Светлана Климова
Программа «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Поступление в школу – важное событие в жизни детей. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации. Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития, он будет испытывать определенные трудности в школе.
Публикация «Программа „Скоро в школу“» размещена в разделах
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.
Большой проблемой является то, что родители уделяют большее внимание умственному развитию ребёнка, когда общая психологическая готовность еще не достигнута.
Это состояние имеет симптомы:
- отсутствие мотивации на постоянное пополнение багажа знаний;
- проблем с адаптацией в группе ровесников; непринятие социального статуса ученика;
- несоответствие требованиям классного руководителя.
Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, оно связывает качества личности и интеллект. Большинство родителей готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, а личность ребенок остается незрелой. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу.
Впервые о психологической зрелости говорили педагоги-исследователи Ушинский и Леонтьев. Первый считал, что противопоказанием к обучению в школе является бессвязность речи, нарушение внимания, логопедические проблемы. Ученый Леонтьев считал, что признаком готовности дошкольника является управление своим поведением.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация, что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что, в свою очередь, обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем.
Цель программы :
психологическая подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению.
Задачи программы :
1. Профилактика школьной дезадаптации
2. Развитие связной речи
3. Подготовка руки к письму
4. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций
5. Развитие когнитивных процессов
6. Развитие способности адекватно оценивать свои возможности, достижения и личностные качества
Психологические особенности детей 6-7 лет
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых образований является базой для создания психологических условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий развития. Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной нервной системы. Также для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.
Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.
Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста
Планируемые результаты:
1. Ссформированность позитивного отношения к школе
2. Повысится уровень психологической готовности детей к бучению в школе
3. Более развиты интеллектуальная, эмоционально-волевая и мотивационная сферы
4. Более сформирована готовность руки к письму
5. Более развиты мелкая моторика рук и зрительно-двигательные координации.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование к программе психологической подготовки детей к школьному обучению «Скоро в школу».
Занятие 1.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Колечки»
3. чтение сказки «Создание лесной школы»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. корректурная проба
7. рефлексия
Сентябрь 1-я неделя
Занятие 2.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Колечки»
3. чтение сказки «Букет для учителя»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. «Путаница»
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 3.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь»
3. чтение сказки «Смешные страхи»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. танграммы
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 4.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь»
3. чтение сказки «Игры в школе»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. назови по группам
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 5.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка»
3. чтение сказки «Школьные правила»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. обведи по точкам
7. рефлексия
Октябрь 1-я неделя
Занятие 6.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка»
3. чтение сказки «Собирание портфеля»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. «Нелепицы»
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 7.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «сарай-дом с трубой-пароход»
3. чтение сказки «Белочкин сон»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. графический диктант
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 8.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «сарай-дом с трубой-пароход»
3. чтение сказки «Госпожа Аккуратность»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. продолжи ряд
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 9.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Лезгинка»
3. чтение сказки «Жадность»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. танграммы
7. рефлексия
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 10.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Лезгинка»
3. чтение сказки «Волшебное яблоко (воровство)»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. соедини цифры
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 11.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Фонарики»
3. чтение сказки «Больной друг»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. дорисуй 2-ю половину
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 12.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Фонарики»
3. чтение сказки «Домашнее задание»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. скопируй узор
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 13.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка»
3. чтение сказки «Школьные оценки»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. повтори узор
7. рефлексия
Декабрь 1-я неделя
Занятие 14.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка»
3. чтение сказки «Ленивец»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. нарисуй элементы
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 15.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка»
3. чтение сказки «Списывание»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. нарисуй по точкам
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 16.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка»
3. чтение сказки «Подсказка»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. продолжи ряд
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 17.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь»
3. чтение сказки «Обманный отдых»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. графический диктант
7. рефлексия
Январь 2-я неделя
Занятие 18.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь»
3. чтение сказки «Бабушкин помощник»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. «Нелепицы»
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 19.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Кулак-ребро-ладонь»
3. чтение сказки «Прививка»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. нарисуй по точкам
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 20.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Колечко»
3. чтение сказки «Подарки в День рождения»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. дорисуй вторую половину
7. рефлексия
Февраль 1-я неделя
Занятие 21.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Колечки»
3. чтение сказки «Ябеда»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. Загадки о школе
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 22.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка»
3. чтение сказки «Шапка-невидимка»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. корректурная проба
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 23.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Флажок-рыбка-лодочка»
3. чтение сказки «Задача для Лисёнка (ложь)»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. запомни и расставь точки
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 24.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Сарай-дом с трубой-параход»
3. чтение сказки «Спорщик»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. нарисуй по клеточкам
7. рефлексия
Март 1-я неделя
Занятие 25.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Сарай-дом с трубой-параход»
3. чтение сказки «Обида»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. скопитуй узор
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 26.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Лезгинка»
3. чтение сказки «Хвосты»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. повтори ритм
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 27.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Лезгинка»
3. чтение сказки «Драки»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. графический диктант
7. рефлексия
4-я неделя
Занятие 28.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Фонарики»
3. чтение сказки «Грубые слова»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. дорисуй вторую половину
7. рефлексия
Апрель 1-я неделя
Занятие 29.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Фонарики»
3. чтение сказки «Дружная страна»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. продолжи ряд
7. рефлексия
2-я неделя
Занятие 30.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка»
3. чтение сказки «Гордость школы»
4. беседа по сказке
5. работа в прописи
6. скопируй узор
7. рефлексия
3-я неделя
Занятие 31.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Зайчик-колечко-цепочка»
3. беседа на тему: «Как вести себя в школе»
4. работа в прописи
5. графический диктант
6. рефлексия
4-я неделя
Занятие 32.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка»
3. беседа на тему: «Взаимовыручка в школе»
4. работа в прописи
5. нарисуй по точкам
6. рефлексия
Май 1-я неделя
Занятие 33.
1. приветствие
2. кинезиологический комплекс «Ножницы-собака-лошадка»
3. загадки о школе
4. работа в прописи
5. скопируй узор
6. рефлексия
2-я неделя