Ирина Рудневская
Программа социального партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Публикация «Программа социального партнерства» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Работая с детьми дошкольного возраста, приходиться сталкиваться с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Понимая важность этой проблемы, нужно поставить перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создать необходимую предметно – развивающую среду, приобрести игры и пособия для развития мелкой моторики, или сделать своими руками.
В своей практике по развитию мелкой моторики раннего возраста я использую нетрадиционные методы развития мелкой моторики, а именно; игры с бумагой, упражнения с мячиком Су-Джок и игры с мелкими предметами.
Игры с бумагой, во-первых, в процессе кропотливой работы у детей развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Во-вторых, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. В-третьих, формируются конструктивное мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.
Взяв в руки бумагу, можно сделать из нее мяч,шар,снежок и поиграть в «Мишень»или сделать колобка и его семью, смяв листы разного размера. Различные виды бумаги, можно рвать пальчиками разного размера и поиграть с куклами, приготовив обед или корм для цыплят, а также просто нарвать разного размера и посмотреть на что похоже. Также можно нарвать белую бумагу очень мелко и устроить с детьми снегопад, и многое другое. Все игры с бумагой помогают детям развивать мелкую моторику рук и способствует запуску и развитию речи.
Массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Разрабатывать тонкие движения руки можно с помощью игр и занятий с использованием мелких предметов. Одной из таких игр является «Сортер». Эта игра вырабатывает точность и согласованность движений рук, ловкость пальцев. Пинцетом нужно взять маленький мягкий пунпон определенного цвета и положить в стаканчик такого же цвета и т. д. Также можно поиграть с крупой (пересыпание, сортировка, наполнение). Крупу можно использовать, как песок, устроить раскопки для детей, спрятав в крупе предметы, которые они будут искать. Еще я использую шнуровки, резинки, бумажный скотч, пуговицы, трубочки и другое.
Цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через нетрадиционные методы.
Задачи:
Развивать мелкую моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего дошкольного возраста.
Формировать у детей воображения и навыки наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Расширять представления о многообразии нетрадиционных методах развития мелкой моторики рук.
Формировать умение использовать в играх разнообразные материалы и предметы; развивать двигательную координацию кистей и пальцев рук; развивать зоркость, внимательность, фантазию.
Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
Ожидаемые результаты: Дети владеют простейшими техническими приемами работы с различными материалами и предметами, ; родители воспитанников активно участвуют в работе по развитию мелкой моторики рук, с использованием нетрадиционных технологий, с различными предметами и материалами дома; Центр развития речи и сенсорики пополнен различными играми с бумагой, Су-Джок массажерами и играми с разнообразными мелкими предметами.
Форма отчета по проделанной работе: Отчет с анализом, выводами.
План работы на 2023 - 2024 учебный год
Месяц Деятельность педагога Содержание
работы с детьми Содержание работы с родителями Форма представления результатов
Сентябрь Изучение педагогического опыта работы по теме в методической литературе, в сети интернет.
Разработать план работы по теме самообразования на учебный год.
Составление перспективного планирования по развитию мелкой моторики, через нетрадиционные технологии в совместной деятельности
Диагностика Анкетирование родителей по вопросу развития мелкой моторики детей.
(Исследовать воспитательный потенциал семьи). Анкета для родителей
Составление картотеки литературных источников
Октябрь Оснащение предметно- развивающей среды необходимым оборудованием и пособиями
Использование нетрадиционную технологию игр с бумагой.
Цель: познакомить с бумагой, ее свойствами и предназначением.
Темы: «Смятая бумага», «Колобок», «Найди сюрприз», «Обед для кукол», «Тропинка», «Веселая полянка»
Консультация
«Чем полезны игры с бумагой» План работы по самообразованию
Ноябрь Разработка картотеки дидактических игр и физминуток с использованием бумаги. Продолжать использовать игры с бумагой для развития моторики рук
Цель: Научить использовать бумагу в играх, развивать воображение, глазомер, моторику рук, научить складывать бумагу
Темы: «На что это похоже», «Рулончики», «дождь и снег», «Волшебный сгиб», «Сложи меня» Разместить игры с бумагой в чат группы для домашнего развития Статья для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через игры с бумагой».
Декабрь Консультация для педагогов
«Использование Су-Джок массажера в работе с детьми раннего возраста» Использование Су-Джок массажера
Цель: Познакомить детей мячиками Су-Джок. Научить катать на бумаге, вперед-назад, по кругу, пальчиками по ладони. Учить перекладывать мяч.
Темы: «Мяч», «Черепаха», «Прокатывание шариков», «Будь здоров», «Шарик пальчиком катаю» Знакомить родителей с возможностями Су-Джок терапии
Размещение в родительских чатах видео «Детки в мячики играют»
Январь Разработка и публикация на интернет портале статьи по теме самообразования Продолжать использовать мяч Су-Джок
Цель: Продолжаем развивать моторику рук с помощью Су-Джок, Научить сжимать мяч сначала рукой, потом другой. Научить сжимать поочередно пальчиками мячик, держа его в руке.
Темы: «Веселый мяч», «Испечем мы каравай», «Пинцет», «Ловкие пальчики», «Ежик», Выступление на родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством нетрадиционных технологий» Картотека дидактических игр и физминуток с использованием массажера Су-Джок
Протокол родительского собрания
Февраль Круглый стол для молодых педагогов по теме: «Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи детей» Использование техники
Цель: Продолжать знакомить детей с Су-Джок терапией. Познакомить с кольцами массажерами. Учить надевать кольца на пальчики поочередно.
Темы: «Мячик-ежик», «Поиграем с ежиком», «Колечко», «раз, два, три, четыре, пять», «Мальчик-пальчик»,
Мастер-класс с родителями по теме «Колючие мячики»
Размещение в родительский чат фото с занятий.
Март Оформление презентации «Использование мелкие предметы в работе с детьми раннего возраста» Внедрение технологии –игры с мелкими предметами Использовать мелкие предметы для развития мелкой моторики
Цель: Научить сортировать мелкие предметы; Научить пальчиками рук раскапывать мелкие предметы.
Темы: «Накорми курочку и петушка», «Обед для Кати» «Сюрприз», «Раскопки», «Найди и положи» Создание буклетов для родителей «Пальчики играют, речь нам развивают» Презентация «Использование мелкие предметы в работе с детьми раннего возраста»
Апрель Работа по обобщению опыта по теме Познакомить с разнообразием использования мелких предметов для моторики рук
Цель: Научить распутывать предметы от ниток; Учить насыпать пересыпать пальчиками мелкие предметы, крупу.
Темы: «Спаси животных», «Распутай животных», «Освободи мячики», «Помогаем Мышке», «Наполни бутылку» Памятка для родителей «Учите пересыпать, насыпать Мелкие предметы, крупу, начиная с крупной». Статья: «Уголок для игр с мелкими предметами дома»
Выставка работ «Всей семьей играем дома»
Май Обобщение педагогического опыта по данной теме. Темы: «Осьминог», «Сортер», «Намотай на палочку»
Диагностика Выступление на родительском собрании по результатам работы с детьми по теме Отчет по результатам работы.
Материал по обобщению опыта