Татьяна Кузнецова
Программа социального партнёрства с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
социального партнёрства с семьёй
воспитателя МБДОУ детского сада №20 г. Павлово
Кузнецовой Татьяны Владимировны
на период 2019-2022 гг.
Цель программы :
Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и детского сада.
Задачи:
- Собрать и проанализировать сведения о родителях (законных представителях) и детях для изучения семей, их трудностей и запросов.
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй» размещена в разделах
- Оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, развитии их индивидуальных способностей: осуществлять педагогическое просвещение родителей, реализовывать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
- Формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы;
- Внедрить эффективные технологии в практику педагогического партнерства, способствующих повышению потенциала взаимно доверительных и взаимно ответственных отношений.
Пояснительная записка:
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного образования с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагогов с родителями.
Семья была, есть, и останется в обозримом будущем, самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на подрастающего человека сильнее влияния других социальных институтов. В ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. Таким образом, необходимо укреплять связи с семьями воспитанников, добиваться единства требований по воспитанию и развитию детей.
Программа социального партнерства с семьей (далее Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
Уставом МБДОУ д/с №20 г. Павлово
Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с №20
г. Павлово
Цель: Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
1. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
4. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
5. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Принципы социального партнерства с семьей
1. открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. индивидуальный подход;
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления взаимодействия с семьей
Информационно – аналитическое
Познавательное
Информационно – наглядное
Досуговое
Практическое
В ДОУ наряду с воспитателями с родителями взаимодействуют специалисты:
- музыкальный руководитель
- педагог – психолог
Организация процесса взаимодействия:
- Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребёнка, признавая её важнейшую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании ребёнка и ухода за ним.
- Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй. Этот принцип предполагает рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятия решений относительно стратегии образования ребёнка.
- Проявлять гибкость и чуткость, представлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребёнка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Единое образовательное пространство «детский сад – семья», обеспечивающее целостное развитие дошкольника.
Формы партнерства взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на 2014-2017 гг.
Направление 2019-2020 гг. 2020-2021гг. 2021-2022гг.
Информационно-аналитическое
(Сбор и анализ сведений о семьях, их запросов и трудностей).
Анкетирование «Сведения о семье».
Изучение медицинских данных детей, их групп здоровья.
Опрос «Роль игры в жизни ребёнка». Наблюдение, патронаж отдельных семей.
Создание альбома «Здоровый образ жизни в моей семье».
Анкетирование «Как Вы оцениваете речевое развитие Вашего ребёнка». Корректирование сведений о семье.
Анкетирование «Значение развитой речи ребёнка при подготовке к школе».
Опрос «Ваша оценка работы
ДОУ в учебном году».
Познавательное
(Психолого- педагогическое просвещение родителей).
Родительские собрания:
«Задачи развития и обучения на предстоящий учебный год».
«В сказку мы играем - речь детей развиваем».
«Задачи и мероприятия ДОУ, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей в летний период».
Практикум «Обогащение словаря ребёнка дома и на улице».
Консультации:
«Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников».
«Прививка против гриппа».
«Игры на развитие артикуляционного аппарата».
«Польза прогулки на свежем воздухе».
«Ребёнок – зеркало родителей».
«Профилактика энтеровирусных инфекций».
«Самообслуживание ребёнка среднего возраста».
«Витамины на грядке».
«Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи ребёнка».
«Одеваемся по погоде».
«Значение игр на развитие мелкой моторики рук».
Дискуссия на сайте «».
Родительские собрания:
«Возрастные особенности детей 6-го года жизни»,
«Речь старшего дошкольника».
«Особенности гендерного воспитания детей».
«Воспитание ребёнка в семье».
Консультации:
«Настольно-печатные игры, развивающие грамматический строй речи».
«Ребёнок и дорога».
«Особенности воспитания девочек и мальчиков».
«В кругу семьи».
«Русские народные сказки и речь детей».
«Рассказываем сказку с помощью лэпбука».
«Правильно ли говорит ваш ребёнок».
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
«У ребёнка тоже есть права».
«Компьютер или книга?».
«Мастерим настольную игру вместе с ребёнком».
«Речь родителей – пример для подражания».
открытых дверей
Открытый показ НОД :
«Небылицы» (РР).
«Учимся быть вежливыми» (РР).
Мастер – класс от родителей «Моя профессия». Родительские собрания:
«Развитие детей 7-го года жизни.
«Школа ждёт ребят».
«Воспитываем игрой».
«Вопрос логопеду».
«Готовность к школе».
Консультации:
«Развиваем связную речь детей с помощью игр с предметами и игрушками».
«Правила поведения в общественных местах города.
«Доброта спасёт мир».
«Дидактическая игра и компьютер».
«Ребёнок и школа».
«Словесные игры на прогулке».
«Воспитываем нравственные качества».
«Зимние забавы».
«Поведение в природе».
«Профилактика гриппа и ОРВИ».
«Подготовка руки к письму».
«Когда ребёнок лжёт».
«Ребёнок застенчив».
«Детские страхи».
Мастер-класс для родителей по изготовлению настольной дидактической игры. (РР)
Консультации на официальном сайте
Круглый стол с участием учителя начальных классов школы №3.
Открытый показ НОД :
«Рассказы по картинкам». (РР)
«Обучение рассказыванию по картинкам». (РР)
Дискуссия на сайте: «Нужен ли компьютер дошкольнику?».
Информационно-наглядное
Оформление информационных стендов в приемной (режим дня, сетка НОД, советы психолога и т. п.)
Папка – передвижка «Задачи развития речи детей 5-го года жизни».
Памятка «Критерии развития речи детей».
Информационный стенд «Учимся говорить правильно!»
Оформление информационных стендов в приемной (режим дня, сетка НОД,
советы психолога и т. п.)
Информационный стенд «Будьте здоровы!»
Папка-передвижка «Летний отдых с родителями».
Памятка «Пальчиковая гимнастика».
Папка – передвижка «Заучивание стихотворений с ребёнком».
Оформление информационных стендов в приемной (режим дня, сетка НОД, советы психолога и т. п.)
Информационный стенд «Умные детки».
Информационный стенд «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников».
Памятка «Правильная речь дошкольника».