Ольга Гей
Программа социального педагога на период летних каникул «Радуга лета»
Пояснительная записка.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития
творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, во-влечения детей в новые социальные связи. Летние каникулы - это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут многому научиться и с пользой провести время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывает лето. Постоянная смена впечатлений, встреча с чем-то неизвестным, неизведанным. Это время, когда дети имеют возможность заняться собой, своими увлечениями, снять психологическое напряжение, накопившееся за год.
Публикация «Программа социального педагога на период летних каникул „Радуга лета“» размещена в разделах
Где ещё школьник может почувствовать себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул? Ведь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, а также беречь и любить природу, творить добро.
Одним из важных аспектов педагогической деятельности в летний период является организация интересного, безопасного летнего отдыха. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный и безопасный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Для этого социальному педагогу необходимо решить непростые вопросы:
- какие формы и методы использовать для организации детских мероприятий,
- научить чему-то новому, способствовать развитию познавательного интереса,
- сплотить детский коллектив, который будет способствовать приобретению новых друзей,
Программы нацелена на создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, научить ребенка быть полезным, делать хорошие и добрые поступки.
Задачи программы :
- организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
- организация совместной деятельности детей и взрослых.
- оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
- формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровой тренинги
- Игры на сплочение коллектива
- Работа по развитию творческих способностей детей.
Коллективно – творческие дела:
- Просмотр фильмов
- Игры –развлечения, викторины, соревнования
-Экологические марафоны
Работа по привитию навыков самоуправления:
- Выявление лидеров, генераторов идей
- Распределение обязанностей между детьми
- Закрепление ответственных по различным видам поручений
- Организация общественно - полезной работы с детьми
Участники программы
Дети в возрасте 7-17 лет.
Диагностический материал.
Анкета для воспитателей
Уважаемый коллега, приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем летнего отдыха. Просим вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы.
1. Нравится ли вам работать в летний период?
- да;
- больше да, чем нет;
- трудно сказать;
- больше нет, чем да;
- нет.
2. Что больше всего удается в работе по организации летнего отды-ха?
Что необходимо сохранить, сделать традицией?
3. Что больше всего не устраивает вас в работе?
От чего необходимо избавиться в первую очередь? ___
4. Оцените, пожалуйста, свою удовлетворенность отношениями с
воспитанниками:
- полностью удовлетворен;
- удовлетворен;
- трудно сказать;
- не удовлетворен;
- совершенно не удовлетворен.
5. Удовлетворены ли вы своими отношениями с коллегами?
- полностью удовлетворен;
- удовлетворен;
- трудно сказать;
- не удовлетворен;
- совершенно не удовлетворен.
6. Каким вы представляете наше учреждение?
Попробуйте его описать наиболее подходящими словами или стро-кой
стихотворения, схемой или рисунком.
7. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:
Главной целью работы в летний период является…___
Воспитанник нашего учреждения должен обла-дать…___
8. Что вы предлагаете ввести нового в работу на летний период, что-бы в нем было приятно отдыхать и работать.
Спасибо!
Анкета для детей
Дорогой друг, давай поразмышляем о летнем отдыхе, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в жизни нашего учреждения, что в нем необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш летний отдых незабываемым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим друзьям ответить на следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе самому период летних каникул?
Подчеркни один их предложенных ответов:
- да
- больше, чем да
- трудно сказать (и да, и нет)
- больше нет, чем да
- нет
2. Чем больше всего тебе хотелось бы заниматься летом?
3. Чем ты любишь заниматься летом дома?
4. Если бы ты стал начальником соц защиты, то какие изменения внес бы в жизнь нашего учреждения?
5. А сейчас предлагаем выполнить небольшое задание. Внимательно прочитай ниже перечисленные утверждения и оцени по предлагаемой шкале, в какой степени ты согласен с ними:
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – совершенно не согласен
• Я утром просыпаюсь с радостью 01234
• У меня обычно хорошее настроение 01234
• У нас хорошие воспитатели 01234
• К нашим воспитателям можно обращаться за советом и помо-щью в трудной ситуации 01234
• У меня есть любимый воспитатель 01234
• Я всегда свободно могу высказать свое мнение 01234
• Я считаю, что в нашем СРЦН-е созданы все условия для развития моих способностей 01234
• У меня есть любимые дела 01234
• Я считаю, что «Камышеватский СРЦН» мне помогает подготовиться к самостоятельной жизни 01234
Спасибо!
Экспресс- метод выявления лидеров в детском коллективе
Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов.
Кто в группе:
1. …самый умный -
2. …самый смелый -
3. …самый болтливый -
4. …самый красивый -
5. …самый опаздывающий -
6. … наша гордость -
1. С кем из ребят тебе всегда интересно?
___
2. Кого бы ты взял с собой в поход?
___
3. Его называют «душа компании» : ___
4. Он (а) всегда меня поддержит: ___
Спасибо!
Анкета (последний летний день) :
Что ты ожидал (а) от летнего отдыха?
___
Что тебе понравилось у нас летом?
___
Что тебе не понравилось?
___
Изменился (-ась) ли ты как личность за время пребывания у нас?
Если изменился (-лась, то, что с тобой произошло?
___
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
___
Какие из мероприятий оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
___
Было ли тебе скучно?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло? О чем?
___
Что из того, что ты получил (-а) в нашем учреждении, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас? ___
Что бы ты хотел (-а) пожелать себе?
___
Что бы ты хотел (-а) пожелать другим ребятам?
___
Что бы ты хотел (-а) пожелать педагогам?
___
Самое важное событие в летний период? Было или оно?
___
Переживал ли ты здесь такие состояния?
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/ “Меня не поняли” / “Я нужен!” / Счастье / (подчеркни)
– Что нового ты узнал про себя?
___
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился за лето?
___
Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей?
СПАСИБО! за___(КОМУ) ___
СПАСИБО! за___(КОМУ) ___
СПАСИБО! за___(КОМУ) ___
Закончи предложения:
Я рад, что
Мне жаль, что
Я надеюсь, что
Твое имя, фамилия и автограф на память
___
СПАСИБО!
Тестовая методика «Дом»
Каждый ребенок любит рисовать, творить, экспериментировать красками, фломастерами, карандашами. Рисунок может рассказать о характере вашего воспитанника, о его внутреннем мире, эмоциональном со-стоянии и настрое. В рисунке ребенок выражает свои эмоции, чувства, вкладывает душу в него. На основании детского рисунка можно также определить, какие у ребенка взаимоотношения с родителями в семье и со сверстниками в детском саду, школе. Не случайно, перед тем как принять ребенка в школу, педагоги и психологи просят его нарисовать традиционные тесты: «моя семья», «ДДЧ» (дом, дерево, человек) и другие. Конечно, полностью с помощью рисунков нельзя исследовать личность, но больше узнать о внутреннем мире ребенка, о том, что его тревожит, можно.
Дом изображен большим, значит, ваш ребенок общительный, гостеприимный
Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта.
Стены. Ребенок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок стремится к лидерству.
Двери. Открыты — это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери — неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность.
Окна. Большие, открытые — коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон — ребенок хочет больше общаться со сверстниками.
Занавески на окнах — проблемы в общении. Решетки на окнах — показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на нижнем этаже, а только наверху, под крышей, — это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.
Крыша. Нарисована жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит, ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши — ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов. Труба. Густой дым — внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма — недостаток общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши — ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.
Тестовая методика «Винни-Пух и его друзья»
Цель: определение уровня самооценки
Инструкция: выбери любимого героя из м/ф «Винни-пух и его друзья»
Тигра
Это жизнерадостные, никогда не унывающие люди, которые с легкостью готовы поделиться с окружающими своим хорошим настроением. Из Тигров могут получиться отличные лидеры, своим напором они способны «сдвинуть с места гору». Однако Тиграм часто не хватает усидчивости, внимания, что способно привести к неудачам в любом, даже самом интересном деле. При первых затруднениях они могут потерять интерес к работе и с энтузиазмом взяться за новую деятельность, которую также не до-ведут до конца. Тигры могут быть успешны в спорте, творческих делах, а также политической деятельности (при наличии спокойного, рассудительного помощника).
Винни-Пух
У Пуха развита аналитическая деятельность: он привык рассуждать над
каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. Пух охотно принимает участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины. Пухи могут хорошо учиться: не-которая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения постав-ленных перед ними задач. Среди Пухов немало левшей. Из Пухов нередко получаются успешные специалисты в самых различных сферах деятельности. Учитывая их способность мыслить абстрактно, они могут быть врача-ми и писателями, экономистами и предпринимателями.
Пятачок
Пятачков, как правило, любят и принимают в любой компании. С ними легко, они внимательные слушатели, добрые и откровенные друзья. Однако Пятачки часто бывают несамостоятельными. Им становится труд-но, если рядом нет лидера, которому Пятачки стараются подражать в одежде, поведении, словах. Из Пятачков получаются хорошие заместители руководителей, специалисты в области средств массовой информации, торговом бизнесе.
Иа-Иа
Люди типа Иа романтичны, тонко чувствуют красоту окружающего мира, но при этом не всегда понимают чувства других людей. Правда, последнее не мешает им быть отличными манипуляторами — Иа могут организовать ситуацию так, что другие люди будут выполнять их желания, да-же не подозревая о том, что ими манипулируют. Иа могут быть успешны-ми в деятельности, где нет необходимости в постоянном контакте с другими людьми. Из них получаются хорошие программисты, дизайнеры, исследователи.
Кролик
Среди Кроликов много тех, кто не боится взять на себя ответственность и роль лидера в сложной ситуации. В отличие от лидера Тигры они талантливые менеджеры, организаторы. Кролики могут обладать разно-сторонними способностями, развитой эрудицией, однако они часто пере-оценивают свои возможности. Смело взяв на себя руководство делом, они не всегда могут довести его до конца. Кролики могут быть успешны в банковском деле; из них получаются отличные юристы, а также топ-менеджеры.
Сова
Совы — настоящие интеллектуалы. Это люди, способные на основе анализа делать удивительно точные выводы. Они добры, не жадны, но не-сколько рассеянны. Вместе с тем Сов не стоит обижать: милая рассеянность не мешает при необходимости успешно постоять за себя. Совы — хорошие преподаватели, юристы и врачи, а также работники профессий, требующих разносторонних знаний и умения анализировать.
Содержание
I. Диагностика и анкетирование
1. Анкета для воспитателей
2. Анкета для детей
3. Экспресс-метод выявления лидеров в детском коллективе
4. Анкета для детей заключительная
5. Тестовая методика «Дом»
6. Тестовая методика «Винни-Пух и его друзья»
II. Сценарии для организации летнего отдыха
1. Экологический конкурс «Знатоки леса»
2. Экологическая викторина «Берегите землю, берегите!»
3. Спортивное мероприятие «Сказочная эстафета»
4. Спортивное мероприятие «Большая шуточная Олимпиада»
5. Игра - путешествие по станциям «Форд Боярд»
6. КВН «Все сказки в гости к нам»
7. Игра – путешествие «Космические дали»
8. Спортивно-игровая программа «Летние приключения»
II. Цикл бесед о дорожной безопасности для детей
1. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
2. Организация движения
3. Светофорное регулирование
4. Дорожные знаки
5. Движение вдоль железнодорожного полотна
6. Обязанности пешеходов
7. Безопасное движение
8. Что мы знаем о безопасности на дорогах?
9. Викторина «Знаешь ли ты?»
Список используемой литературы
1. Воронова, Л. Почтальон детских приветов: сценарий конкурсно-игровой программы для детей начальной школы /Л. Воронова //Сценарии и репертуар. – 2012.
2. Григорьева, Г. Мы летим к другим планетам – извещаем вас об этом: массовка для детей /Г. Григорьева //Сценарии и репертуар –2011
3. Сафонова, Т. Толстячок: юмористическая зарисовка для летнего лагеря /Т. Сафонова //Сценарии и репертуар. – 2012.
4. Интернет ресурсы.