Рябинина Олеся
Программа саморазвития педагога «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы, так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Программа саморазвития педагога „Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».
Цель: определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста, создание условий для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;
Задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
2. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей.
2. Способствовать совершенствованию мелкой моторики детей через пальчиковые игры и гимнастики для рук и кистей.
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; формирование речевых навыков у детей младшего возраста; интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Подбор и изучение нормативных документов и научно – методической литературы 1. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
2. Т. А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва «Издательство Эксмо», 2007 год.
3. С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»
4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. : Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
5. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.
6. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи». – АСТ, 2011.- стр 3,4,
7. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь детей»,
8. Бардышева Т. Ю Пальчиковые игры. –М: «Карапуз», 2007.
9. Большакова С. Е Формирование мелкой моторики рук :Игры и упражнения.
10. Ермакова И. А Развиваем мелкую моторику у малышей, в течении года.
11. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб: Изд. Дом «» Литера» 2007.
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов- на – дону: «Феникс»,2007
13. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов- на –Дону: Владис:М:
14. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики – Спб: Корона – Век, 2007 год.
15. Соколова Ю., Игры с пальчиками. – М: «Эксмо», 200
Внедрение опыта по теме в практику (работа с детьми, с семьей) Создание и подбор картотеки пальчиковых игр, консультаций для родителей, папки передвижки.
Заучивание пальчиковых игр.
Дидактические игры настольные «Бусы» и конструктор.
Консультация для родителей: «Большая польза от мелкой моторики»
Дидактические игры с сыпучими материалами и песком.
Папка передвижка для родителей «Для чего необходимы пальчиковые игры»
Настольные игры на развитие мелкой моторики.» Мозаики с геометрическими фигурами», «Выложи транспорт и морских обитателей из геометрических фигур»,
Нетрадиционная техника рисования.
Обогащение образовательного процесса (развивающая предметно – пространственная среда)
Изготовление дидактических игр:
Д/и «Игры с прищепками»
Д/и «Составь букет»
Д/и «Ёжики»
Д/и «Цветные автомобили»
Д/и «Гусеница»
Д/и «Подбери наряд для куклы»
Д/и «Шнуровки»
Д/и «Найди вторую половинку»
Участие в методической работе ДОУ Отчет о проделанной работе.
Выводы: Для достижения хорошего результата были поставлены цели и задачи, дети должны систематически выполнять различные упражнения направленные на мелкую моторику пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка но и на дальнейшую его жизнь, подготавливает руку к правильному выполнению задания, рисованию и дальнейшему письму. В кистях рук проявляется хорошая подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: ««Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)»
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных досугов, мастер-классов.