Татьяна Брагина
Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа саморазвития
тема
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».
Составила:
Брагина Т. В.
План работы по самообразованию.
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»
«Самое лучшее воспитание — это воспитание желаний.
Можно бороться с желаниями ребенка,
можно потакать его случайным прихотям.
Публикация «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
А можно воспитывать сами стремления, обогащать их.
Создавать почву, на которой попросту
не будут расти желания-сорняки.
Помогать человеческой природе
ребенка проявиться в её лучшем виде».
В. В. Воскобович
Актуальность
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются личные качеств ребенка, развивается умственная активность, интеллектуальные способности, повышается самостоятельность в выборе игр и партнерских отношениях.
Воспитание, развитие детей, а так же поисковая деятельность и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками основано на игре. Задача педагога - выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые соответствуют целям развития личности каждого ребенка.
Разработаны технологии, позволяющие построить процессы совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС. Одной из таких технологий, направленных на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника являются игры В. В. Воскобовича.
Цель данного направления: повышение качества воспитательно-образовательного процесса на основе использования игр В. В. Воскобовича.
Задачи: развитие познавательного интереса, наблюдательности, воображения, креативного мышления, речевых умений, творческих способностей по средствам игровой деятельности.
Такого рода игры несут в себе разнообразные способы развития ребенка во всех видах его деятельности. Применяя данную технологию мы-развиваем у детей общую культуру, интеллектуальные и личностные качества, формируем предпосылки учебной деятельности.
Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:
• Познание
• Интерес
• Творчество
Особенности технологии:
• Широкий возрастной диапазон участников игр.
• Многофункциональность развивающих игр.
• Вариативность.
• Сказочность.
• Взаимосвязь развивающих пособий.
• Поэтапность.
• Широта использования.
• Творческий потенциал каждой игры.
• Комфортность.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр :
• универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
• предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или познакомить его с окружающим миром;
• конструктивный блок – туда входят конструкторы.
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича :
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
План работы по самообразованию
Тема: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: формирование базисных представлений детей по средствам игр Воскобовича. Внедрение данных методик в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
-развитие у ребенка познавательного интереса.
-развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
-гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса на основе использования игр В. В. Воскобовича.
Содержание работы
1. Теоретический этап.
- Подбор литературы по теме самообразования;
- Работа с интернетом;
- Изучение теории по теме: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»
2. Практический этап.
- Разработка перспективного плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В. В. Воскобовича;
- Работа над развивающей средой группы;
- Оформление центра в группе (Воскобовича);
- Подготовка консультаций для родителей о развивающих играх Воскобовича
- Продолжение знакомства со сказками фиолетового леса;
- Подгрупповая и индивидуальная работа с занимательным материалом;
- Консультация, памятки, беседы для родителей по данной теме.
Работа с родителями :
- Рекомендации родителям по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в домашних условиях;
- Индивидуальные беседы;
-Памятки, консультации.
Литература по теме:
1. Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие-Санкт-Петербург:ООО «Развивающие игры Воскобовича»,КАРА2018.-360стр.
2. Харько Т. Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса».
3. "Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
4. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
5. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
6. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
7. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
8. Интернет
Перспективный план работы
Месяц Тема Содержание
работы Практический
выход
Сентябрь
+В течении года Ознакомление с педагогическим опытом работы по данной теме,подбор литературы.
Разработка плана по внедрению в педагогический процесс развивающих игр В. В. Воскобовича.
Составление плана работы по самообразованию.
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
Составления перспективного плана работы с детьми Приобретение игр.
Литература для изучения: из различных Интернет – источников, а так же из методических пособий В. В. Воскобовича.
Сбор дополнительного материала по теме «Использование игр В. В. Воскобовича для развития детей»
Октябрь
+В течении года Работа над развивающей средой группы :оформление центра Воскобовича. Сбот материалов и игр Воскобовича Формирование центра игр Воскобовича
Ноябрь
+ в течении года Подготовка консультации для родителей на тему: «Полноценное и всестороннее развитие детей по средствам игровых технологий Воскобовича». Сбор информации и оформление консультаций для родителей. Ознакомление родителей с консультациями.
Декабрь
+в течении года Продолжение знакомства детей со сказками «Фиолетового леса»
Сбор героев и атрибутов для пополнения уголка Воскобовича. Использование данного материала в пед. процессе.
Январь
+ в течении года
Знакомство с играми В. В. Воскобовича «Геоконт», «Игровизор». Пополнение центра Воскобовича новыми для детей играми Проведение познавательных занятий с использованием игр В. В. Воскобовича.
Февраль Знакомство с прозрачным квадратом, его строением и функциями. Сбор информации об использовании прозрачного квадрата Использование пособия (прозрачный квадрат) в пед. процессе
Март Проект совместной деятельности с родителями по ознакомлению с развивающими играми В. В. Воскобовича. Выполнение пособий своими руками (игровизоры) Совместная творческая деятельность с родителями.
Апрель Выставлении информации по данной теме в интернет рессурс. Публикация информации Пополнение сайта
Май Тестирование детей «Влияние игр и методик Воскобовича на всестороннее развитие ребенка» Оформление тестирования Подведение итогов.
Ожидаемые результаты программы
Наличие у детей знаний об развивающих играх, значимости, умение использовать самому и научить другого, возникновение стойкого интереса.
Привлечение семьи к обучению и приобретению игр развивающего характера.
Имя ребёнка Знает название игр, картотеку игр Знает и может научить другого Знает героев сказочных лабиринтов Итог
Игра «Геоконт» предназначена развивать творческое конструирование у детей. В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Помогают детям выполнять задания такие сказочные персонажи, как малыш Гео, ворона Метра. С помощью неё дети могут увидеть и провести контуры геометрических фигур. Игру можно усложнять для достижения наилучшего результата, она полезна для формирования и закрепления математических представлений, как у дошкольников, так и младших школьников.
«Квадрат Воскобовича» помогает детям развить логику и воображение. Эту игру называют по-разному: «Косынка», «Вечное Оригами», «Кленовый листок». Квадрат может трансформироваться в другие фигуры. Помогают ребенку найти ответ в задачах папа Прямоугольник, мама Трапеция и дедушка Четырехугольник.
Изготовить двухцветный квадрат на каждого ребенка можно самим. Для этого понадобится нетканый материал (он хорошо сгибается). На него наклеивается плотный картон в виде треугольников ( 32шт:16 красных и 16 зеленых).
Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:
В волшебной стране фигурок разных
Живет квадратик, смешной и веселый
То как девица он красный,
То как травка – совсем зеленый.
Тот квадратик необычный,
Мне не скучно с ним играть,
С ним могу я очень просто
Знаменитым волшебником стать.
Превращу его в кораблик
Иль в конфету, или в дом,
В мышку, в ежика и в рыбку,
Нам с ним весело вдвоем.
Знакомя детей с квадратом можно предложить такие задания:
• «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);
• «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);
• «Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
• «Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)
Затем познакомить детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
«Кораблик Брызг-Брызг» - это игра, развивающая математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание детей.
Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки» и др.
«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти. Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Таким образом, дети наглядно видят и запоминают состав чисел.
«Волшебная восьмёрка» - это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги.
С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.
Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету или чтению, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
• Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
• Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
• Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
• Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.
Игры В. В. Воскобовича успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования.
Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Используя развивающие игры Воскобовича, я пришла к выводу, что познавательный интерес детей на занятиях по математике стал более глубоким, устойчивым и действенным. В процессе таких игр решаются задачи, которые способствуют формированию и развитию у дошкольников математических представлений. Дети проявляют внимание и заинтересованность к математическим занятиям и играм, наблюдается устойчивый интерес к выполнению заданий с математическим материалом, большинство детей выполняют задания самостоятельно, увеличилось количество детей, которые в самостоятельной деятельности выбирают игры математического характера.