии и речи.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей 5-7 лет на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
5. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей 5-7 лет.
6. Создание партнерских доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, активизация позиции родителей и педагогов в вопросах воспитания и гармоничного развития детей.
Предлагаемая программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО «Скоро в школу!» (психологический тренинг для будущих первоклассников) рекомендована к использованию педагогам-психологам и воспитателям групп дошкольных образовательных учреждений.
Список используемой литературы
Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 64с. + CD.
1. Андреева А. Д., Вохмятина Т. В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. – М., 1994.
2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 64с.
3. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 64с. + CD.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики. - М., 2005.
5. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы и коррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2011.
6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.
7. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М, 1996.
8. Ильина М. Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. - СПб, 2006.
9. Кряжева И. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
10. Клюева И. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
11. Крюкова С. В., Донскова Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь…Программа групповой психологической работы с дошкольниками. – М. : Генезис, 2014. – 272с.
12. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М., 2008.
13. Мартыненко Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений. – М. : Национальный книжный центр, - 2016. – 60с. + CD.
14. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998.
15. Модестова Г. В. Скоро в школу. Экспресс-программы подготовки и развития. - Спб., 2006.
16. Невзорова Н. И. «Запоминай-ка». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. – М. : Национальный книжный центр. – 2017. – 80с. + CD.
17. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столыпина. – М., 1995.
18. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М., 2000.
19. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
20. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М. : Национальный книжный центр, 2017. – 64с. (Психологическая служба).
21. Тихомирова Л. Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 2000.
22. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
23. Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группа. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 128с. + CD. – (Психологическая служба).
24. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе. – М. : Национальный книжный центр, - 2017. – 48с. + CD.
25. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. – М., 2005.
26. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Ковалевой. – М., 1998.