Наталья Шулакова
Программа «Шаги к здоровью», для группы среднего возраста ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Обвинский детский сад»
Программа
дополнительного образования
«Шаги к здоровью»
(для детей разновозрастной группы второго младшего и среднего возраста)
С. Обвинск, 2012
1. Введение. Пояснительная записка.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Его значимыми факторами являются: система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, организацию медицинской помощи.
Публикация «Программа „Шаги к здоровью“, для группы среднего возраста ДОУ» размещена в разделах
В программе «Шаги к здоровью» представлена система педагогической деятельности по формированию здоровья, здорового образа жизни детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Основное назначение программы (цель) – содействие дошкольнику в полноценном психическом и физическом развитии в детском саду, семье; создание условий для укрепления индивидуального здоровья; приобщении к здоровому образу жизни.
Программа предусматривает обучение дошкольника основам здоровьесбережения, взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Здоровьеобразующую деятельность предполагается проводить в различных формах: игра, тренинг, соревнование, поход, праздник, физкультурно-оздоровительная пауза и др., используя традиционные и современные педагогические методики и технологии. Продолжительность занятия (мероприятия) – от 15 до 30 минут, корректируется в зависимости от времени года, экологических и иных условий. Содержание интегрировано в непосредственно образовательную деятельность, другие режимные моменты; способствует расширению, углублению и обновлению содержания основной образовательной программы и образовательных стандартов.
Курс составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, строится в тесном сотрудничестве с их семьями. Обучение детей предполагается проводить в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях, с Программой обучения и воспитания в ДОУ, иными нормативными документами. Объём деятельности рассчитан на один учебный год. В данный период запланированы диагностические исследования. Вся спланированная деятельность проводится в рамках режима группы, ОУ, за исключением выездных мероприятий, выходов на природу.
Анализ состояния здоровья детей за прошедшие годы
Год Пропущено по болезни Всего детодней % заболеваний
Образовательное учреждение
2009 620 11163 6
2010 723 10661 7
2011 978 10433 9
2012 (янв. – авг.) 1063 7342 14
Группа
2011 299 2468 12
2012 (янв. – авг.) 255 2440 10
Классификация (ранжирование) частых заболеваний за период январь – август 2012 года
№ Заболевание Кол-во случаев Кол-во детодней
Простудные
1 ОРВИ 167 882
2 Бронхит 6 53
3 Пневмония 2 14
4 Трахеит 2 12
5 Фарингит 2 11
6 Ангина 1 11
9 Отит 2 15
Другие
7 Энтеробиоз 10 45
8 Коньюктивит 4 16
9 Стоматит 1 4
Анкетирование родителей
Цель: проанализировать совместную работу детского сада и семьи по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости
№ Вопрос Ответ (%)
1 - Часто ли болеет ваш ребёнок? - да 46
- нет 46
- Сколько раз в год? 1 – 0; 2 – 23; 3 – 46; чаще - 31
2 Причина болезни:
- недостаточное физическое развитие, воспитание в детском саду
0
- недостаточное физическое развитие, воспитание в семье 15
- и то и другое 15
- наследственность, предрасположенность 38
3 Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребёнка? - да 15
- нет 23
- частично 62
4 На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребёнка?
- на соблюдение режима 77
- полноценный сон 8
- достаточное пребывание на свежем воздухе 31
- здоровую, гигиеническую среду 38
- благоприятную психологическую атмосферу 38
- наличие спортивных и детских площадок 15
- физкультурные занятия 69
- закаливающие мероприятия 54
5 Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребёнка?
- облегчённая одежда для прогулок 42
- облегчённая одежда в группе (носки, короткий рукав) 33
- обливание ног водой контрастной температуры 25
- прогулка в любую погоду 25
- полоскание горла водой комнатной температуры и ниже 42
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры 25
6 Знаете ли вы как укреплять здоровье ребёнка? - да 75
- нет 25
7 Нужна ли вам помощь в этом детского сада? - да 83
- нет 17
-
Таким образом, анализ данных определил следующие направления в работе:
1. Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в группе
2. Повышение компетенций воспитателей, медработника и родителей воспитанников по здоровьесбережению
3. Привлечение внимания к вопросам здоровья детей всех сотрудников ОУ.
Показатели эффективности курса
Показатель Критерий Ответственный Сроки/периодичность
1. Стабильное снижение заболеваемости в группе Сравнительный анализ с показателями прошлого учебного года, как группы, так и всего ОУ Медсестра Май/ 1 раз в месяц
2. Повешение уровня физической подготовленности Прирост показателей развития физических качеств (результаты мониторинга интегративных качеств ребёнка, физические показатели) Заместитель по ВМР, воспитатели группы
Октябрь, апрель/
2 раза в год
3. Использование полученных знаний и сформированных умений в повседневной жизни, в т. ч. в определённой ситуации Физически активный в совместной и самостоятельной деятельности, привычка к рациональному режиму активности и отдыха, сформированы культурно-гигиенические навыки Воспитатели В период реализации Программы, по окончании
4. Повышение количественных и качественных показателей взаимодействия с семьёй Соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, режима, развития культурно-гигиенических, двигательных и иных навыков Воспитатели, заместитель по ВМР В период реализации Программы, по окончании
Практические результаты работы
1. Программа дополнительного образования «Шаги к здоровью»
2. Медицинская карта учё та заболеваемости: результаты
3. Графики диагностических исследований
4. Папка с информационным стендовым материалом (для родителей)
5. Творческие работы детей
6. Сертификаты, благодарности участников соревнований и состязаний различного уровня
7. Дневник клуба
8. Картотека игр, упражнений: «Подвижные игры», «Пальчиковые игры», «Логоритмика», «Ритмика»
9. Сценарии мероприятий (развлечений)
10. Презентационный электронный материал (родителей и воспитателей)
11. Предметы и пособия развивающей среды (приобретённые или изготовленные во время реализации Программы)
12. Фото и видеоматериалы
13. Аналитический отчёт (в бумажном и электронном вариантах)
2. Тематическое планирование (циклограмма)
Ежедневно Еженедельно Ежемесячно 2 раза в год
1 Проветривание (по графику) Занятия «Физическая культура» : 3 р/нед (пятница – на улице)
Спортивные развлечения
Родительское собрание
Отв. Старкова Т. В., Деменева Г. В. * Старкова Т. В., Деменева Г. В.
2 Закаливающие мероприятия – традиционные формы: проветривание, прогулки на воздухе, полоскание горла после еды, мытьё ног, тепловой режим одежды, чистка носа водой Упражнения для профилактики ОРВИ
Спортивный клуб
Анкетирование родителей
Отв. Старкова Т. В.,
Деменева Г. В. Старкова Т. В., Деменева Г. В. Деменева Г. В. Старкова Т. В.
3 Гимнастика (в т. ч. после сна) : пальчиковая, дыхательная, для глаз и ушей, носа (в теч. дня) Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия Информационные листки для родителей
Мониторинг (диагностика) детей
Отв. Старкова Т. В.,
Деменева Г. В. Старкова Т. В., Деменева Г. В. Старкова Т. В. Старкова Т. В., Деменева Г. В.
4 Подвижные игры: в спортивном зале, на улице Индивидуальные консультации для родителей: ЗОЖ Тренинг для воспитателя
Отв. Старкова Т. В.,
Деменева Г. В. Деменева Г. В. Деменева Г. В.
5 Хороводные игры в группе, на улице.
Коррекционная индивидуальная и дифференцированная работа с детьми Консультация для пап
Отв. Старкова Т. В.,
Деменева Г. В. Старкова Т. В., Деменева Г. В. Деменева Г. В.
6 Психогимнастика
Отв. Деменева Г. В.
*Ответственный - один воспитатель, согласно графику работы
3. Содержание программы
Сезон/
месяц № Мероприятия
с детьми № Мероприятия
с родителями
Осень Сентябрь 1 «Культурно-гигиенические навыки в детском саду и дома» 1 Анкетирование № 1
2 Правила гимнастики 2 Родительское собрание № 1:
«Растите детей здоровыми»
3 Массаж
3 Информационный стенд (И. С.)
«Физическое воспитание ребёнка в семье»
4 Профилактика ОРВИ:
- босохождение 4 Развлечение «Поход в осенний лес»
5 «Спортивный клуб» + новая игра
Октябрь 1 Ритмическая гимнастика 1 Приобретение мячей, скакалок
2 Логоритмика. Чистоговорки, потешки, во время умывания, одевания на прогулку. Речевые игры перед едой. Логоритмические паузы на занятиях, в т. ч. на «Музыке». 2 Изготовление спортивных ковриков
3 Профилактика ОРВИ:
- босохождение 3 «Спортивный клуб» +правила клуба
4 Диагностика «Интегративные качества» + уровень физического показателей 4 И. С. : «Режим дня дошкольника»
Ноябрь 1 Развлечение «Осенины» 1 И. С. : «Прививка: за и против»
2 Профилактика ОРВИ:
- дорожки
Гимнастика для глаз 2 Изготовление спортивных ковриков
3 Спортивный клуб + фоторепортаж «Как я отдыхал летом»
Зима Декабрь 1 Развлечение «Путешествие на лесную полянку» 1 Строительство зимнего городка
2 Профилактика нарушения осанки
Профилактика ОРВИ:
- дорожки
- топтание по снегу 2 И. С. : «Компьютер: за и против»
3 Спортивный клуб «Поход на лыжах»
Январь 1 Развлечение «Здравствуй, зимушка, зима» (На улице) 1 И. С. : «Прогулка – это важно»
2 Соревнования «Весёлые старты» 2 Консультация для пап «Роль отца в жизни ребёнка»
3 Профилактика ОРВИ:
- самомассаж
- топтание по снегу
4 Спортивный клуб + народная игра
Февраль 1 Спортивные состязания
«Эх, мальчишки» 1 И. С. : «Способы закаливания»,
«Массаж дёсен щёткой»
2 Рисование «Портрет папы»
3 Профилактика ОРВИ:
- дыхательные упражнения
4 Развлечение «Папа и я»
5 Спортивный клуб + фотовыставка «Мы с папой» (или презентация)
Март 1 Диагностика промежуточная (индивидуально) 1 «День здоровья» (день открытых дверей)
2 Профилактика ОРВИ:
- специальные упражнения
3 Развлечение «Мойдодыр»
4 Спортивный клуб + фитнес
Апрель 1 Малоподвижные игры 1 И. С. : «Босохождение»,
«Плоскостопие»
2 Диагностика «Интегративные качества» + уровень физических показателей 2 Консультация для пап «Виды деятельности, способствующие воспитанию мужчин»
3 Профилактика ОРВИ
Спортивная лесенка
4 Спортивный клуб +Анкетирование № 2
Май 1 «Веселые старты» 1 И. С. : «Как сохранить зрение»,
«Комплекс упражнений для глаз»
2 Профилактика ОРВИ
Езда на велосипеде. 2 Родительское собрание: итоговое
3 Спортивный клуб + презентации (материалы за год)
Лето Июнь 1 Развлечение «Здравствуй, лето» 1 И. С. : «Как сформировать правильную осанку»
2 Рисование «Зелёная аптека»
3 Профилактика:
- босохождение на улице
4 Спортивный праздник «Папа мама, я – спортивная семья»
4. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение:
1) Парциальная программа
Токаева Т. Э. Мир физической культуры и здоровья.
2) Литература для гимнастик
- Доскин В. А. Л. Г. Голубева. Растём здоровыми.
- Вакуленко Ю. А. Физкультминутки.
- Лёвина С. А. Физкультминутки.
- Калинина Т. Н. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет.
- Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет.
3) Музыкальное обеспечение
Дидактическое обеспечение:
1) Игры, игрушки для совместных и индивидуальных игр.
2) Картотека
Материально-техническое обеспечение:
1) Спортивный зал с оборудованием и спортивным инвентарём
2) Спортивный уголок в игровой комнате группы
3) Приобретение и изготовление инвентаря силами родителей
5. Знания и умения воспитанников. Оценка получаемых результатов.
Знания, умения:
- Проявляет готовность к выполнению физкультурно-оздоровительной
деятельности, охотно в неё включается, контролирует и анализирует действия (свои и сверстников)
- Знает простейшие способы заботы о себе, своём здоровье, в т. ч. самостоятелен при выполнении гигиенических процедур в самообслуживании
- Имеет представление о здоровье и нездоровье, простейших способах закаливания
- Использует самостоятельно свой двигательный опыт в играх
- Проявляет быстроту и выносливость в различных видах детской деятельности
- Умеет ходить и бегать, согласуя движения рук и ног
- Сохраняет равновесие на ограниченной поверхности опоры
- Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1,5м.
- Принимает правильное исходное положение при метании, метает предметы разными способами левой и правой рукой, отбивает мяч о землю не менее 5 раз подряд
- Лазит по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой
- Ползает разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками
- Принимает правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляется, прыгает в длину с места
- Строится в колонну, круг, шеренгу, выполнять повороты на месте и переступанием
- Самостоятельно скатывается на санках с горки, тормозит при спуске с нее
- Ходит на лыжах скользящим шагом, выполняет повороты на месте переступанием, поднимается на горку ступающим шагом и «полуёлочкой»
- Катается на двухколесном велосипеде, выполняет поворот направо, налево; придумывает варианты подвижных игр
- Имеет четкие представления о технике основных движений, элементарных спортивных упражнениях////////
- Знает правила поведения на утренней гимнастике, подвижных играх; правила страховки, самостраховки при выполнении физических упражнений
Оценка результатов
Формы учёта знаний, умений: наблюдение, участие в спортивных групповых и внегрупповых мероприятиях; тестирование, беседа, медосмотр, …
Оценка физического развития:
№ Фамилия, имя ребёнка Физическая подготовленность Физические качества Результат
Бег на скорость
(30м) Прыжки в длину с места Метание вдаль (мешочек 150 г/
200г) Ловкость (челночный бег
2 на 5 м или бег на 10 м Гибкость (высота скамейки
25 см) Сила плечевого пояса (метание набивного мяча, 0,5 кг)
Норма:3- 4
М: 10,2-9,1
Д: 11,2-9,3
М: 45-50
Д: 41 - 45 М (п) : 2,6-3.7
(л) :2,5-3,1
Д (п) : 1,9-2
(л) : 1,6-1, 9 М: 4,2-3,5
Д: 4,5-4 «+» дотягивается
«_» не дотягивается М: 110-162
Д: 91-100,2
4 - 5 М: 9,2-8,1
Д: 9,2-8, 3 М: 100-110
Д: 97-105 М (п) :3,9-5,7
(л) :2,5-4,1
Д (п) : 3-5,4
(л) : 2,6-3, 9 М: 2,5-2,3
Д: 2,6-2,1 «+» дотягивается
«_» не дотягивается М: 187-270
Д: 138-221
Нача-ло года Конец года Нач Кон. Нач Кон. Нач. Кон. Нач. Кон. Нач. Кон.
1
2
Мониторинг физического развития детей проводится в соответствии с нормативами, указанными в пособиях: «Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Средняя группа/авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012»; «Мониторинг физического развития детей: диагностический журнал. Вторая младшая группа/авт. -сост. Т. Э. Токаева. – Волгоград: Учитель, 2012».
Оценка уровня интегративных качеств:
№ Фамилия, имя ребёнка Качества/уровень
10 – 12 б – высокий; 7 – 9 – средний; 4 – 6 – низкий; 1 – 3 – низший
Физически развитый Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия Способный управлять своим поведением и планировать свои действия Способный решать интел-е и личностные задачи Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, гос-ве, мире, природе Овладевший универ-сальными предпосылками учебной деят-ти Овладевший необходимыми умениями и навыками
1
2
Мониторинг качеств личности (интегративных качеств) детей проводится по пособиям: «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа / Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012»; «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа / Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012».
6. Литература
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / И. Е. Аверина. – Изд. 2-е. – М. : Айрис-пресс, 2006.
2. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. Вторая младшая группа / Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Былеева Л. В. Русские народные игры: Часть 2. – М. : Сов. Россия, 1988.
4. Здоровейка в гостях у малышей (обучение здоровому образу жизни детей в возрасте с 3 до 7 лет) : Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – Пермь: Издательство ПОНИЦАА, 2005.
5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образоват. учреждений / Авт. и сост. : М. Л. Лазарев. – М. : Мнемозина, 2004.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2010.
8. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / сост. Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2010.
9. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М. : Новая школа, 2003.
10. Шебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.
11. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт. -сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012.